Слайд 1Изображение периодизации
жизни человека.
Гнутов .А.А
Слайд 2Грудной период
с 4 недель до 1 года
Переход от внутриутробного
к внеутробному образу жизни. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической
жизни
Слайд 3Младенчество
2 месяца — 1 год
Социальная ситуация развития
Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы»)
Ведущая деятельность
Непосредственно –эмоциональное
общение
Общение
С родным взрослым
Слайд 4Раннее детство
1—3 года
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (конкретный,
из близкого окружения), или «Я и другой», или Ребенок –
Предмет- Взрослый.
Познание мира человеческих предметов.
Ведущая деятельность
Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)
Общение
со взрослым – ситуативно-деловое,
со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание.
Слайд 5Дошкольное детство
3 — 7 лет
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый
(общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность
Игра (сюжетно-ролевая игра)
Общение
Общение со взрослыми:
3-5 лет — внеситуативно-познавательное;
5-7 лет — внеситуативно-личностное.
Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание
Слайд 6Младший
школьный возраст
6—7—10 лет
Социальная ситуация развития
Внутренняя позиция
ученика как человека, совершенствующего самого себя
Ведущая деятельность
Учебная деятельность
Общение
Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников.
Совместное обсуждение учебных проблем
Слайд 7Подростковый, отроческий возраст
10-11-14-15 лет
Социальная ситуация развития
Формирование сознательного отношения
к себе как к члену общества. Благоприятные условия (для проявления
индивидуальности
Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков.
Ведущая деятельность
Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн)
Общение
Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.
Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
Слайд 8 переход к юности
(15-18 лет)
Становление человека как субъекта
собственного развития
Слайд 9Юность
Ранняя — 15—17 лет. Поздняя — 17-21 год.
Социальная ситуация
развития
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало
практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития
Ведущая деятельность
Учебно - профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение
Общение
Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь
Слайд 10 переход к взрослости
(18-20 лет)
«Отрыв от родительских корней»
Слайд 11Взрослость: молодость и зрелость
Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») —
20—30 лет.
Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет
Социальная ситуация развития
Принятие
на себя полноты ответственности
Ведущая деятельность
Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека.
Спектр основных сфер деятельности — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение
Общение
Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью.
Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений
Слайд 12Нормативные кризисы зрелости
Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более
упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;
кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;
кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) - Взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь, супружеская пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальной активности.
Слайд 13Взрослость: старение и старость
Пожилой возраст (старение) — 60—75 лет.
Старость —
75-90 лет.
Долгожительство — свыше 90 лет
Социальная ситуация развития
Готовность
к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости
Ведущая деятельность
Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби.
Общение
Прародительство. Постепенный отказ от активности. Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
Слайд 14Кризис индивидуального существования
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки
в отношении смерти