Слайд 1Авторы: учащиеся 5 ж класса
Руководитель:
Портнова Е.А.
2014 г.
филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Новоархангельское
«Как ориентируются птицы?»
Слайд 2Гипотеза:
Если птицы мигрируют с одного континента на другой, то у
них должны быть «навигационные приборы».
Главная:
Попытаться выяснить как птицы ориентируются в
пространстве.
Второстепенная:
Выяснить экспериментально какое время на птиц действует их инстинкт «к полету».
Слайд 4 Задачи:
Рассмотреть несколько научных гипотез.
Привести доказательства, опровергающие или подтверждающие данную
гипотезу.
Результат эксперимента выполнить в виде диаграммы.
Слайд 6Рассматриваемые научные гипотезы:
Молодым птицам дорогу показывают более взрослые особи.
Птицы ориентируются
по магнитному полю Земли.
Птицы ориентируются по солнцу и другим небесным
телам.
Слайд 7Научная гипотеза:
«Молодым птицам дорогу показывают более взрослые особи»
Доказательства:
Действительно, утки, гуси, журавли путешествуют косяками, состоящими из
старых и молодых птиц. В этих случаях ведущая роль стариков очевидна. Однако детальное изучение перелетов методом кольцевания показало, что старые птицы не всегда летят вместе. Выяснилось, что многие молодые воробьиные птицы направляются на юг раньше взрослых. У кукушек, наоборот, отец и мать рано улетают на зимовку и оставляют воспитывать птенцов приемным родителям, зимовки которых расположены совсем в других местах.
Слайд 8Научная гипотеза:
«Птицы ориентируются по магнитному полю Земли»
Доказательства:
Проводились опыты.Птиц помещали в искусственные магнитные поля различной силы –
они никак не реагировали. Подвешивали им на шею, крылья,лапы миниатюрные магниты, которые должны были изменить ориентировку, но птицы с магнитами и без них летали в одном и том же направлении.
Слайд 9Научная гипотеза:
«Птицы ориентируются по солнцу и другим небесным телам»
Доказательства:
На первый взгляд это кажется невероятным. Но
способность ориентироваться по звездам подтвердили опыты с кряковыми утками (дневные птицы). Эти утки, если их выпускали из клетки, всегда летели в северо-западном направлении. Для того чтобы выяснить, каким ориентирами они пользуются, у птиц постепенно изменили суточный ритм. Затем уток выпустили ночью, и все они устремились на северо-запад. Очевидно, что здесь солнечные часы не играли роли и утки ориентировались по звездному небу.
Слайд 10 Место и сроки проведения:
Территория Новоархангельского
с/с, Первомайского района, Тамбовской области.
Март – октябрь 2013 г.
Слайд 11 Методика исследования:
Наблюдение.
Эксперимент.
Изучение научной литературы.
Слайд 13Выводы:
Итак, однозначно ответить на вопрос как ориентируются птицы в пространстве,
пока нельзя.Но мне кажется, что птицы скорее всего используют не
один способ ориентации, а несколько.
Из проведенных исследований видно, что время действия инстинкта «к полету» зависит от отряда птиц.
Заключение:
Вопрос об изучении «навигационных
приборов» птиц остается открытым.
В дальнейшей работе необходимо окольцовывать птиц, чтобы изучить пути их миграции.
Слайд 15Литература:
Биологический энциклопедический словарь/ гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов.
Энциклопедия, 1989 г.
Жизнь животных: в 7 т. Т. 1-7/ под
ред. Ю.И. Полянского. – 2-е перераб. – М.: Просвещение, 1989 г.
Щеголев, В.И. Население птиц Тамбовской области и его динамика// География и экология наземных позвоночных. –Владимир, 1981 г.
Скопцов, В.Г. Редкие птицы и звери и их охрана/ В.Г. Скопцов. – М.: Просвещение, 1969 г.