Слайд 1Отработка пропущенных занятий по экономической теории состоится 22.03.2012 в 18.40
Слайд 2Спрос и предложение.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Понятие спроса и факторы влияющие на
него.
2.Понятие предложения и факторы, вызывающие его изменения.
3. Понятие рыночного равновесия
и рыночная цена.
Слайд 3
Понятие спроса и факторы влияющие на него.
Спрос – это платежеспособная
потребность покупателей в том или ином товаре при данной цене.
Спрос ограничивает любая цена. Спрос, как правило, меньше потребности.
Слайд 4Индивидуальный спрос – это спрос отдельного потребителя или одной семьи.
Рыночный спрос представляет спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями).
Величина (объем) спроса - это некоторое количество блага, которое потребитель, группа потребителей или население в целом покупает по определенной цене в единицу времени при данных условиях.
Слайд 6Шкала спроса на бутерброды в студенческой столовой
Слайд 8Линия D называется кривой спроса. Она показывает движение спроса на
товар или услугу по мере изменения цены.
Слайд 9
При высокой цене при прочих равных условиях приобретается меньшее количество
товара, чем при низкой, и наоборот, чем ниже цена, тем
большее количество товара люди готовы купить. Это значит, что существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эта обратная связь называется законом спроса.
Слайд 10Неценовые факторы изменения спроса:
климатические или сезонные изменения;
денежные доходы потребителей;
изменения в стиле, вкусе, привычках;
перспективные ожидания;
цены на товары
– заменители;
цены на дополняющие товары;
Слайд 12Если спрос увеличивается, то кривая спроса смещается вправо (D1);
Если спрос
снижается, то кривая спроса смещается влево (D2).
Слайд 13 Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение
другой.
Эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса при изменении
цены.
Слайд 14Эластичность
Описывает, в какой степени изменение цены влияет
на величину спроса.
Если эффект от изменения цен относительно мал, то
спрос на этот товар неэластичен.
Если спрос эластичен, то небольшие изменения в цене могут вызвать относительно значительные изменения в спросе на товар.
Слайд 15(К. ц. эл. спроса). Ed = % изменение спрашиваемой продукции
\ % изменение цены = ∆ Q (%) \ ∆
P(%)
Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению его цены.
Слайд 16 ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ РАВНОМ ЕДИНИЦЕ, ГОВОРЯТ О «ЕДИНИЧНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА».
Когда
коэффициент эластичности стремится к бесконечности, говорят о совершенно эластичном спросе
по цене.
Слайд 17 КОГДА КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ РАВЕН НУЛЮ, МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С СОВЕРШЕННО
НЕЭЛАСТИЧНЫМ СПРОСОМ ПО ЦЕНЕ НА ТОВАР. ПРИ ЭТОМ ВЕЛИЧИНА СПРОСА
СОВСЕМ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ.
Если коэффициент эластичности больше 1- спрос эластичный по цене. Величина спроса изменяется в большей степени, чем уровень цены.
Слайд 18На эластичность спроса влияют: наличие товаров – заменителей; значимость товара
для потребителя (предметы первой необходимости); фактор времени; доступность товара и
услуги; степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным товаром или услугой.
Слайд 19Товары с эластичным спросом это обычно:
предметы роскоши (драгоценности, деликатесы, шампанское);
вещи,
цена которых существенно ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);
легко заменяемые
товары (отдельные виды мяса, фрукты)
Слайд 20Товары же с неэластичным спросом это:
предметы первой необходимости (лекарство, обувь,
электричество);
вещи, цена, которых малоощутима для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);
труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).
Слайд 21Точечная эластичность – это эластичность, измеренная в одной точке кривой
спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса
и предложения.
Слайд 22 Где P0 – начальная цена, Q0 - начальный объем
спроса; P1 - новая цена; Q1 - новый объем спроса.
Дуговая
эластичность спроса – примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов.
Слайд 23Перекрестная эластичность спроса - показатель, выражающий отношение процентного изменения в
объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага.
Слайд 24
Эластичность спроса по доходу – показывает соотношение относительного изменения величины
спроса на товар и относительного изменения дохода потребителя:
ED|I =
Δ D/D
ΔI/I
Если Е DI >0, - то это взаимозаменяемые блага (субституты)
Если Е DI <0 – то это взаимодополняемые (комплименты).
Слайд 25Эффекты в законе спроса :
Эффект дохода
Эффект замещения
Эффект
убывания предельной полезности
Слайд 26● Эффект дохода – изменение реального дохода потребителя вследствие изменения
цены на потребляемые блага.
Слайд 27● ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ – ЗАМЕНА ОДНОГО БЛАГА ДРУГИМ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ИЗМЕНЕНИЕМ
ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ЦЕН.
ПРИМЕР, ЦЕНА КАКАО РАСТЕТ, ЦЕНЫ ОСТАЛЬНЫХ БЛАГ
НЕИЗМЕННЫ, ТО КАКАО СТАНОВИТСЯ ДОРОЖЕ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ЕГО БУДУТ ПОКУПАТЬ МЕНЬШЕ, А ЧАЯ КУПЯТ БОЛЬШЕ.
Слайд 28Эффект убывания предельной полезности -
способ описания ситуации, когда последняя
единица товара приносит меньше удовлетворения, чем предпоследняя.
Полезность – возможность использования
товара себе на благо.
Слайд 29ТОВАРЫ ГИФФЕНА.
ДАЖЕ С РОСТОМ ЦЕНЫ НА НИХ СПРОС
НЕ СНИЖАЕТСЯ И ТЕМ САМЫМ КРИВАЯ СПРОСА ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ НАКЛОН.
Исключения из закона спроса:
Слайд 30Эффект Веблена
Эффект от сокращения спроса (потребления) товара, связанный с понижением
его цены, так как потребитель считает, что это происходит из-за
ухудшения качества товара.
Демонстративное потребление - это "использование потребления для доказательства обладания богатством", потребление "как средство поддержания репутации".
Слайд 31Эффект сноба
Эффект сноба - отказ от приобретения тех товаров, которые
приобретают другие, точнее большинство. Сноб старается выделится среди, как он
полагает, серой массы, но при этом ведет себя нерационально.
Есть люди — снобы, которые не хотят пользоваться товарами массового использования.
Слайд 322. Понятие предложения и факторы, вызывающие его изменения.
Предложение – это
количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить
к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени.
A
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (SUPPLY)
B
C
D
E
0
1
2
3
4
5
10
20
30
40
50
60
Q
P
S
S (supply)
Слайд 35Между ценой (при прочих равных условиях) и количеством предлагаемого продукта
существует прямая связь. С повышением цен соответственно возрастет и величина
предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Слайд 36Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой товара
и величиной предложения.
Слайд 37Основные неценовые факторы :
цены на производственные ресурсы;
-изменения в
технологии производства;
-налоги и субсидии;
цены на другие товары;
ожидания производителей;
число продавцов.
Слайд 38Эластичность предложения
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
степень загрузки производственных мощностей,
размер товарных запасов,
наличие свободной рабочей силы,
возможность перелива капитала
и т. д.
● фактор времени.
Слайд 39Предложение считается эластичным, если производители чувствительны к изменениям цен.
К.
ц. эл. Es = Изменение величины предложения (в %),\Изменение цены
(в%) =∆ Q (%)\ ∆P(%)
Эластичность предложения всегда положительна.
Слайд 40
При единичной эластичности (абсолютно, совершенно) предложения имеет место равновеликое изменение
цен и количества предлагаемых товаров. (ES = 1)
В случае эластичного
предложения незначительное увеличение цены вызывает значительное увеличение количества предлагаемого к продаже товара. (ES >1)
При неэластичном предложении увеличении цены не оказывает, какого, либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. (ES <1)
Слайд 41На эластичность предложения влияют следующие основные факторы:
- отсутствие товаров -
заменителей;
- уровень товарных запасов;
- резервы производственных мощностей;
- экономическая конкуренция;
- уровень
конкуренции;
- фактор времени.
Слайд 423. Понятие рыночного равновесия и рыночная цена.
Цена спроса это та
цена товара, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель.
Цена, по
которой производитель предлагает свой товар является ценой предложения.
Слайд 43Когда интересы производителей и потребителей совпадают, получается равновесие рынка.
Предложение
и спрос совпадают или эквивалентны (равноценны) при приемлемой для потребителя
и производителя цене.
Слайд 44 Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на
том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже
согласен купить.
Слайд 45
РАВНОВЕСИЕ
0
Q
P
D
D
S
S
ДЕФИЦИТ
ИЗБЫТОК
А
Слайд 46Точка А называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Равновесная
цена – это цена, при которой величина спроса совпадает с
величиной предложения.
Слайд 47 Если рыночная цена станет ниже равновесной, возникает товарный дефицит. Рыночная
цена станет выше равновесной, возникает перепроизводство, избыток товаров.
Слайд 48Влияние колебания спроса и предложения на равновесную цену и равновесное
количество
– увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и
равновесного количества товара;
– уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
– рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
– сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Слайд 49Темы рефератов:
Товары Гиффена
Эффект Веблена
Эффект Сноба
Ценовая дискриминация