Слайд 1Как написать исследовательскую работу?
Овчинникова светлана олеговна
Кафедра журналистики и интегрированных коммуникаций,
Вятгу
Слайд 2Особенности исследовательской работы
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением
учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановку проблемы,
• изучение теории, посвященной данной проблематике,
• подбор методик исследования и практическое овладение ими,
• сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
• собственные выводы.
Слайд 3Особенность исследования в сфере образования состоит в том, что оно
является учебным.
Учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а
не на получение объективно нового результата.
Слайд 4Этапы исследовательской деятельности в школе
Этап 1. Подготовка к проведению учебного
исследования:
А)постановка проблемы
Б) определение объектной области, объекта, предмета исследования;
В)
выбор, формулировка и обоснование темы исследования;
Г) определение цели и задач исследования;
Д) определение гипотезы;
Е) составление плана исследовательской работы;
Ж) определение методов исследования.
Слайд 5Постановка проблемы
Проблема должна «волновать» или «задевать» авторов и экспертов тем,
что в общеизвестном «пространстве» какого либо знания она еще не
была взята для рассмотрения, но после ее формулирования заинтересовала многих, у кого в этом «пространстве» (объекте) есть интересы.
Я расскажу о своей бабушке…
Почему моя бабушка в годы войны оказалась в Кировской области?
Слайд 8Актуальность
Актуальность находится в самой тесной связи с решаемой в учебно-исследовательской
работе проблемой, от которой и надлежит отталкиваться.
Типичная ошибка:
В исследовательских
работах учащихся часто обосновывается актуальность направления исследования как целой области, а не конкретно выбранной учеником темы
Теоретическая актуальность – среди доступных источников не были обнаружены документы, раскрывающие тему заселения г. Кирс.
Социальная актуальность – опрос школьников 5-11 классов показал, что учащиеся не знают, каким образом происходило заселение г. Кирс. Знание истории родного города – важная основа воспитания патриотизма.
Практическая актуальность – для создания новой экспозиции школьного музея была выбрана тема «Заселения г. Кирс». В общедоступных источниках информации по теме было не обнаружено.
Слайд 9Объектная область, Объект и предмет исследования
Чтобы сформулировать объект и предмет
исследования необходимо ответить на вопрос:
В какой области жизни (объект)
и что (предмет) планировалось и было исследовано?
Самое главное в этом отношении сузить объект исследования, то есть определить объект - значит его ограничить.
Для конкретизации объекта и предмета исследования желательно, а иногда и необходимо, оговорить пространственные (географические) и временные (хронологические) границы.
Слайд 10Тема: Традиционные блюда старообрядцев, приготовляемые в русской печи
Объект исследования: традиционная
культура старообрядчества.
Предмет исследования: традиционные блюда старообрядцев села Камское, приготовляемые в
русской печи.
Объект исследования : рациональное природопользование
Предмет исследования: вторичное использование природных ресурсов жителями Опаринского района Кировской области
Слайд 11выбор, формулировка и обоснование темы исследования
• тема не должна вызывать
очень больших сложностей у её автора, можно выбрать такую тему,
по которой уже имеются определённые наработки;
• тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но и вписываться в его общую перспективу профессионального развития, т. е. иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности, соответствовать способностям и знаниям исследователя;
• выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога одновременно;
• предпочтительно брать тему сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне; нельзя брать слишком масштабные или сложные темы – они могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках исследования;
• тема должна быть актуальной и соответствовать требованиям науки и практики. Искусственные, оторванные от жизни темы учебно-исследовательских работ не оправдывают себя с точки зрения фундаментальной и прикладной науки и могут вызвать лишь ироническое отношение к ним со стороны учителей, ученых – членов жюри.
Слайд 12При формулировании темы исследования необходимо знать некоторые требования:
• название
исследовательской работы является точной формулировкой темы;
• тема должна быть
сформулирована по возможности лаконично, но не слишком коротко, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;
• не рекомендуется для наименования темы брать какие-либо поэтические строки или слова пословиц и поговорок. Если вы всё же выбрали для названия своего исследования именно такие слова, то в этом случае в скобках обычно добавляют небольшой подзаголовок (обычно до пяти слов), раскрывающий суть исследования.
Электромагнитное излучение современного города и его влияние на организм человека
Изучение творчества кировского писателя Александра Демышева
Слайд 13определение цели и задач исследования
Цель исследования отвечает на вопрос -
«как реализовать» разрешение указанной в исследовании проблемы.
Для определения цели можно
использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить, разработать, обосновать, обобщить и др.
К примеру, «выявить закономерности процесса…», «обобщить собранный материал», «установить время возникновения…» и т. д.
Задачи исследования должны быть сформулированы как пути реализации разрешения указанной в исследовании проблемы.
Обычно они даются в форме перечисления: «изучить...», «описать...», «раскрыть...», «выявить...», «определить...», «исследовать...», «выяснить...», «проанализировать...», «ознакомиться в ходе…» и т. д.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.
Слайд 14Часто школьники среди поставленных задач ставят и такой пункт «сделать
выводы…». Этого делать нельзя.
Выводы по исследованию – обязательная составляющая
любой исследовательской работы и не входят в число задач исследования.
Слайд 16определение гипотезы
Гипотеза – научное предположение, суждение о закономерной (причинной) связи
каких-либо явлений, требующее проверки, подтверждения опытным путём.
В теме (названии работы)
мы ставим вопрос, в гипотезе – предполагаем ответ на него, то есть понимаем, какое именно предположение мы будем проверять.
Слайд 17составление плана исследовательской работы
В состав исследовательской работы входит введение, главная
(основная) часть, заключение, библиографический список и приложения.
Основная часть разбивается
на главы, которых может быть от 1 до 3. Они посвящены раскрытию содержания учебно-исследовательской работы. Основная часть не может состоять из одного параграфа и всего одного пункта.
При составлении плана следует стремиться, чтобы:
а) его параграфы и пункты соответствовали выбранной теме и не выходили за её пределы;
б) главы, параграфы, пункты располагались в логической последовательности;
в) в план обязательно были включены вопросы, отражающие основные аспекты исследования;
г) выбранная тема была исследована всесторонне.
Слайд 18В плане следует избегать слишком общих фраз в названиях рубрик.
Названия глав, параграфов и пунктов не должны полностью совпадать с
названием самой исследовательской работы.
Тема: «Школа в годы Великой Отечественной войны»
Глава: «Деятельность школы в годы Великой Отечественной войны»
Неправильно называть пункты плана одним словом, так же как и не рекомендуются слишком длинные названия, занимающие более трёх строчек на странице.
Слайд 19определение методов исследования
Методы исследования также являются элементом введения к любой
исследовательской работе.
В введении необходимо чётко указать только те методы,
которые непосредственно были использованы при написании исследовательской работы.
Слайд 20• Анализ – метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при
которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их
специального и углубленного самостоятельного изучения.
• Беседа – метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим.
• Классификация – теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу.
• Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.
• Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.
• Социологический – опрос части населения по специальному перечню вопросов.
• Статистический – метод исследования, предполагающий обработку значительного количества цифрового материала.
• Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.
Слайд 25 Этап 3. Оформление результатов исследования
Слайд 26Титульный лист
Титульный лист – это лицо работы, от его оформления
зависит первое впечатление от работы.
На титуле не ставится номер страницы
(при нумерации ставится отметка «особый колонтитул для первой страницы)
Название темы не заключается в кавычки, точка после темы не ставится
Так называемые поэтические названия должны в скобках содержать конкретизацию, уточнение темы. «Слово о великом сыне России» (П.П. Семенов Тян-Шанский: биография, путешествия)
для обозначения временных рамок употребляются общепринятые обозначения (для века - римские цифры - XX в., XIX в., для временного периода - указание полной даты - 1941-1945гг. )
Слайд 27Содержание
Автособираемое оглавление;
Ручное оглавление;
Таблица;
Слайд 30Введение
1. Актуальность темы исследования
2. Проблема, на решение которой направлено исследование
3.
Объект и предмет исследования
4. Цель исследовательской работы
5. Задачи исследовательской работы
6.
Гипотеза (предположение)
7. Основные этапы работы, организация
8. Методы исследования
9 Характеристика основных источников информации.
Слайд 31Основная часть
В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который
начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…»,
«Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по содержанию главы.
Использование сносок на используемую литературу
Объемная работа –не всегда хорошо. Пользуйтесь указаниями в положении, убирайте «лишние» главы.
Новая глава начинается с нового листа
Промежуток между главами, параграфами и текстом - два интервала
После заголовка и подзаголовка не ставится точка
Слайд 32Требования к оформлению цитат и ссылок
При дословном цитировании текст автора
заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в
которой дан в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата.
Именно знание истории А.Н.Томилин считает важным фактором: «Вряд ли человек может считать себя специалистом, не зная истории той отрасли, которой он занимается» [5, с.3].
Слайд 33Требования к оформлению цитат и ссылок
При недословном цитировании (пересказ, изложение
точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не
заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц.
Существующий объем памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, сформирован к середине 1990-х годов и составляет в настоящее время около 100 тысяч объектов, 42 тысячи из которых — памятники истории и культуры федерального значения [11].
Слайд 34Оформление таблиц
Таблица размещается после ссылки на неё в тексте работы.
Таблицы
следует нумеровать арабскими цифрами с использованием сквозной нумерации. Номер ставится
после слова Таблица без значка «№».
На все таблицы в тексте приводятся ссылки с указанием слова таблица и ее номера (например, анализ объема производства представлен в таблице 1).
Таблица должна иметь название, отражающее кратко ее содержание. Номер таблицы помещают слева над таблицей, затем на следующей строке слева записывают название таблицы с заглавной буквы без точки в конце заголовка, например:
Слайд 35Оформление рисунков
Все иллюстрации (схемы, чертежи, графики) именуются рисунками.
Иллюстрации следует
нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы.
Каждый рисунок
должен иметь название, которое размещается под рисунком.
В тексте работы обязательно должна быть сделана ссылка на рисунок.
Слайд 36Заключение
В заключении эксперт ждет от автора, прежде всего, конкретных выводов.
Поэтому чем чётче прописаны во введении цель и задачи, тем
четче и весомее будут выводы.
Также в заключении автор делает вывод о достижении цели исследования, определяет перспективы дальнейшего поиска.
Слайд 37«В ходе работы над данным исследованием, были выделены основные этапы
жизни А. А. Чикина, которые можно разделить на жизнь в
Харькове, путешествия, обучение в Академии художеств и семейную жизнь, научную и творческую деятельность в Петербурге.
Были установлены петербургские адреса, связанные с его жизнью и деятельностью. С 1890 года А. А. Чикин жил на 7-ой линии В. О. в доме 38. В 1899 году переехал с семьей в Царское село на Павловскую улицу, д. 1, кв. 28. Затем в 1901-1924 годы он живет на Петроградской стороне: Большой пр. П. с., д. 28 (1901-1908), ул. Шамшева, д.12 (1908-1917), Большая Гребецкая ул. (ныне Пионерская), д. 61, кв. 3 (1917-1924). До смерти он проживал на Биржевой линии в доме 8. Кроме того, в течение жизни он часто бывал в Академии художеств (Университетская наб., д. 17), на заседаниях РОЛМ (В.О., 1-я линия, д.40; ул. Декабристов, д. 35), работал в ГОИ (Биржевая линия, д. 4 и 14).
Особенностью исследования стали найденные иллюстрации и рисунки, в при изучении которых удалось рассмотреть деятельность А. А. Чикина в роли профессионального художника. Он сотрудничал с журналами «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Вестник знания», иллюстрировал произведения классиков: М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Ф. Ф. Тютчева. Был составлен список книг с его иллюстрациями (см. Приложение 6.1). Рисунки А. А. Чикина также встречаются в его научных статьях и книгах.
Был прослежен путь становление А. А. Чикина как ученого, описана его научную биографию, и составлен список его научных трудов (см. Приложение 6.2).
В ходе работы был составлен портрет путешественника А. А. Чикина на основе анализа его путевых заметок. В заключении своего путевого дневника Александр Андреевич приводит следующие строки на немецком языке: «Кому Бог желает оказать милость, / Того Он посылает в мир, / Тому Он хочет показать свои чудеса / В горах и в лесу, на реке и в поле» [6, л. 153]. Можно предположить, что именно под этим лозунгом жил А. А. Чикин.
Исследование будет продолжено, его перспективными задачами является полное восстановление в электронном виде путевых дневников Чикина, хранящихся в РГО, а также поиск его родственников и составление генеалогического древа их семьи.
Слайд 38Список литературы
ГОСТ Р 7.0.100-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу (СИБИД). Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и
правила составления
Слайд 39Независимо от выбранного способа группировки в начало списка, как правило,
помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т. д.), которые
располагаются по юридической силе. Расположение внутри равных по юридической силе документов – по дате принятия, в обратной хронологии:
1. Международные нормативные акты
2. Конституция
3. Федеральные конституционные законы
4. Постановления Конституционного Суда
5. Кодексы
6. Федеральные законы
7. Законы
8. Указы Президента
9. Акты Правительства
Слайд 40Книга с одним автором
Волков, О. Г. Проектная деятельность: методические указания
к выполнению исследовательского проекта/ О. Г. Волков.— Чебоксары: Политех, 2017.—
28 с.
Книга с двумя и более авторами (до пяти)
Владимиров, В. В. Применение инновационных методик в исследовательской работе: передовой опыт и экономическая оценка/ В. В. Владимиров, И. П. Стуканова, А. В. Агафонов.— Чебоксары: Политех, 2019.— 116 с.
Слайд 41История России, всемирная история: сайт. – URL: http://www.istorya.ru(дата обращения: 15.02.2020).
– Текст: электронный.
Слайд 42Приложения
каждое приложение размещается на отдельной странице;
в тексте работы на все
приложения должны быть даны ссылки (при этом в тексте работы
следует писать: «см. Приложение 1» или «см. Прил.1»). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Если вы приводите фотографию из семейного архива, то должны в скобках или в сноске указать «Фотография из семейного архива», а также датировать данный снимок.
Если вы перефотографируете, ксерокопируете или перерисовываете иллюстрации, фотографии из какого-либо источника, то необходимо давать сноску на источник и способ воспроизведения (например: «ксерокопировано с…», «перефотографировано с …» и т.п.)
Если фотография является групповой, то в пояснении к ней необходимо указать, в каком ряду, и какой по счету слева/справа изображен герой повествования.
Слайд 47Роль педагога
Сотрудничество и сотворчество