Слайд 1 К истокам национальной культуры
Традиционно – национальные костюмы
народов Башкортостана
Слайд 2
Особенности национального башкирского костюма костюма
Башкиры – уникальный народ, который старается
соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая
одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.
Слайд 3Современная интерпретация
Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном
костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались
несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.
Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.
Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:
красный;
коричневый;
синий;
черный;
зеленый;
желтый.
Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.
Содержание
Варианты и особенности нарядов
Женский
Мужской
Праздничный
Материалы и отделка
Многообразие оттенков
Головные уборы
Традиционная обувь башкир
Слайд 4Женский костюм
Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно
украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:
изначально у платья
присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
был предусмотрен широкий вырез горловины;
под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.
Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:
В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.
В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.
Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.
Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.
Слайд 5Мужской костюм
Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный,
как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины
не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.
Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.
Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.
Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.
Слайд 6Праздничный костюм
Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами,
которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают
передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.
Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.
Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:
красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.
Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.
Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.
Слайд 7Головные уборы
Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального
костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его
декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.
Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.
Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.
Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.
Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.
Слайд 8Традиционная обувь башкир
У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели
обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят
сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.
Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.
Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.
Слайд 9Особенности русского национального костюма
Традиционная одежда – это отражение культуры, истории
и обычаев народа. В зависимости от крупных событий в жизни
людей в русский национальный костюм добавлялись определенные детали, появлялись новые орнаменты в вышивке и украшениях. В России в разное время проживало более двухсот народов, и у каждого из них был свой особенный наряд. Более того, одежда отличалась даже в соседних селах одной губернии.
Слайд 10
Неотъемлемым элементом русского народного костюма был пояс. Аксессуар использовали для
всего – сарафанов, рубах, верхней одежды. С поясом вещи плотнее
прилегали к телу и лучше согревали. Также пояс выполнял эстетическую функцию. Нередко к нему привязывались предметы быта: сумочки, гребни, ключи. Поясными украшениями были пряжки, красиво обработанные, с блесками, лентами, пуговицами, стеклярусом.
Из шейных украшений русские женщины носили бусы и ожерелья. Последние представляли собой медальоны или подвески в виде полумесяца – лунницы. Также такое наименование давали украшению типа съемного воротника у рубах, шуб, кафтанов. Дорогие ожерелья-воротники надевали русские бояре и боярыни.
Девушка в национальном костюме, сделанном своими руками, могла удачно выйти замуж, так как оценивали красавиц по вышитой запоне (фартуку) или украшенному сарафану. От мастерства зависела будущая жизнь. Древнерусские костюмы украшали бусами, подвесками из камней и металла, ожерельями. Вместо застежек использовали фибулы – булавки. Украшали манжеты, грудь и шею. В XI веке на руки надевали зарукавья – браслеты из бисера и причудливо переплетенных нитей. Их также называли накладными обшлагами.
Национальная вышивка, возникшая еще в период язычества, долгое время играла важную роль в жизни славян. Орнаментом украшались части русского костюма, через которые на человека могли повлиять нечистые духи: горловина, грудь, подол, рукава, головной убор.
Содержание
Женский
Мужской
Праздничные и свадебные одежды
Головные уборы
Обувь
Элементы национального костюма в современной моде
Слайд 11Основой женского национального костюма была рубаха На каждый случай в
жизни существовала своя одежда. Так, были покосные, пожнивные рубахи, в
которых работали на полях.
Таким образом, выделялись рубахи сарафанного типа и поневного. У первого лиф короче, у второго – длиннее. Поверх рубах на севере России надевали сарафаны парчовые или с душегреей, епаничкой. Национальную одежду традиционно украшали полосой – вошвой.Само слово «сарафан» персидского происхождения, в переводе оно означало «через голову». Однако на Руси таким наименованием редко пользовались. Чаще эту национальную одежду называли костычем, штофником, кумачником, синяком или косоклинником. Расцветок в русском народном костюме было множество – от темно-синих до темно-красных.
Девушки всех сословий наряжались практически одинаково, различия состояли лишь в цене мехов и тканей, украшений (золота, каменьев), расположенных на женском русском народном костюме.Замужние женщины и те, которые жили на юге, носили вместо сарафанов поневу. Юбка в русском костюме играла важную роль, ее шили из трех цветных и одного черного полотнища. На темный клин надевали передник.Национальные поневы были двух видов – глухими или распашными. Длина зависела от размера рубахи, на которую ее надевали. Обычно эту юбку шили из полушерстяных тканей, орнамент был клетчатый. На талии понева держалась благодаря гашнику (шерстяному шнурку). Сверху на нее надевался передник (запона с рукавами, занавеска, голянка, носов, нагрудень). Он предохранял одежду от загрязнения и был дополнительным украшением, поскольку расшивался узорами, лентами, вставками; края оформлялись кружевами, оборками.
Верхнюю национальную одежду называли наплечной. Завершали русский женский костюм телогреи (легкие пальто). Их обычно украшали нарядные воротники – оплечья или ожерелья, расшитые жемчугом и стразами. Пользовались популярностью и нагрудные элементы – безрукавка, душегрейка, приволока, нагрудник, шушпан, шушун, корсетник (в зависимости от региона). Все эти короткие наплечные вещи, которые покрывали верхнюю часть тела, отличались завязками, орнаментом, расцветками. Верхней национальной одеждой для жаркой погоды были холодник, летник – короткие одеяния, напоминавшие душегрею, шились они из синего холста, шерсти
Зимой русская женщина надевала суконный опашень, шубу с откидными рукавами и широкими проймами для рук. Последняя шилась на меху из дорогих привозных тканей. В целом, русская женская одежда практически не отличалась от мужской национальной по конструкции, если не считать исключительно дамских вещей. Например, таковой являлся шугай. Это национальная одежда с глубоким запахом, в которой правую полу делали больше, чем левую. Она имела застежки – крючки или пуговицы, нередко шугай шили из шелка или парчи на меху, украшали орнаментом. Разновидностью этой вещи считали бугай – ее шили без рукавов и носили в основном состоятельные русские дамы. Другие названия шугая: епаничка (длинный плащ широкий и с капюшоном), трубалетка, сорокотрубка. Рукавиц как таковых у русских женщин не было, их заменяли муфтой – маленьким мешочком с прорезями.
Женский костюм
Слайд 12Мужской костюм
Основой мужского русского народного костюма в допетровские времена были
рубаха и порты (штаны). Крой сорочки был прост и удобен
для передвижения и работы. По воротнику и обшлагам вышивали обережные орнаменты. Поверх национальных рубах надевались кафтаны, зипуны различных фасонов – их носили все слои общества. Шились эти вещи из самых разных материалов. Наиболее щегольским считался кафтан с козырем (высоким стоячим воротником), а также терлик, который наряду с ферязью изготавливали из золотой материи. От последнего он отличался отсутствием широких петель и короткими рукавами. Носили эту национальную одежду в основном при дворе, иногда обшивали мехом.
С каждым столетием русский национальный костюм мужчин претерпевал значительные изменения. Так, в петровские времена знать наряжалась по-европейски: в кюлоты, парики и прочие заимствования. В XIX веке под влиянием городской моды русские мужские костюмы начали шить из приобретаемой ткани. Первыми под трансформацию попали национальные рубахи – у них появился воротник-стойка. Вместе с тем начал несколько меняться привычный вариант мужского русского народного костюма. Появились штаны, сшитые из материала, который назывался нанкой или плисом (вариант бархата), а также вариации поясов, кушаков.
Что касалось портов, то состояли они из двух отдельных штанин, шились чаще всего из холстин. Позже появлялись разновидности вроде шаровар, которые носились в праздники.
В допетровские времена из Византии пришел княжеский плащ – корзно. Он закреплялся на плече застежкой-фибулой, оставляя правую руку свободной. Исконно русская верхняя одежда – шуба. Боярские отличались от тех, что носили остальные сословия. Шили их из самых дорогих материалов – рытого бархата, парчи, меха. Шуба как бы завершала образ боярина – столпа общества. Верхнюю одежду в присутствии государя русская знать снимать не могла, как бы ни было жарко в царских палатах.
Разновидности национальной мужской верхней одежды:
Зипун – шили из домашнего сукна, с клиньями или сборками.
Кафтан – длинный, с весьма просторной нижней частью. Он мог быть либо с невысоким стоячим воротником, либо без него. Другие названия: шабур, куцинка, гуня, кожух (из овечьих и телячьих шкур).
Свита – халатообразная национальная широкая одежда. Иные названия: пониток, тайник, жупун, жупица. Шили из толстого сукна.
Армяк (шили из овечьей шерсти). Это длинная расширенная книзу национальная одежда с большим воротником.
Однорядка – широкая одежда до щиколотки, которую носили и женщины. Вещь без воротника с длинными рукавами.
Верхняя национальная одежда была похожа на женскую по конструкции, если не считать исключительно мужские виды – бекешу, бешмет. Последний представлял собой кафтан, который перехватывался по талии, иногда его делали отрезным, с клиньями. Ткани использовали разные, даже стеганые на вате.
Слайд 13Праздничные и свадебные одежды
Национальный праздничный костюм русского мужчины практически не
отличался от свадебного. Одним из основных атрибутов жениха был головной
убор. Венчаться в церкви обязательно нужно было в шапке, только когда начинался пир, ее можно было снять. Обычно это был нагольный аксессуар (из шкуры кожей наружу), либо с меховой оборкой, редко – простой круглый. В некоторых регионах русские мужчины надевали красный плат, который складывали по диагонали, заправляли булавкой. Невеста шила жениху рубаху и порты.
Свадебная национальная одежда жениха состояла из красной рубахи, которая вышивалась по манжетам рукавов, вороту и подолу. Узоры были не только украшением, но и оберегом: охраняли хозяина или хозяйку от разных бед. Праздничным украшением национальных рубах были богато вышитые съемные зарукавья и оплечья, воротник. Под них русский мужчина надевал белую сорочку (нижнюю, нательную). Порты были не такими яркими, расцветки – скромными, орнамент почти не делали. Обязательно нужно было быть подпоясанным кушаком (кожаным или тканевым). В зимнее время сверху знатные мужчины надевали охабень (вещь с длинными декоративными рукавами, которые завязывали на спине) и ферязь. Последняя представляла собой национальную одежду, которая застегивалась на груди накладными петлями, отличалась наличием длинных рукавов: правый надевался в сборку на руку, а левый свободно свисал.
Русским женщинам по праздникам полагалось надевать два наряда – женский и девичий. Между собой они отличались наличием дополнительных атрибутов.
Русскому праздничному наряду присуща многослойность. Женщины надевали:
Сорочицу, нижнюю рубаху. Это простой базовый вариант национальной вещи. Белый цвет считался признаком невинности. По подолу ее могли украшать обережной вышивкой.
Вторую рубаху – из более дорогой ткани. Рукава у нее были длинными, чтобы можно было сделать из них оборки и украсить обручами или манжетами с пуговицами.
Национальную поневу или сарафан.
Передник.
Пояс и подвески на него.
Шубку (тулуп).
Муфту (в зимнее время).
Головной убор (венец, повязку), кичку, сороку, кокошник.
Русские костюмы обязательно было украшать различными знаками. Верхний мир (небо) символизировал головной убор. Его орнамент состоял из солярных (солнечных) знаков, крепили также нитки с жемчугом или бисером (дождь). Средний мир (воздух) – рубаха, нижний (земля) – подол. Нередко последний украшали ромбами (как символ поля, плодородия).
Слайд 14Головные уборы
Особое внимание уделялось головным уборам. По ним, как и
по национальным русским костюмам, можно было отличить знать от бедняков,
а также определить, откуда родом владелец. Основу головных уборов мужчин составляла шапка. Русские крестьяне носили валяные колпакообразные (из сукна или войлока), а также более низкие с меховым околышем. Среди других национальных головных уборов были:
Треуха – шапка, подбитая мехом.
Тафья – небольшие головные уборы, которые были расшиты жемчугом. Носили только бояре и знать.
Мурмолка – национальная шапка с зауженным кверху краем.
Горлатная – высокая меховая шапка, которую в праздничные дни носили бояре. Делалась из горлышек пушных зверей.
Русская девушка должна была ходить простоволосой (открывать волосы).
Разнообразию девичьих национальных головных уборов не было предела. Они носили:
Полотенце (ширинка, наметка) – узкая холстина, у которой края завязывались сзади.
Круг (обруч) – делался из коры деревьев или картона и обшивался тканью.
Лента (золотнуха, повязка) – почти как полотенце, только делалась из дорогой ткани, парчи.
Венец (коруна, челка, рефедь, ряска). Праздничное национальное украшение головы, которое декорировали бусинами, перьями.
Платок (косинка, фатка). Обычно был недомотканным, завязывался сзади.
После замужества голову уже нужно было закрывать. Так, сначала русские женщины носили кичку молодухи. С рождением малыша ее меняли на рогатую кичку – это высокий лопатообразный головной убор или повойник. Изделие символизировало плодородие. Одной из разновидностей кички была сорока. Отличие состояло в том, что лоб она прикрывала больше, а бока, наоборот, открывала. Расшивался этот национальный головной убор бисером, перьями, лентами и искусственными цветами. Чтобы не показывать волосы, на кичку надевали убрус – платок.
Кокошники считались праздничными национальными украшениями головы. Некоторые их разновидности носили девушки, а в основном – замужние русские женщины, когда выходили в люди. В остальное время не снимали повойник или платок.
Слайд 15Национальная обувь
В разных частях огромной страны национальная обувь называлась
по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского
народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.
Грубая сельская обувь называлась постолами. В Х веке появились небольшие национальные сапожки высотой чуть выше лодыжки, с разрезом спереди. Перед крещением Руси в обиход вошли высокие модели из кожи.
Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.
У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.
Слайд 16Элементы национального костюма в современной моде
Традиционный костюм народов России вдохновляет
дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила
революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.
Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:
Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
Древнеславянские орнаменты, вышивка.
Рукава-фонарики.
Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
Платки и шали.
Браслеты из кожи и дерева. Стилизованный под кокошник русский национальный головной убор довольно часто используют любительницы эпатажа для выступлений и фотосессий, к тому же он постоянно фигурирует на модных показах.
Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее. Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом.
Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.
Слайд 17Особенности татарского национального костюма
История создания современного татарского национального костюма берет
начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и
исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Слайд 18Национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические
вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в
колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.
Особенности
Повседневные наряды
Головные уборы
Обувь
Аксессуары
Праздничная национальная одежда
Одежда
Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:
Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.
По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы: тепь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны; луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши; сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов. Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Слайд 19Головные уборы
Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки
носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань,
покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.
Интересные факты о женских головных уборах:
Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.
Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.
Слайд 20 Аксессуары
Основными мужскими
аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины
предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.
Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца.
Слайд 21 Традиционная обувь татар
Татары
круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа,
в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.
Название традиционных татарских сапог варьировалось:
читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.
Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.
Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком.
Слайд 22Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие
украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня
оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Слайд 23Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд
в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят
броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Слайд 24Особенности чувашского национального костюма
История чувашского народного костюма
Формирование чувашского народного костюма
происходило под влиянием места, в котором проживали чуваши, перенимавшие многие
мелочи и детали одежд ближайших соседей. Традиционные наряды вирьял (они же верховные чуваши) из Чебоксарского района достаточно сильно напоминал костюмы финно-угорского народа России своей простотой и умеренностью конструктивных элементов.
Содержание
Мужские костюмы
Женские костюмы
Украшения-обереги
Свадебный костюм
Обувь
Современная мода Чувашии
Слайд 25Мужские костюмы
Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными
и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и
праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.
В далёком прошлом мужчинам было положено обязательно надевать чистые белоснежные рубахи для проведения языческих обрядов. С развитием новых технологий, чувашский народный костюм для мужчин обзавёлся воротником и стал более современным, с плавными линиями круглых пройм. Мужские кафтаны и уборы, предназначенные для различных праздников, щедро украшались в районе груди и воротника, а также по краям одежды.
Слайд 26Женские костюмы
Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную
вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими
нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.
Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.
Слайд 27Женские украшения с бисером и Украшения-обереги
Комплексы украшений с серебряными монетами,
деталями из бисера и дорогих камней составляют:
женские головные уборы (хушпу);
наряды
на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
браслеты и кольца (они же сула и сере);
маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
кошелёк для пояса (енчёк)
подвески на пояс (йёс хуре).
В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.
Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.
Слайд 28Свадебный костюм
Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:
платье невесты
украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор,
дополненный специальным головным убором;
рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.
Слайд 29
Национальная обувь
В летний сезон чувашские мужчины и женщины
носили лапти. Плелась данная обувь различными и довольно хитрыми способами,
из-за чего некоторые модели дошли до наших дней и находятся в настоящий момент в музее. С лаптями надевали удобные суконные гетры. Когда приходила зима, чуваши убирали лапти и надевали тёплые валенки, без которых обойтись было просто невозможно.
В конце 19 века вошло в традицию дарение на свадьбу кожаных сапог сыновьям и кожаных ботинок дочери, которые впоследствии надевали крайне редко и очень берегли.
Слайд 30Современная мода Чувашии
В настоящее время традиционный национальный костюм чувашей потерял
свою актуальность и лишь в некоторых деревнях и сёлах чувашские
наряды надевают во время проведения праздников или обрядов.
Национальный костюм довольно часто используется и во время различных концертов и выступлений фольклорных групп. Модельеры больше не опираются в своих разработках на традиционные костюмы и рубахи, а пользуются некоторыми схожими образами, в попытках произвести все детали народных украшений, орнаментов и узоров.