Разделы презентаций


К уроку по рассказу В.Катаева На даче

АнтитезаАнтитеза (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»
7 класс

К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»7 класс

Слайд 3Антитеза
Антитеза (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – резко выраженное

противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и

подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение, что может найти отражение в их заглавиях (например, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и др.).
АнтитезаАнтитеза (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную

Слайд 4Подготовка к восприятию рассказа
Какие ассоциации вызывает у вас слово

«дача»? Как вы думаете, о чем может быть рассказ с

таким названием?
В рассказе В. Катаева «На даче», с которым мы будем знакомиться на уроке, действительно есть слова и словосочетания, передающие атмосферу летнего отдыха: сонные сосны подмосковной дачи, сад, дорожки. В то же время вам встретятся и такие слова: зенитки, фугаски, шрапнель, трассирующие пули. Знаете ли вы значение этих слов? Какая тематика объединяет эти слова? (Они объединены военной тематикой.)


Подготовка к восприятию рассказа  Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? Как вы думаете, о чем

Слайд 5Выявление восприятия
В начале урока вы обратили внимание на контраст

между заглавием и военной тематикой рассказа. Где еще в тексте

встречается контраст (антитеза) и какова роль этого приема?
– между названием рассказа и его проблемой (название – «На даче»; проблема – беззащитность мирных жителей во время бомбежки, испытывающих не только физические, но и психологические страдания);
– между двумя эпизодами (в первом говорится о реальной опасности – ночном налете, во втором – о мнимой опасности);
– между описаниями предрассветного дачного пейзажа («…сонных сосен подмосковной дачи» и «настойчивых» и «угрожающих» звуков воздушной тревоги, завершающихся метафорой «окрестности кричали») и ночного воздушного боя (неподвижный Марс; разрушительные последствия воздушной атаки подчеркиваются описанием «равнодушного неба»);
– между поведением персонажей и ситуациями, в которых они оказываются (поведение детей во время ночного воздушного налета и поведение Жени днем, когда реальная опасность миновала.
Выявление восприятия  В начале урока вы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа.

Слайд 6Обсуждение результатов исследовательского задания
1. С помощью каких средств передается

общая атмосфера в рассказе?
(Необходимо обратить внимание на:

– использование глаголов действия (стреляли зенитки – осколки сыпались, свистя и сбивая ветки – осколки стучали);
– экспрессивно окрашенную лексику (дача тряслась – лучи прожекторов метались и др.);
– олицетворения (крик паровоза на ближайшей станции, окрестности кричали, бомбардировщик, пробирающийся…, дача тряслась, бегали звезды);
– сравнения (как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы; рокот, похожий на полоскание горла);
– повторы, с помощью которых достигается усиление впечатления («Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток…», «Оно застыло… Оно стало как маска»).
Обсуждение результатов исследовательского задания  1. С помощью каких средств передается общая атмосфера в рассказе?

Слайд 7***
2. Как вам кажется, чему служит контраст как способ

организации художественного текста?
3. Какие чувства испытывали родители, слыша «крик

паровоза» и «тревожные голоса людей»?
О чем «кричали окрестности»? Уверены ли родители в безопасности детей и самих себя?
Показывают ли они свои чувства или стараются скрыть их?
Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.
Как вы понимаете значение слова УЯЗВИМЫЙ? (Учитель записывает на доске это слово и просит учеников объяснить его значение: слабый, открытый, незащищенный, неспособный к сопротивлению, доступный, восприимчивый к резким словам, ранимый.) В каком из этих значений можно использовать данное слово, чтобы охарактеризовать положение людей на даче во время воздушного налета?

*** 2. Как вам кажется, чему служит контраст как способ организации художественного текста? 3. Какие чувства испытывали

Слайд 9***
4. «Война способна принести гражданскому населению страдания даже без

бомбежек и авиационных налетов»,– писал в одной из работ

Х.-П. Гассер.
Кого вы бы могли отнести к гражданскому населению? (После того как школьники выскажут свои предположения, учитель знакомит их с понятием: «гражданское население, или гражданские лица,– лица, не входящие в состав вооруженных сил и не принимающие участия в военных действиях».)
Какие страдания имел в виду автор высказывания? Подтвердите свой ответ текстом рассказа В. Катаева.
(Мирные люди в ситуации вооруженного конфликта наряду с физическими могут испытывать и психологические страдания, вызванные самой обстановкой неопределенности, постоянными лишениями, тревогой за близких, ощущением беспомощности и беззащитности.)
*** 4. «Война способна принести гражданскому населению страдания даже без бомбежек и авиационных  налетов»,– писал в

Слайд 11 Выводы по исследовательскому заданию
В результате проделанной работы делается

вывод о том, что контраст является не только одним из

приемов, но также способом организации всего художественного текста. Роль этого приема заключается в том, что контраст между тематикой рассказа и тональностью, которую задает его название, контраст в описаниях и деталях (тишина дачного пейзажа, звуки воздушной тревоги, бомбежка, игра «в маленьких») подчеркивает беззащитность тех, о ком говорится в рассказе.

Выводы по исследовательскому заданию В результате проделанной работы делается вывод о том, что контраст является не

Слайд 12
Выводы по обсуждаемой в разделе этико-правовой проблеме
Мирные люди не участвуют

в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война может нести

им не только физические, но и психологические страдания.

Выводы по обсуждаемой в разделе этико-правовой проблемеМирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика