Слайд 1Изобразительное искусство
Средних веков
Слайд 2Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к внешнему
и внутреннему украшению храмов. Подчиненное влиянию церкви, оно последовательно рассказывало
верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу. Обращали на себя внимание и разные масштабы фигур, размеры которых зависели от их иерархической зависимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.
Слайд 3Скульптура романского стиля
Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных,
полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах,
рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.
Слайд 4 Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция.
XII – XVI вв.
Химеры.
Собор Нотр-Дам де Пари. Франция.
XII – XVI вв.
Слайд 6
Собор в Реймсе. Франция .Химеры. XII в.
Слайд 7Химеры. Скульптура собора в Шартре. Середина 12 в. Франция
Слайд 8 Фресковые росписи романского периода почти не
сохранились, причина – техника живописи. Водяные краски на клеевой основе
наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей – агнец, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам.
Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе. 1145-1155 гг. Франция.
Слайд 9 Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери,
культ которой особенно широко распространился начиная с XII в. Ниже
располагались апостолы, ангелы и святые. Вглядываясь в разномасштабные изображения фигур, нельзя не отметить их теснейшую связь с традициями народного творчества.
Мадонна с веретеном. Испания. 12 в.
Слайд 10Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора.
Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в
то же время сердечной мягкости. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, орел, лев и бык – не внушают страха, напротив, - это мирные стражи и верные помощники Бога.
Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала собора в Шартре (середина XII в., Франция). В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами.
Слайд 11 Этот сюжет повторяется и в
рельефе церкви
Сен-Трофим в Арле. Франция.
Слайд 12 Христос. Скульптура собора в Шартре.
1145-1155 гг. Франция.
Слайд 13Скульптуры алтаря аббатства в Муссаке. 10 в. Франция.
Главной задачей средневековых художников стало украшение храмов, создание произведений,
которые должны были отражать образы божественного мира и наставлять верующих на путь истинный. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей.
Слайд 14 Фигуры выглядят естественно просто и реалистично. Наивные
в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень
важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.
Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен -Пьер в Муссаке.
Скульптура собора в Шартре. 12 в.Франция.
Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой.
Страшный суд. Собора Сен – Лазар в Отене. 1130
– 1140 гг.
Над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела воображением: романский бог – это не тот парящий высоко над миром Воздержитель, которого создавали византийцы, но судья и защитник. Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия.
Страшный суд (деталь рельефа собора Сен – Лазар в Отене). 1130 – 1140 гг.
Слайд 17Скульптура готики
Из всех видов изобразительного искусства
готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана
с архитектурой. Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека.
Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге.
«Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.
Слайд 18Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры,
но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более
свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний.
Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево. 1410 г.
Слайд 19Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура превращается в
возвышенные и одухотворенные образы. Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической
скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей.
Марбургский всадник.
1245 – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.
Слайд 20
Так высятся они немой загадкой
(сами себе и вечности сродни);
и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест,
прямой, как и они,
и сразу замирает, недвижим,
обогнанный столетьями на воле.
Их держат в равновесии консоли,
где целый мир, но он неведом им,-
мир спутанный, без собственной опоры,
где атлет и зверь трясутся оба
и, корчась никогда не сходят с мест.
Э.М.Рильке. «Портал».
Скульптура собора в Бамберге. Германия.
Слайд 21Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию
в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы.
Скульптура собора в
Бамберге. Германия.
Слайд 22
Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа
и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора
в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция.
Скульптура Реймсского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.
Слайд 23Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к
подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и
Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.
Слайд 24Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся
в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный
наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священого Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.
Слайд 25В искусство вошли темы страдания. Например эмоциональный строй готического искусства
создается устремлением скульптурных фигур, их легким изгибом, выразительным ритмом драпировок.
Скульптурные портреты маркграфа Эккерхарда и его жены Уты – первые реалистические портреты в скульптурном искусстве готики. Здесь переданы душевное состояние и особенности характера героев.
Маркграф Эккерхард и его жена Ута. Собор в Наумбурге. 13 в. Германия.
Слайд 26
Образ Маркграфини Уты —
одно из наиболее тонких и проникновенных созданий Наумбургского мастера среди
статуй западного хора.
«Ута». Деталь статуи западного хора собора в Наумбурге. Ок. 1250. Германия.
Слайд 27Искусство витража
На смену фреске в изобразительном искусстве
готики приходит витраж, изображение которое составляется из кусков цветных стекол,
соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах.
Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».
Слайд 28Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в
вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.
Окно – роза в церкви
Сен-Дени. 12 век. Франция.
Слайд 29Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари. Франция. 12-14
вв.
Слайд 30Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей Средневековья XII
– XIV вв. находится в Шартрском соборе. В его главной
композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы.
Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII –XIII вв. Витраж собора в Шартре. Франция.
Слайд 31Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре. Франция.
Слайд 33 Витражи собора Нотр-Дам
де Пари. Франция.
Слайд 34Домашнее задание
Подготовить сообщение (на выбор):
«Особенности романского стиля изобразительного искусства».
«Скульптура готических
соборов».
«Искусство витража»
«Ювелирное искусство средних веков»
«Гобелены Средневековья».