Слайд 1 Изучение описания человека на материале художественного текста
Слайд 2Тема урока: изучение описания человека на материале художественного текста
Материалы:
отрывок
из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;
отрывок из романа
И.С. Тургенева «Ру́дин»;
отрывки из повести Н.В. Гоголя «Портрет»;
иллюстрации к вышесказанным произведениям.
Уровень подготовки: В1 – В2
Типы урока: комбинированный
Время урока: 2 часа
Слайд 3Цели урока:
1. расширить словарный запас иностранных учащихся по теме
«описание человека»;
2. научить студентов типам речи (описание, рассуждение, повествование);
3.
стимулировать интерес иностранных студентов к изучению русской литературы и русского языка;
4. развить разные виды речевой деятельности: чтение, говорение, творческое письмо и др;
5. повторить и закрепить изученные знания;
6. сформировать коммуникативные умения и развить речь иностранных учащихся.
Задачи урока:
1. ознакомить студентов с материалами;
2. систематизировать лексику по теме “описание человека”;
3. выполнить вышеизложенные цели.
Слайд 4Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
3. Объявление цели
и задачи урока.
4. Предтекстовые задания.
5. Чтение и анализ отрывков из
художественных текстов.
6. Послетекстовые задания и беседа по текстам.
7. Итог урока.
8. Домашние задания.
Слайд 5 Отгадайте загадки.
(1)
У́тром на четырёх,
Днём на двух,
А ве́чером на трёх.
(2)
Не
се́ют,
Не сажа́ют,
Сами выраста́ют.
(3)
Вот гора́,
У горы́ две глубо́кие но́ры.
В
этих но́рах во́здух бро́дит,
То захо́дит, то выхо́дит.
(4)
Когда еди́м – они рабо́тают.
Когда не еди́м – отдыха́ют.
Не будем их чисти́ть
– они заболя́т.
Слайд 6(5)
Брат с бра́том
Через доро́гу живут,
А один друго́го не
ви́дит.
(6) Что за обе́дом всего нужнее?
(7) Кто всё слышит, но
не говорит?
Слайд 7 Л.Н. Толсто́й так описа́л Ната́шу Росто́ву в 1-м
то́ме рома́на «Война и мир»: "...Черногла́зая, с больши́м ртом, некрасивая,
но жива́я де́вочка, с свои́ми де́тскими откры́тыми пле́чиками, вы́скочившими из корса́жа от быстрого бе́га, с своими сби́вшимися назад чёрными кудря́ми, то́ненькими оголёнными рука́ми и ма́ленькими но́жками в кружевны́х пантало́нчиках и откры́тых башмачка́х, была в том милом во́зрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок еще не девушка...".
Лингвистическое комментирование:
вы́скочивший: действительное причастие, прошедшего времени, от глагола “вы́скочить”, значит выпрыгнуть/выбежать откуда-н.
корса́ж: часть женского платья от шеи до пояса.
сби́вшийися: причастие от глагола «сбиться», значит запутаться, смешаться, вступить в противоречие с самим собою.
то́ненький: (разг.) уменьш.-ласк. к тонкий в 1 и 2 знач., очень тонкий.
оголёный: не прикрытый одеждой, раздетый, голый.
башмачок: уменьш.-ласк. к “башмаки”, обуви.
Слайд 8Вопросы после текста:
1.Кто читал роман «Война и мир»? Кто
такая Наташа Ростова?
2. Нравится ли вам Наташа Ростова? Почему?
3.
Что вы можете сказать о Наташе Ростовой? (о внешности)
4. Отгадайте, сколько лет Наташе Ростовой (именно в отрывке), и объясните почему.
5. Найдите в отрывке все слова в уменьшительно-ласкательной форме и отгадайте цель писателя.
6. Какой характер Наташи писатель показывает нам?
7. Как писатель создаёт образ героя в этом отрывке?
8. Посмотрите на следующие 3 картины, как вы считаете, которая из них больше соответствует описанию в тексте, и объясните свой выбор.
Слайд 9
с коро́ткими во́лосами – …………..
………………… – редковоло́сый
с кра́сными щека́ми
–………………
с широ́кими плеча́ми – …………….
………………………. – узкопле́чий
с то́лстой ше́ей
– …………………..
с белой ко́жей – ……………………
с дли́нной бородо́й – ………………
……………………… – длиннору́кий
с ры́жими уса́ми – ………………
…………………… – карегла́зый
c све́тлыми глазами – …………
…………………… – длинноно́сый
c больши́м но́сом – ……………...
………………….. – толстогу́бый
с то́нкими губами – ……………..
…………………... – круглоли́цый
с бле́дным лицом – ……………..
с густы́ми бровя́ми – ……………
………………….. – темнобро́вый
Упражнение 2. Продолжите ряд.
Образец: чёрноглазый – с чёрными глаза́ми
Упражнение 1: Образуйте слова по модели: нога́ – но́жка (то есть образуйте уменьшительно-ласкательные формы слова.)
рука́, плечо́, бро́ви, глаза́, нос, у́хо, щека́, рот, усы́, борода́, коса́, зуб
Слайд 10ОТРЫВОК 2.
И.С. Турге́нев так описа́л Ната́лью в
рома́не «Ру́дин»: "... Дочь Да́рьи Миха́йловны, Ната́лья Алексе́евна, с пе́рвого
взгля́да могла́ не понра́виться. Она ещё не успе́ла разви́ться, была худа́, смугла́, держа́лась немно́го сутулова́то. Но черты́ её лица́ были краси́вы и пра́вильны, хотя слишком вели́ки для семнадцатиле́тней де́вушки. Осо́бенно хоро́ш был её чи́стый и ро́вный лоб над то́нкими, как бы надло́мленными середи́не бро́вями. Она говори́ла мало, слу́шала и гляде́ла внима́тельно, почти́ при́стально, – то́чно она себе во всем хоте́ла дать отчёт. Она часто остава́лась неподви́жной, опуска́ла руки и заду́мывалась; на лице́ её выража́лась тогда вну́тренняя рабо́та мы́слей... Едва́ заме́тная улы́бка появи́тся вдруг на губах и скро́ется; больши́е тёмные глаза́ тихо подыму́тся...".
ОТРЫВОК 3.
Н.В. Го́голь так описа́л ростовщика́ в по́вести «портре́т»: "...Высо́кий, почти необыкнове́нный рост, сму́глое, то́щее, запалённое лицо́ и какой-то непостижи́мо стра́шный цвет его, больши́е, необыкнове́нного огня́ глаза́, нави́снувшие густы́е бро́ви отлича́ли его си́льно и ре́зко от всех пе́пельных жи́телей столи́цы…Но что странне́е всего и что не могло́ не порази́ть мно́гих - это была́ стра́нная судьба́ всех тех, кото́рые получа́ли от него де́ньги: все они ока́нчивали жизнь несча́стным о́бразом...".
Слайд 11Художник В.А. Свешников, Наталья и Рудин. Иллюстрация к роману "Рудин".
Портрет
ростовщика. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Слайд 12Лингвистическое комментирование:
сутулова́то: немного сутулый, сгорбленный, с приподнятыми плеча́ми и немного
вы́гнутой спино́й.
при́стально: сосредоточенно, напряженно-внимательно, не отрываясь.
отчёт: объяснение
ростовщи́к: тот, кто
дает деньги в рост (в долг, под высокий процент).
то́щий: очень худой из-за недостаточного физического развития, плохого питания, болезни.
непостижи́мо: непонятно
пе́пельный: светло-серый
порази́ть: нанести удар кому-нибудь, победить, сильно удивить
Слайд 13Вопросы после текстов:
1. Опишите внешность Натальи по тексту.
2. Какой основной
приём использует писатель для создания образа Натальи?
3. Какие черты характера
у Натальи вы заметили из текста? Как писатель выражает эти черты?
4. Можно ли сказать, что Наталья – это положительный герой в романе? Почему?
5. Опишите внешность ростовщика.
6. Какое впечатление производит на вас внешность ростовщика?
7. Какие черты характера ростовщика автор подчеркнул в отрывке?
8. Как вы думаете, ростовщик – это положительный или отрицательный герой в повести? Объясните свой выбор.
Задание 3. Как вы понимаете следующие пословицы? Согласны ли вы с ними? Есть ли похожие выражения в вашей стране?
1. Глаза́ – это зе́ркало души́.
2. Коль о́чи све́тятся – душа чи́ста.
3. Хоро́шего человека по глаза́м видно.
4. Во́лос до́лог, да ум коро́ток.
5. Держи́ у́ши поши́ре, а рот поу́же.
6. Рот не воро́та, замко́м не запрёшь.
7. Голова́ без ума́, что фона́рь без свечи́.
8. Ру́ки рабо́тают, а голова́ ко́рмит.
9. Одна́ голова́ хорошо́, а две́ лу́чше.
Слайд 14Прочитайте отрывки из повести Н.В. Гоголя «Портре́т», и посмотрите как
писатель по-разному описывает персонажей мужского пола в одном произведе́нии.
Портре́тная характери́стика
Чартко́ва (нача́ло повествова́ния):
“…Ста́рая шине́ль и нещегольско́е пла́тье пока́зывали в нём того челове́ка, который с самоотверже́нием пре́дан был своему́ труду́ и не имел вре́мени забо́титься о своём наря́де, всегда име́ющем таи́нственную привлека́тельность для мо́лодости…”
Портре́т сы́на того самого́ худо́жника, кото́рый когда́-то со́здал портре́т ростовщи́ка:
“…Это был стро́йный человек, лет тридцати́ пяти́, с дли́нными чёрными кудря́ми. Прия́тное лицо́, испо́лненное какой то све́тлой беззабо́тности, пока́зывало ду́шу, чу́ждую всех томя́щих све́тских потрясе́ний; в наря́де его не было никаки́х притяза́ний на мо́ду: всё пока́зывало в нём артиста…”
Слайд 15Портрет Чарткова, Кукрыниксы. Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Портрет», 1951
г.
Портре́т сы́на худо́жника
Слайд 16Лингвистическое комментирование:
нещегольско́й: не изысканный, не нарядный, не модный.
наря́д: одежда, костюм.
беззабо́тность:
сущ. по знач. прил.: беззаботный, не склонный утруждать себя заботами,
беспокоиться о чём-либо; беспечный.
томя́щий: Из прич. по знач. глаг.: томить, мучить, угнетать.
потрясе́ние: сильное волнение, глубокое переживание; коренная ломка, коренное изменение чего-либо.
притяза́ние: стремление получить что-либо, предъявление своих прав на что-либо; стремление добиться чьего-либо признания, одобрения
Вопросы после чтения:
1. Найдите все слова и выражения, описывающие человека в отрывках.
2. Выявите, в чем отличие портретной характеристики Чарткова и портретной характеристики сына художника.
3. Почему Гоголь так по-разному строит описание?
4. Какие общие черты характера у них есть?
5. Посмотрите на портрет Чарткова, если бы вы были на месте писателя, как бы вы описывали его?
Слайд 18Упражнение. Дополните предложения глаголами из рубрики «Запомните!».
1. Каждое утро я
быстро принимаю душ, ______ и сажусь заниматься.
2. Обычно моя
мама ______ на работу в брюках, но вчера был день рождения компании, и она ______ новое платье.
3. Мне не нравятся девушки, которые ______ безвкусно.
4. Мужчины любят шутить о том, что женщине всегда ничего ______, но при этом места для вещей в любом шкафу всегда мало.
5. В стране не нашлось портных, чтобы ______ президента.
6. На вопрос журналистов, что она ______ на ночь, Мэрлин Монро ответила: «Несколько капель духов Шанель № 5».
7. В этом сезоне модно ______ фетровые шляпы.
Слайд 19Систематизация лексики по теме “описание человека”
Челове́к: ма́льчик – подро́сток –
молодо́й человек (20 лет /лет 25 ) – мужчи́на (за
40/сре́дних лет, в по́лном расцве́те сил/лет, пожило́й, (пенсио́нного во́зраста) – стари́к; де́вочка – де́вушка – же́нщина – стару́ха (стару́шка).
О́бщая оце́нка вне́шности человека: с европе́йской (азиа́тской, восто́чной, африка́нской) вне́шностью/славя́нской нару́жности // краси́вый, симпати́чный, элега́нтный, уро́дливый, преле́стный, очарова́тельный, джентльме́нский, цвету́щего вида.
О фигу́ре: по́лный челове́к /стро́йного телосложе́ния / с идеа́льной фигурой: высо́кой гру́дью, то́нкой та́лией, дли́нными стро́йными нога́ми...; толстя́к с широ́кими плеча́ми и «пивны́м» живото́м; худо́й (ху́денький), худоща́вый, по́лный, полнова́тый, то́лстый, стро́йный, изя́щный, спорти́вный, могу́чий, гру́зный, тяжёлый, суту́лый, то́нкая та́лия; дли́нные, стро́йные, коро́ткие, то́лстые но́ги, высо́кая гру́дь, широ́кие, спорти́вные пле́чи.
Челове́к како́го ро́ста: высо́кого (высо́кий ю́ноша), ни́зкого (ни́зкий па́рень), ма́ленького, сре́днего ро́ста; короты́шка, верзи́ла (разг.)
Слайд 20
Лицо́: безборо́дое лицо, лицо с борода́вкой/ с монго́льским лицо́м: //
борода́тое, чёрнобородое, большегла́зое, глаза́стое, щека́стое, заро́сшее во́лосами; кру́глое, квадра́тное, ова́льное,
дли́нное, скула́стое, монго́льское, кру́пное, луноподо́бное; кровь с молоком, румя́ное (с румя́нцем, с румя́ными щека́ми), со здоро́вым цве́том лица, бле́дное, земли́стое, бескро́вное, мёртвое, полумёртвое, живо́е; вырази́тельное, обы́чное, невзра́чное, прия́тное, ми́лое, гру́бое; до́брое, злое, глу́пое, у́мное; печа́льное, улы́бчивое (улыба́ющееся), угрю́мое, хму́рое, деревя́нное, пусто́е, со́нное.
Выраже́ние лица́: засте́нчивое, гордели́вое, самоуве́ренное, злое, серди́тое, счастли́вое, заду́мчивое, трудно определя́емое, ничего не выража́ющее; с выраже́нием ску́ки/жизнелю́бия, с чуть заме́тной улы́бкой; весь в себе.
Глаза́: больши́е, кру́глые, у́зкие, восто́чные, минда́льные, прищу́ренные; ка́рие, зелёные, фиа́лковые, кофе́йные; вырази́тельные, по́лные печа́ли/ стра́сти; бе́гающие, бездо́нные, живы́е, безжи́зненные, полусо́нные, холо́дные. О́чи.
Взгля́д: прямо́й, колю́чий, холо́дный, жёсткий, откры́тый, внима́тельный, мра́чный, го́рестный, больно́й, пусто́й, оце́нивающий.
Нос: большо́й, кру́пный, ма́ленький (но́сик); прямо́й, гре́ческий, грузи́нский, карто́шкой, о́стрый, пра́вильный, курно́сый, пло́ский, ути́ный, орли́ный.
Слайд 21Гу́бы: а́лые, вишнёвые, я́ркие, си́ние, бескро́вные, бле́дные; больши́е, по́лные, у́зкие,
то́нкие, ба́нтиком, серде́чком; чу́вственные, сексуа́льные, *упря́мые.
Рот: кру́пный, беззу́бый, тонкогу́бый, сжа́тый,
упря́мый, улыба́ющийся. У него улы́бка во весь рот.
Ко́жа: белосне́жная, чи́стая, сму́глая, загоре́лая/ темноко́жий человек, с бле́дной ко́жей, с ко́жей пе́рсикового цвета.
Во́лосы: све́тлые, чёрные, тёмные, кашта́новые, ру́сые, ры́жие, белоку́рые, седы́е, кра́шеные,обесцве́ченные, прямы́е, гла́дкие, мя́гкие, кудря́вые, курча́вые, волни́стые; коро́ткие, дли́нные, средней дли́ны, по пле́чи, по по́яс; с коро́ткой стри́жкой, с моде́льной причёской, с косо́й (ко́сами, коси́чкой), с хвосто́м, стри́женый наголо́. У него краси́вая, аккура́тная, коро́ткая стри́жка; она но́сит дли́нные во́лосы с чёлкой.
белоку́рый, ры́жеволосый человек /с седы́ми во́лосами / лы́сый (с лы́синой), блонди́н – блонди́нка, брюне́т – брюне́тка, шате́н – шате́нка.
Борода́: больша́я, дли́нная, коро́ткая, широ́кая, двойна́я; седа́я, чёрная, рыжева́тая, кудря́вая.
Усы́: дли́нные, прямы́е, аккура́тные; чёрные, седы́е, ру́сые; мо́дные у́сики.
!!! При́знак выража́ется: определе́нием – бле́дный; словосочета́нием – идеа́льной фо́рмы, ни́зкого ро́ста, обы́чной нару́жности, глаза́ с дли́нными ресни́цами; сравне́нием – (нос) карто́шкой, (гу́бки) ба́нтиком, (бро́ви) до́миком; а твои глаза как 2 тума́на, щёки как ро́зы, похож на во́лка. (вывод)
Слайд 22минда́ль
минда́льные глаза
щека́стое лицо
лицо с борода́вкой
Слайд 23грузи́нский нос
острый нос
нос картошкой
курно́сый нос
орли́ный нос
Слайд 24губы ба́нтиком
кашта́новые волосы
ру́сые волосы
белоку́рые волосы
обесцве́ченные волосы
волни́стые волосы
Слайд 25 причёска с хвосто́м
стри́женый наголо́
девушка с косо́й
Брови до́миком
Слайд 26Задание: посмотрите на картины , опишите внешность разных людей. (о
фигуре, о лице, о волосах…)
Слайд 27Домашние задания:
1. Переведите все непонятные слова и запомните.
2. Сделайте
план описания человека.
3. Напишите сочинение по выбору, используя изученную лексику
и выражения.
«Мой любимый преподаватель»
«Мой самый хороший друг»
«Мой самый хороший одноклассник»