Слайд 1Изучение социальным педагогом семьи и внутрисемейных отношений. Дифференциация семей как
основа эффективной социально-педагогической работы.
Выполнила: Студентка ВГПУ
3 курса очной формы
обучения
Гуманитарного факультета
Профиль «Психология и
социальная педагогика»
Штефан Алёна
Слайд 2План:
1. Правила, которые необходимо соблюдать при изучении семьи.
2. Традиционные методики
изучения семьи.
3. Изучение семьи в ходе патронажа.
4. Карта семьи и
её содержание.
5. Работа социального педагога с различными категориями семей.
Слайд 3Проблемный вопрос.
Является ли дифференциация семей основой
эффективной социально-педагогической работы?
Слайд 4Социальный педагог начинает свою деятельность с
изучение семьи. Изучение семьи -
дело тонкое,
деликатное, требующее от социального педагога
уважения ко всем членам семьи,
искренности,
желания помочь.
Важно соблюдать следующие правила.
1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
3. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Слайд 5При изучении семьи в первую очередь используются традиционные методики:
наблюдение
анкетирование
опросы
тестирование
беседы
Особую группу
составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания,
методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Слайд 6Патронаж – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы
риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их
жилищ социальными педагогами и социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материальной, бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д.
М. В. Шакурова
Слайд 7Этапы социального патронажа семьи:
Знакомство и договор с семьёй.
Вхождение в семью.
Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Сбор информации о
семье.
Анализ информации о семье.
Выведение семьи из социальной изоляции.
Выход из семьи.
Слайд 8Сбор информации о семье:
- тщательный отбор объективной информации в местах
пребывания членов семьи;
- сопоставление информации из различных источников;
- применение широкого
диапазона методов сбора информации (беседы, изучение документации, опросники, диагностические психологические методики);
- сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
- сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей.
Слайд 9Социальный работник начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной,
объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в
местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
а) состав семьи;
б) характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
в) нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
г) способности и возможности членов семьи;
д) уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
е) состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Для сбора информации социальный педагог пользуется
большим набором методов. Прежде всего это беседа с
членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения
Слайд 10Существует практика, когда социальный педагог
составляет «карту семьи», где даны характеристика
каждому
члену семьи, даты рождения,
знаменательные даты в семье.
Определяются статус семьи,
жилищные условия,
соседство, религиозная и национальная
принадлежность семьи.
Слайд 11Для социального педагога важны и следующие структурные характеристики:
наличие брачных
партнеров (семья полная, формально полная, неполная);
стадия жизненного цикла семьи
(молодая, зрелая, пожилая);
порядок заключения брака (первичный, повторный);
количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
количество детей (многодетная, малодетная).
Слайд 12Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих семью как единое целое,
для социально-педагогической деятельности важны индивидуальные особенности ее членов.
К ним
относятся:
социально-демографические
физиологические
психологические
патологические привычки членов семьи
Слайд 13Характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии
с возрастом, интересы, способности, тип образовательного учреждение, которое он посещает,
успешность общения и обучения, наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.
Слайд 14Дополнением "карты" является изучение воспитания ребенка в семье. Как родители
проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела,
какая форма общения доминирует, проводят ли вместе свободное время. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, с кем дружит.
Слайд 15Кроме того, здоровье ребенка, его жизнь в коллективе (детский сад,
класс). Следует выяснить и то, что знают дети о своих
родителях. Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и детьми, родственниками и неродственниками, которые живут в семье.
Слайд 16 Работа социального педагога с различными категориями семей.
В современной науке существует
множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого
типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.
Слайд 17Семьи с прямым десоциализирующим влиянием
демонстрируют асоциальное поведение и
антиобщественные ориентации,
выступая, таким
образом, институтами десоциализации. Это
криминально-аморальные семьи, в которых
преобладают криминальные факторы риска, и
асоциально-аморальные семьи, которые
характеризуются антиобщественными установками
и ориентациями.
Слайд 18Семьи с косвенным десоциализирующим
влиянием испытывают затруднения социально-
психологического и психолого-педагогического
характера,
выражающиеся в нарушениях
супружеских и детско-родительских отношений.
Сюда относятся конфликтные
и педагогически
несостоятельные семьи.
Слайд 19Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно
благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и
проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей.
Слайд 20Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого
десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что
из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи.
Слайд 21Ответ на проблемный вопрос.
Дифференциация семей является основой успешной социальной работы.
Необходимо провести разнообразные диагностические действия и определить к какому типу
относится семья – это поможет выбрать наиболее эффективное направление социально-педагогической работы.