Слайд 2Эссе
(от фр. essai «попытка, проба, очерк) — литературный жанр, прозаическое
сочинение небольшого объёма и свободной композиции
Слайд 3Задание 29.
«Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его
смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной
автором проблемы (затронутой темы).При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)»
Слайд 4Например:
Философия
«Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых
фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная
психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ — мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).
Слайд 5Раскрытие смысла высказывания (К 1)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение
задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе
не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
Слайд 6Структура эссе
1. Цитата.
2. Отношение к высказыванию и смысл
высказывания.
3. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
4. Аргументация на теоретическом
уровне.
5. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7. Вывод.
Слайд 71. Выбор высказывания
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть
уверены, что
владеете основными понятиями той базовой науки, к которой
оно относится;
чётко понимаете смысл высказывания;
можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Слайд 82. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь
можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть
высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
«Я согласен с автором в том, что... »
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
«Автор был прав, утверждая, что...»
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
Слайд 93. Формулировка основной мысли высказывания (смысл)
Далее необходимо раскрыть
смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом
случае можно использовать следующие клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
«Автор обращает наше внимание на то, что...»
«Автор убеждён в том, что...»
Слайд 104. Определение проблемы высказывания
Формулирование авторской проблематики:
«Автор обращает наше внимание
на проблему...»
Актуальность проблемы в современных условиях:
«Данная проблема является актуальной
в условиях...
• ...глобализации общественных отношений;
• ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
• ...обострения глобальных проблем современности»
Слайд 11К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса !
Это
нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также
случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
Слайд 125-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по
данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть
вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: теоретическом и практическом.
Слайд 13Теоретический уровень
его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления
научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
Слайд 14Эмпирический (практический) уровень
здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из
истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному
опыту.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
Слайд 15Вывод
Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования:
он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и
подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Слайд 16Оформление эссе
Нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым
единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному
написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Слайд 17Как успешно написать эссе?: продолжение (разбор конкретного примера)
Слайд 18Структура эссе
1. Цитата.
2. Отношение к высказыванию и смысл.
3.
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
4. Аргументация на теоретическом уровне.
5. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
6. Вывод.
Слайд 19Цитата
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать
в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
Слайд 201. Определение своей позиции к высказыванию (согласие, несогласие, частичное согласие)
Я полностью согласен с высказыванием французского философа-просветителя
Ж.-Ж. Руссо., оно более чем справедливо.
Слайд 212. Формулировка основной мысли высказывания (смысл)
Основная идея Руссо
состоит в том, что мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в
ходе активной деятельности. Ребенок развивается, становится личностью только через активное познание, активное соприкосновение с окружающим миром, в первую очередь – через игру, шалость...
Слайд 223. Определение проблемы высказывания и соотнесение ее с актуальными проблемами
современности
На мой взгляд, Ж.-Ж. Руссо обращает наше
внимание на проблему необходимости становления всесторонне развитой личности и затрагивает вопрос о месте игровой деятельности в достижении данной задачи. Следует отметить, что данная проблема не потеряла свою актуальность и в современных условиях, когда педагогическая наука активно изучает и разрабатывает новые и нестандартные подходы к обучению и воспитанию, основанные на принципах свободы и творчества (гуманная педагогика Ш. Амонашвили, вальдорфская педагогика и т.д.).
Слайд 234-5. Аргументация собственного мнения
Слайд 24Теоретический уровень агрументации (понятия, термины, определения)
Значение игровой
деятельности в процессе становления и развития человеческой личности занимает важное
место. И недооценка роли игрового элемента в процессе воспитания и обучения ребенка может сказаться самым негативным образом. Из курса обществознания нам известно, что игра относится к специфическим видам деятельности. Это особая форма взаимодействия с окружающим миром, целью которого не является производство какого‑нибудь материального продукта, а сам процесс. Игра происходит в условной ситуации, она нацелена на удовлетворение интереса ее участников, и – что самое ценное – данный вид деятельности способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. Таким образом, возвращаясь к терминологии Руссо, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, играет - значит развивается.
Слайд 25Эмпирический (практический) уровень (приведение не менее 2-х примеров из истории,
литературы, социальной практики или личного опыта)
(1) Действительно, игры
сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игры человек учится общаться: играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка.
(2) Игра имеет большое значение и в жизни взрослого человека – это и психологическая разгрузка, и обучение навыкам социального взаимодействия. Игровой элемент занимает центральное место в таком популярном методе современной психологии, как социально-психологический тренинг.
Слайд 26Вывод
Таким образом, в игре всегда присутствует познание чего-то
нового и творчество. Поэтому надо поощрять игры детей, играть вместе
с ними, познавая окружающее - и тогда они станут мудрецами.