Слайд 1Особенности организации профилактической работы с подростками и молодежью
г. Пенза, 2016
год
Доцент, к.пс.н. Тарасов С.В.
ФППСиСН
ПГУ
Слайд 2Цели первичной профилактики
Тарасов С.В.
1.Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике
злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи.
2.Разработка и апробация концептуальной
модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
3.Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
4.Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа вречей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.
5.Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркоманического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.
Слайд 3Задачи первичной профилактики
1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения
и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
Тарасов
С.В.
Слайд 4Задачи первичной профилактики
3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими
и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними,
путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
Тарасов С.В.
Слайд 5Задачи первичной профилактики
Тарасов С.В.
4.Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов,
способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
Я-концепция (самооценки, отношения
к себе, своим возможностям и недостаткам);
собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
Слайд 6Задачи первичной профилактики
Тарасов С.В.
5.Развитие личностных
ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
формирование самопринятия,
позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
формирование умения осознавать , что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирмирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
Слайд 7Задачи первичной профилактики
Тарасов С.В.
6.Развитие стратегий и навыков поведения,
ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
навыков принятия решения
и преодоления жизненных проблем;
навыков воспитания, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;
навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия;
навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Слайд 8? ? ?
Какова технология первичной профилактики в учебном заведении
Тарасов С.В.
Слайд 91911 - 2011
«Необходимо создать научно обоснованную систему оказания наркологической помощи»
Из
речи на открытии Противоалкогольного Института (1911)
Академик В.М.Бехтерев
Тарасов С.В.
Слайд 10Что делать?
Тарасов С.В.
А
Б
Настоящее состояние
Желаемое состояние
Слайд 11Что делать?
Тарасов С.В.
Говорить на понятном языке
В НЛП – присоединение
Видео
с Б.Гребенщиковым
Слайд 12Что делать?
Тарасов С.В.
Язык образов
Видео с мухомором
Слайд 13Что делать?
Тарасов С.В.
Технология в технологии
Тема предмета и тема профилактики соотносятся
Новое
хорошо забытое старое
Слайд 14Что делать?
Тарасов С.В.
Тренингово-игровые интерактивы
Видео тренинга
Слайд 16Что делать?
Тарасов С.В.
Тренинг (психологический)
(от англ. train —
тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов практической психологии, опирающийся
на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения.
Слайд 17Структура тренинга
Тарасов С.В.
Прежде чем начать проведение тренингов
важно дать ответ самому себе на ряд вопросов.
В чем
заключается цель проведения данного психологического тренинга?
Есть ли минимально необходимые условия для организации тренинговых занятий?
Составление сценария будущего тренинга
Расписать цель встречи, указав этапы работы, время затрачиваемое на каждый этап, расписать задачи и средства какими эти задачи решаются.
Определить какова роль ведущего в каждый момент занятия
Слайд 18Тарасов С.В.
Примерная структура каждого занятия
Слайд 19Проведение первичной профилактики в ПГПУ
Тарасов С.В.
Учебный курс входящий в обязательный
федеральный компонент программы подготовки – «Методы активного психо-социального обучения»
(с 2000 г.)
Учебный курс входящий в региональный компонент программы подготовки – «Социально - психологическая помощь алкоголикам и наркоманам» (с 1997 г.)
Тарасов С.В. Современные методы профилактики и коррекции аддитивного поведения: учебно-методическое пособие по курсу «Социально - психологическая помощь алкоголикам и наркоманам». – Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009 г., с.130.
Слайд 20Проведение первичной профилактики в ПГПУ
Тарасов С.В.
Слайд 21Проведение первичной профилактики в ПГПУ
Тарасов С.В.
Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
г. Пенза, 2016 год
Доцент, к.пс.н. Тарасов С.В.
ФППСиСН
ПГУ
т. 39-15-04,
E-mail: omko08@mail.ru