Разделы презентаций


Изобразительно-выразительные средства

Содержание

Лингвистическая задача № 1.Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? (А) шведка;  (Б) румынка;  (В) итальянка;  (Г) японка;  (Д) корейка.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства
Урок развития речи

Изобразительно-выразительные средства Урок развития речи

Слайд 2Лингвистическая задача № 1.
Какое из пяти перечисленных слов по смыслу

лишнее?
(А) шведка; 
(Б) румынка; 
(В) итальянка; 
(Г) японка; 
(Д) корейка.

Лингвистическая задача № 1.Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? (А) шведка;  (Б) румынка;  (В) итальянка;  (Г) японка;  (Д) корейка.

Слайд 3Лингвистическая задача № 2.
Какое из пяти перечисленных слов по смыслу

лишнее?
(А) обезьяна; 
(Б) зайчиха; 
(В) львица; 
(Г) актриса; 
(Д) японка.

Лингвистическая задача № 2.Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? (А) обезьяна;  (Б) зайчиха;  (В) львица;  (Г) актриса;  (Д) японка.

Слайд 4Схематический диктант
Расставьте знаки препинания:
Всуньте руку в дуп­ло и ваша рука

увязнет в меду.
Телеграмму принесли вечером и поэтому только утром смогли

выехать.
В голове у меня шумело и на душе было тяжело.
Тверда его рука и ясен ум.
Стало быть ей было известно её положение и она понимала его.
Когда я вошёл к ней было светло и ещё не зажигали ламп.
Не кричите на меня и не говорите мне «ты».
Часть военных перегрузили и на палубе успокоились.
Почему в комнате так темно и все вещи не на месте?
То он собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя львов то его тянуло к пожарному делу.






Схематический диктантРасставьте знаки препинания:Всуньте руку в дуп­ло и ваша рука увязнет в меду.Телеграмму принесли вечером и поэтому

Слайд 5Тест по теме: «Сложносочиненное предложение»
В MS Teams на 10 минут

Тест по теме: «Сложносочиненное предложение»В MS Teams на 10 минут

Слайд 6Соотнесите термин, определение и пример

Соотнесите термин, определение и пример

Слайд 7Сравнение
Один из простейших тропов, определение явления и понятия в художественной

речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с

ним общие признаки.
Сравнение либо указывает на сходство (слова «похож», «подобно»), либо выражается посредством союзов «как», «точно», «словно» и т.д.

Он был похож на вечер ясный (Л.)

Лес словно терем расписной (Некр.)

Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет (Паст.)
СравнениеОдин из простейших тропов, определение явления и понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим

Слайд 8Эпитет
Художественное определение, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.
Бывают:
Общеязыковые

(трескучий мороз, проницательный взгляд, нестерпимая боль)
Народно-поэтические (чистое поле, красно солнце,

сыра земля)
Индивидуально-авторские (дряблый смех, овечья любовь, седая юность)
Фразеологизмы (бабье лето, буриданов осел, горе луковое, желтая пресса)


ЭпитетХудожественное определение, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.Бывают:Общеязыковые (трескучий мороз, проницательный взгляд, нестерпимая боль)Народно-поэтические (чистое

Слайд 9Метафора
Употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или

явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Перенос именования на

основе сходства.
Частный случай метафоры – олицетворение.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана… (Л.)

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот (Паст.)
МетафораУпотребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или

Слайд 10Метонимия
Перенос наименования с одного слова на другое на основе смежности

(логической связи).
Частный случай метонимии – синекдоха (часть вместо целого).

Читал охотно

Апулея,
А Цицерона не читал. (П.)
– автор вместо произведения

Я три тарелки съел! (Кр.)
– емкость вместо содержимого
МетонимияПеренос наименования с одного слова на другое на основе смежности (логической связи).Частный случай метонимии – синекдоха (часть

Слайд 11Тест ОГЭ
№ 1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности

речи является фразеологизм.
 
1) Приходят новички и те, кто уже много

раз слушал дедушку Пешеходова.
2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
Тест ОГЭ№ 1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Приходят новички и те,

Слайд 12№ 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи

является сравнение.
 
1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке

у клоунов, сильной струёй.
2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

№ 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) И слёзы наконец брызнули, как

Слайд 13№ 3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи

является эпитет.
1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.
2) Мы

с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?
3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.
4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.
5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.

№ 3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) На солнце стали наползать вечерние

Слайд 14№ 4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи

является метафора.
1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял

руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

№ 4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.1) Телефон затих, зелёный экранчик погас,

Слайд 15№ 5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи

является эпитет.
1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной

с палец.
2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.
3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.
4) Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть.
5) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.

№ 5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) У него холодные глаза и

Слайд 16Домашнее задание:

Домашнее задание:

Слайд 17Выпишите из текста тропы, определите их разновидность:

Был прекрасный июльский день,

один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода

установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже "парит" по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. (И.Тургенев)

Выпишите из текста тропы, определите их разновидность:Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только

Слайд 18Заполните таблицу примерами из текста Тургенева:

Заполните таблицу примерами из текста Тургенева:

Слайд 19Сочинение в формате ОГЭ 15.1

Сочинение в формате ОГЭ 15.1

Слайд 20«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и

заключается специфика языка художественной литературы». (Г.Я. Солганик)

Как Вы понимаете эту

цитату?


Какими примерами из текста можно подтвердить эту мысль? Какие образы создает Тургенев и с помощью каких языковых средств он это делает?
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Г.Я. Солганик)Как

Слайд 21«Метафора удлиняет радиус действия мысли, представляя собой в области логики

нечто вроде удочки или ружья» (Хосе Ортега-и-Гассет)
 
Как Вы понимаете эту

цитату?



 
Какими примерами из теста можно подтвердить эту мысль? Какие образы создает Тургенев и с помощью каких языковых средств он это делает?


«Метафора удлиняет радиус действия мысли, представляя собой в области логики нечто вроде удочки или ружья» (Хосе Ортега-и-Гассет) Как

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика