Слайд 1Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Лекция № 12
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Рене Декарт.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3 1. Философия Рене Декарта
2. Б. Спиноза, Г. Лейбниц
3. Философия Ж. Ламетри
4. Медицина Нового времени
П л а н
Слайд 4Рене ДЕКАРТ (1596 – 1650)
французский философ, математик, физик, физиолог, анатом,
родоначальник рационалистической методологии в теории познания – национальная гордость Франции.
Впервые
после Аристотеля
соединил гений ученого
естествоиспытателя и
глубокого философа
Слайд 5Рене ДЕКАРТ
«Cogito ergo sum»
«Мыслю, следовательно, существую»
Слайд 6Главные труды:
«Правила для руководства ума»
«Рассуждение о методе»
«Метафизические размышления»
«Начала философии»
«О
страстях души»
в 1663 г. – все
произведения Декарта осуждены Ватиканом
и внесены в «Индекс запрещенных книг»
Слайд 7Научные достижения Декарта:
В области математики:
создатель алгебры и аналитической геометрии
ввел буквенные
символы
обозначил последними буквами алфавита (x, y, z) переменные величины
ввел
нынешнее обозначение степеней
заложил основы теории уравнений
Слайд 8Научные достижения Декарта:
В физике:
первый поставил космогоническую проблему
открыл закон преломления
света
открыл закон инерции
закон сохранения количества движения (предвестник закона
сохранения энергии)
Слайд 9Научные достижения Декарта:
один из творцов механики
один из основоположников физиологии
ввел
представление о рефлексе (дуга Декарта)
история психологии Нового времени начинается с
его произведений
Слайд 10Философские идеи Декарта:
Уверенность в возможности безграничного познания мира
Обосновал ведущую роль
разума в познании
Стал автором теории ДУАЛИЗМА: существуют две независимые субстанции:
телесная, протяженная и духовная - мышление
В человеке обе субстанции соединены в некую целостность: с одной стороны, человек материален, обладает телом, а с другой – духовен, обладает мышлением
Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»
Заложил основы дедуктивно-рационалистического метода познания
Тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами
Слайд 11Философские идеи Декарта:
Учение
Декарта – первая МЕХАНИСТИЧЕСКИ- МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ система природы
Нового времени
Учение о МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ МИРА: «во всем мире существует только одна материя», «материя неба не разнится от материи Земли»; всякое движение предполагает взаимодвижение, круговорот материи
Космогоническая теория содержит идею развития
Принципы механизма распространяет на природу в целом и на понимание жизни
Живое существо – автомат, подчиненный законам механики
Подобно Бэкону, ПОДЧЕРКИВАЕТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ КАК ОРУДИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Слайд 12Г н о с е о л о г и
я:
При изучении ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ особый акцент Декарт делает на НАУЧНОМ
МЕТОДЕ
Активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается ДЕДУКЦИЯ
Слайд 13Основоположение своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах, которым нужно
следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:
П Е Р
В О Е правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению
В Т О Р О Е правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило АНАЛИЗА)
Т Р Е Т Ь Е правило: в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило СИНТЕЗА)
Ч Е Т В Е Р Т О Е правило требует полноты перечисления, СИСТЕМАТИЗАЦИИ как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено
Слайд 14Декарт выделяет два основных средства познания: ИНТУИЦИЮ и ДЕДУКЦИЮ
ИНТУИЦИЯ –
центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как
высшего и решающего критерия истинности.
Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией.
ДЕДУКЦИЯ – (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления который ведет от общего к частному. Дедукция, или д е д у к т и в н ы й м е т о д, применяется только в естественных науках, особенно в математике. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного.
В своей рационалистической методологии Р. Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.
СОМНЕНИЕ – «сомневающаяся» способность мышления – единственный достоверный источник всей системы знания, и сомнение – единственный способ развития знания.
Слайд 15Рене Декарт
«Вся философия подобна как
бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а
ветви, исходящие из этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.
Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»
Слайд 16Бенедикт (Барух) СПИНОЗА (1632 – 1677)
Последователь Рене Декарта, представитель европейского рационализма.
За свои смелые взгляды был отлучен от синагоги
Придерживался монистических взглядов
Основные произведения:
«Богословско-политический трактат»
«Этика»
Слайд 17Предмет философских исследований Спинозы
проблема субстанции
теория познания
этика, вопрос соотношения
свободы и необходимости
Важная философская заслуга
Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм
Слайд 18Учение о единой субстанции
Не существует различия между высшей
субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями
Существует только одна
единая субстанция, которая заключает в себе окружающий мир (природу) и Бога
Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи
Субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
существует
самостоятельна и независима от кого-либо
имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя
обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта)
бесконечна в пространстве и времени
вечна (несотворима и неуничтожима)
неподвижна
Слайд 19В познании Спиноза выделяет три ступени:
«познание в чистом виде»,
которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни
от каких внешних причин, – высший вид познания
познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), – второй уровень, менее истинный
чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, – полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания
Слайд 20Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
детерминизма (обусловленности всего в
природе)
соотношения свободы и необходимости
Философ пришел к следующим выводам:
свобода и
необходимость в субстанции соединяются в одно целое
Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости
модусы (проявления субстанции – единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости
модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости
желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, (является «духовным автоматом»)
свобода – это познанная необходимость
Слайд 21Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
максимально
познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) – внешней причины всего
сущего;
освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости
ДЕВИЗ Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
Слайд 22Готфрид Вильгельм ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716)
Великий
немецкий ученый-математик, юрист, философ, последний видный представитель философии Нового времени,
отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы.
Он противопоставил им плюралистическую КОНЦЕПЦИЮ бытия как СОВОКУПНОСТЬ множества субстанций МОНАД
Слайд 23Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма
В сфере его исследования основными
являются проблемы:
субстанции
познания
Главные сочинения:
«Рассуждение о метафизике»
«Об истинном происхождении Вселенной»
«Теодицея»
«Начала
природы и благодати»
«Монадология»
«Новые опыты о человеческом разуме»
Слайд 24Главные философские идеи
Существует бесконечное множество индивидуальных субстанций
Монада есть минимальная,
неделимая, неразрушимая единица субстанции
Бог – это высшее, необходимое бытие, являющееся
достаточным основанием для существования всего сущего, творцом и распорядителем всех монад
Каждая монада отлична и независима от всех прочих монад, но связана со всеми ними в универсальную и гармоничную систему
Поскольку Бог – благ, Бог как творец и промыслитель всегда действует наилучшим образом
Таким образом, наличный сотворенный порядок – «лучший из всех возможных миров», доказательством чего является упорядоченность системы мира как целого
Слайд 25Г н о с е о л о г и
я
Лейбниц попытался примирить ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ: все знания
разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»:
«истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер
«истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды), данные знания лишь констатируют сам факт, имеют вероятностный характер, тем не менее их нельзя игнорировать
познание может осуществляться только путем получения обоих видов знания – рационального и опытного
Слайд 26Жюльен ЛАМЕТРИ (1709 – 1751)
«Тот,
кто своей смелостью пугал даже самых смелых»
Г. В. Плеханов
Врач, математик, философ, представитель французского материализма и атеизма
Слайд 27Главные труды:
«Естественная история души» (книга публично сожжена)
«Человек-машина» (книга
публично сожжена)
«Против Сенеки, или Рассуждение о счастье»
«Система Эпикура»
медицинские сочинения
Слайд 28Философские идеи:
Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы МЕХАНИСТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛИЗМА
Существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и
мыслить обнаруживаются в «организованных телах»
состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий.
Отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения
Ламетри подошёл к идеям ЭВОЛЮЦИИ растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства
О существовании ЗООФИТОВ – растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой
Материальный мир существует сам по себе
Слайд 29Философские идеи:
Источник движения материи в ней самой
Идею ЕДИНСТВА ВСЕГО ЖИВОГО
обоснован данными сравнительной анатомии и физиологии (аналогичность строения и функций)
Все
организмы (животные и растения) обладают способностью отвечать на воздействие извне – РАЗДРАЖИМОСТЬЮ
Отвергал врожденные идеи
Первый выступил как АТЕИСТ: быть философом – значит быть материалистом
Сенсуалист: идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств.
В ЭТИКЕ отводил значительную роль общественному интересу.
Развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения;
Ламетри был сторонником просвещенного абсолютизма
Слайд 30О человеке:
Человек – часть природы
Психика человека, как и животного, ничего
сверхъестественного не содержит
Подчеркивал зависимость всех способностей души от особой организации
мозга и всего тела
Человек есть не что иное, как сложно организованная материя
Отвергал религиозный дуализм в понимании человека: человек – особым образом ОРГАНИЗОВАННАЯ сложная МАШИНА, наделенная способностью мыслить, чувствовать, ощущать, отличать добро от зла
Человек отличается от животных только количественно – большей степенью чувствительности и ума
Душа прекращает существование после смерти тела.
Главные преимущества человека: организация, образование и воспитание
«Человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения» («Человек-машина»)
Слайд 31О человеке:
«Человек-машина» – это «человек-животное», являющееся единым материальным существом, существом
органического мира
Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения
человека от животных
Для формирования человека требуется язык, членораздельная речь воспитание
Общественная жизнь – необходимое условие формирования человека
Добродетель считает лишь результатом воспитания, которое получает человек в процессе жизни в обществе
Интеллектуальные наслаждения – отличают разумную душу
Чувственное наслаждение является целью жизни, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе
Слайд 32От чувственного восприятия вещей мы переходим к опытно-экспериментальному исследованию, а
затем – к рациональному обобщению фактов которые подвергаются эмпирической проверке.
Существующая система законов должна изменяться под воздействием философии.
ФИЛОСОФИЯ – это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах.
Процесс познания: