Слайд 1
Как подготовить новостной материал:
информационный жанр
«Заметка»
Слайд 2Определение термина
Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения,
в основе которой лежит интересный, оперативный, общественно значимый факт.
Слайд 3Особенности информационного жанра заметка:
1) оперативность;
2) соответствие интересам аудитории (релевантность);
3) понятность для читателей сути сообщения (декорируемость);
4) очищенность основной
информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
5) краткость информации.
Слайд 4Важно помнить:
Помимо основных особенностей, присущих этому газетному жанру для журналиста
важно увидеть за частным фактом явление, не только сообщить о
нем, но и оценить, прокомментировать.
Слайд 5Способы подачи новости в жанре заметка
1) жесткий – когда
информация идет о событии, сенсации;
2) мягкий – когда информация
оживлена подробностями и деталями.
Слайд 6Искусство написания заметки
Состоит в том, чтобы дать читателям ответы
на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?.
Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов!
Слайд 7Композиционное построение заметки
Заметка строится в виде так называемой «перевернутой
пирамиды», или «опрокинутого треугольника». В этом случае начинают написание новости
заметке с наиболее значимого факта (с основания пирамиды), а остальные факты располагаются по степени убывания значимости и интереса.
Слайд 8Назначение и определение термина «лид»
Чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и
интерес к заметке, начинать следует с лида, освещающего главную тему
Лид – суть сообщения, сконцентрированная в первом абзаце. Обычно набирается более крупным или жирным шрифтом .
Слайд 9 Виды комментария:
1) расширенный – пространное
разъяснение факта;
2) комментарий эксперта – комментарий компетентного человека;
3) полярный
– разъяснение факта разными специалистами;
4) синхронный или попутный – разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности суждений).
Допустимо использование и комментария «скрытого», а также такой формы, как прибавление к изложенному факту под заголовком «от редакции», «наш комментарий».
Слайд 10Игра « Учимся угадывать слова»
1 раунд «Разминка».
2 раунд кроссворд «Девять
котов».
3 раунд «Глагол или наречие».
4 раунд «Хитрый икс».
5 раунд «Грамматическая арифметика» - конкурс капитанов.
Слайд 13Ответы на кроссворд «Девять котов»
Слайд 14Третий раунд
«Глагол или наречие».
Слайд 15Четвертый раунд
«Хитрый икс»
1) икс+р= ?
5) икс+Ира=?
2)икс+ра=?
6) икс+реда=?
3) икс+рат=? 7) икс+на+ра+та=?
4) икс+рата=? 8) икс+та+на+ра=?
Слайд 16Ответы раунда «Хитрый икс»
1)икс+р=риск;
2) икс+ра=искра;
3)
икс+рат=старик;
4) икс+рата=актриса;
5) икс+Ира=ириска;
6) икс+реда=редиска;
7)икс+на+ра+та=канистра;
8) икс+та+на+ра=
санитарка.
Слайд 17Пятый раунд
«Грамматическая арифметика»
Слайд 18Алгоритм написания заметки
1) Обозначить дату и место проведения игры
«Учимся угадывать слова».
2) Перечислить туры игры и суть
заданий.
3) Назвать результаты игры.
4) Кратко выразить атмосферу, царившую во время игры.
Слайд 19Домашнее задание (по выбору)
1) создать совершенно новую заметку по той
же теме;
2) взять за основу написанную заметку, но что-то в
ней изменить: убрать или добавить новое;
3) написать заметку, но по любой заинтересовавшей вас теме.