Слайд 1Урок - консультация по русскому языку учителя русского языка и
литературы МКОУ «ООШ №12» Свистуновой Натальи Анатольевны
ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
КАК НАПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ?
Слайд 2В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом
не менее 70 слов.
Сжатое изложение представляет собой не пересказ, а
новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.
Слайд 3Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?
Писать изложение нужно в
соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают
работу.
Слайд 5От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего
не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт
смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста, и выставляет соответствующий балл.
Слайд 6Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой . Большая
тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем.
Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца.
Слайд 7Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия,
и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения.
Слайд 8Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные
микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по
первому критерию можно поставить высший балл.
Слайд 10При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть,
как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на
что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.
Слайд 11Что такое приёмы сжатия текста?
При сжатии текста потребуется переработка содержащейся
в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное
и отсекаете второстепенное.
Слайд 13Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение.
Исключаем повторы.
Можно исключить синонимы (один или несколько)
Исключаем
уточнения, пояснения:
Слайд 14Основные приёмы сжатия текста:
2. Обобщение.
Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием.
Обобщаем
информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением.
Слайд 15Основные приёмы сжатия текста:
3. Упрощение.
Этот приём сжатия заключается в структурном
упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно.
Возможна замена
сложноподчинённого предложения простым: Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной
Слайд 16Комплексное применение приёмов сжатия.
Все приёмы сжатия текста могут применяться как
по отдельности, так и в комплексе
Слайд 18Советы по написанию сжатого изложения
При первом прослушивании текста не записывайте
всё подряд. Сначала важно понять, какая информация главная, а какая
– второстепенная; определить основную тему и микротемы; выписать ключевые слова.
• Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
• Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия.
Слайд 19Советы по написанию сжатого изложения
Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!)
должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт
устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
Слайд 21Текст для написания сжатого изложения
( из открытого банка заданий ФИПИ)
У
каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого
человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Слайд 23Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию.
– Нужно воспитывать
в детях совестливость, способность к состраданию.
Слайд 24Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились.
– Глаза мальчика засияли.
Слайд 25Сестра жила неподалёку, на соседней улице.
– Сестра жила неподалёку.
Слайд 26Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).
Слайд 27Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые
шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова.
– Человек учится правильному
поведению с раннего детства.
Слайд 28 Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют
лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не
стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
Слайд 29Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях.
– Авиамодели, снабжённые
электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.
Слайд 30Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут».
–
Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.
Слайд 31Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда
говоришь о том, что есть и будет, не забывай о
том, что было.
↓↓↓
Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
Слайд 32Интернет – ресурсы:
http://егэша.рф/news/izl_oge/2015-02-06-200
http://bacenko.ru/szhatoe-izlozhenie-na-oge-po-russkomu-yazyiku/
https://yandex.ru/images/search?text=ик3%20изложение%20картинки&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/27/izlozheniya_fipi.docx
Слайд 33
источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ
лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Слайд 34Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
фон
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png
перо, чернильница, тетрадь
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL
http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png
перья
http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png
свиток
http://s3.uploads.ru/5o8gm.png
рамка