1. По способу осуществления рабочего цикла:
а) двухтактные – все процессы рабочего цикла осуществляются за два хода поршня, при этом коленчатый вал совершает один оборот;
б) четырехтактные –все процессы рабочего цикла осуществляются за четыре хода поршня и два оборота коленчатого вала.
2-х тактный
4-х тактный
Грибков А.М.
3. По способу воспламенения рабочей смеси:
а) с самовоспламенением от сжатия (дизели - самовоспламенение смеси топлива и воздуха происходит только за счет высокой температуры в цилиндре, возникшей в результате сжатия воздуха);
б) с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые двигатели, у которых воспламенение рабочей смеси происходит за счет постороннего источника, например свечи).
в) с комбинированным воспламенением (газодизели, в которых рабочая смесь принудительно зажигается путем самовоспламенения жидкого запального топлива).
Грибков А.М.
5. По средней скорости хода поршня:
По значению средней скорости поршня двигатели делят на три группы:
а) νср < 6,5 м /с - тихоходные;
б) νср = (6,5 - 9) м /с - средней быстроходности;
в) νср > 9 м / с - быстроходные;
Чем выше средняя скорость поршня, тем двигатель при той же мощности компактнее, легче.
Грибков А.М.
Однорядный.
V – образный.
Грибков А.М.
9. По способу наполнения воздушным зарядом:
С турбокомпрессором или атмосферные.
10. По направлению вращения коленчатого вала:
Нереверсивные, имеющие постоянное направление вращения колен-вала.
Реверсивные, у которых изменение направления вращения достигается с помощью специального реверсивного механизма, изменяющего фазы газораспределения.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
4. Опережение открытия выпускного клапана – необходимо для того чтобы, к началу 4-го такта, основное давление цилиндра успело выйти и поршень затрачивал меньше работы на выталкивание.
5. Запаздывание закрытия – и совместное открытие клапанов обеспечивает полную очистку цилиндра от отработанных газов (продувка камеры сгорания).
- Турбокомпрессор засасывает воздух при атмосферном давлении Ро и сжимает его до давления Рк.
- Сжатый в турбине воздух проходит через охладитель и впускной коллектор.
- От турбины до цилиндра давление снижается от Рк до Ра, линия давления впуска расположена ниже линии Рк и выше линии Ро.
- После заполнения цилиндра воздухом начинается процесс сжатия 2-3.
- В конце сжатия в цилиндр впрыскивается через форсунку топливо, которое воспламеняется в точке 3.
- Процесс сгорания 3-z.
- Расширение z-4.
- В точке 4 открываются выпускные клапана, и отработавшие газы выталкиваются в газовую турбину при давлении Рг.
- В четырехтактных дизелях энергии отработавших газов достаточно, чтобы нагнетатель сжимал воздух до давления Рк, более высокого, чем Рг.
В результате наддува площадь индикаторной диаграммы, а следовательно, и мощность двигателя возрастает.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
При первом такте – ходе поршня от ВМТ к НМТ, в цилиндре создается разрежение и через открытый впускной клапан в цилиндр через воздушный фильтр поступает очищенный от пыли воздух.
При втором такте поршень движется вверх и происходит процесс сжатия. Давление воздуха достигает 40-42 кг/см2, а температура 750-800° С.
В конце такта сжатия через форсунку в камеру сгорания впрыскивается топливо. Вследствие высокой температуры воздуха, распыленное топливо воспламеняется и происходит горение. Давление в цилиндре резко возрастает до 75-80 кг/см2, температура до 1600-2000° С. Под действием расширяющихся газов поршень с большой силой движется вниз, происходит рабочий ход до момента открытия выпускного клапана.
При четвертом такте поршень движется вверх и при открытом выпускном клапане происходит выхлоп – поршень вытесняет отработавшие газы. Давление в цилиндре несколько выше атмосферного и составляет 1,05-1,2 кг/см2, температура 500-700° С
Головка блока цилиндров изготавливается из чугунного и алюминиевого сплава. Над каждым цилиндром головки имеется:
Направляющие втулки и седла клапанов
медный стакан для форсунки
отверстие для прохода штанг
отверстие для слива масла
отверстие для крепления
Головки крепятся к блоку через уплотнительную прокладку. Сверху закрываются клапанной крышкой
Грибков А.М.
Картер маховика отлит из чугуна, имеет чашеобразную форму и является силовой деталью двигателя. В нижней части картера сделан люк для проворачивания маховика. Также, в картере имеется отверстие для прохода шестерни стартера.
Передняя крышка двигателя
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Поршень выполнен из высококремнистого алюминиевого сплава. Имеет компрессионные и маслосъемные кольца. В головке поршня расположена камера сгорания. С шатуном поршень соединяется пальцем плавающего типа, осевое перемещение которого в поршне ограничивается стопорными кольцами. Для обеспечения точной посадки, поршни и гильзы цилиндров разбиты на три размерные группы. Номер группы обозначен на днище поршня и верхнем торце гильзы. При сборке поршень и гильза подбираются из одной размерной группы.
Поршневые кольца делятся на маслосъемные и компрессионные. Маслосъемные кольца имеют прямоугольное сечение с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью. Компрессионные в сечении представляют собой одностороннюю трапецию, изготавливаются из чугуна со специальным химическим составом.
Грибков А.М.
Коренные подшипники коленчатого вала – подшипники скольжения, вкладыши сменные стальные с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы. Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы: в верхнем вкладыше, в отличие от нижнего, имеется отверстие и кольцевая канавка на внутренней поверхности для подвода смазки.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Толкатель служит для передачи движения от кулачка распределительного вала к штанге. Представляет собой жесткий качающийся рычажок, изготовленный из стали. Ось с толкателями расположена в блоке двигателя над распределительным валом.
Грибков А.М.
Коромысла клапанов служат для передачи усилия от штанги к клапану. Коромысла кованые, изготовлены из стали. Каждое коромысло установлено на отдельной стойке с осью. Стойка выполнена как одно целое с осью коромысла и крепится к верхней плоскости головки цилиндров. Подшипником коромысла служит бронзовая втулка, запрессованная в отверстие коромысла. Осевой зазор коромысел ограничивается стопорными кольцами, установленными в канавки на концах осей коромысел. Для снижения трения между стопорным кольцом и торцом коромысла установлены каленые шлифованные шайбы. На коротком плече коромысла имеется резьбовое отверстие для установки регулировочного винта.
Грибков А.М.
Привод распределительного вала от коленчатого вала может осуществляться одним из трех способов: ременной передачей, цепной передачей, а при нижнем расположении распредвала - зубчатыми шестернями. Цепной привод отличается надежностью, но его устройство сложнее и цена выше. Ременной привод существенно проще, но ресурс зубчатого ремня ограничен, а в случае его разрыва могут наступить тяжелые последствия.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Система смазки служит для хранения, очистки от механических примесей масла и подвода его к трущимся деталям при работе двигателя, а также для отвода тепла от нагревающихся деталей.
Зеркало цилиндров, зубчатые передачи, подшипники качения, кулачки распределительного вала и другие трущиеся поверхности, не требующие обильной смазки, смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым вращающимися деталями двигателя.
Масляный насос шестеренчатого типа состоит из 2 секций: нагнетательной и радиаторной. Нагнетательная подает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная – к радиатору. В нагнетательной секции имеется редукционный клапан. Он предназначен для поддержания определенного давления масла, поступающего в двигатель. В корпус радиаторной секции ввернут предохранительный клапан, предназначенный для отключения масляного радиатора при пуске двигателя в холодное время (при загустевшем масле) или в случае засорения радиатора.
Грибков А.М.
Фильтр тонкой очистки масла (центробежный) включен в смазочную систему параллельно, через него проходит около 10 % масла. В течение 4-5 мин работы двигателя все масло в системе проходит через фильтр тонкой очистки и очищается от механических примесей. Очистка масла происходит в процессе вращения движущейся части фильтра (ротора), за счет чего механические примеси, находящиеся в масле, отбрасываются центробежной силой к стенкам колпака ротора и оседают на них плотным слоем.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Вентилятор - осевой, с шестеренчатым приводом. Вентилятор с приводом крепится к переднему торцу крышки шестерен распределения и приводится во вращение специальной шестерней, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Воздушный фильтр с масляной ванной и контактным элементом. Внутри корпуса установлен фильтрующий элемент, который состоит из обоймы с заделанными в ней пакетами фильтрующей набивки из капронового волокна. Крупные частицы пыли оседают в масляной ванне, а окончательная очистка воздуха происходит в фильтрующем пакете, смоченном маслом.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
5. Системы двигателей внутреннего сгорания.
Система подачи воздуха и воздухоотвода
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Система питания топливом состоит:
- топливный бак
- фильтры грубой и тонкой очистки топлива;
- топливоподкачивающий насос низкого давления и с ручным поршневым насосом;
- топливный насос высокого давления с регулятором числа оборотов и автоматической муфтой опережения впрыска топлива:
- форсунки;
- трубопроводы высокого и низкого давлений.
- дополнительный топливный насос с электрическим приводом.
- Расходный бак (180 л).
Грибков А.М.
Грибков А.М.
ТНВД состоит из:
- блочный корпус
- кулачковый вал
- восемь секций ТНВД
- толкатели
зубчатая рейка
Привод топливного насоса высокого давления осуществляется парой цилиндрических шестерен со спиральным зубом. Ведущая шестерня крепится к шестерне распределительного вала шестью болтами.
Трущиеся детали ТНВД смазываются из системы смазки. Масло разбрызгивается кулачками кулачкового вала. На верхней поверхности средней полки корпуса насоса выполнены маслосборные лотки для смазки трущейся пары толкатель - корпус насоса.
Грибков А.М.
Форсунки при изготовлении разбиваются на четыре группы (0,1,2,3) по пропускной способности и на две группы (1 и 2) по величине хода иглы распылителя. К первой группе по ходу иглы относят форсунки, у которых высота подъема иглы лежит в пределах 0,28- 0,35 мм. Форсунки нулевой группы имеют минимальную пропускную способность. На верхнем торце корпуса форсунки имеется индекс из двузначного числа. Первая цифра - ее пропускная способность. Вторая цифра двузначного числа определяет ход иглы распылителя.
Так, например, форсунки, имеющие индекс 01, принадлежат к нулевой группе по пропускной способности и к первой группе по ходу иглы. На каждый двигатель при его сборке на заводе-изготовителе устанавливают форсунки только с одним индексом.
Грибков А.М.
Фильтр тонкой очистки топлива, предназначен для полной очистки топлива, поступающего в ТНВД, устанавливается перед ТНВД в самой высокой точке системы питания.
Фильтрующий элемент состоит из перфорированного металлического каркаса, обмотанного ситцевой оберткой, на котором сформована фильтрующая масса из древесной муки.
Для обеспечения нормальной работы двигателя, фильтрующие элементы подлежит периодической замене.
Грибков А.М.
При увеличении числа оборотов двигателя грузы под действием центробежных сил, преодолевая сопротивление пружин, поворачиваются (расходятся) в направлении, указанном стрелками вокруг осей, жестко связанных с ведомой полумуфтой.
Расстояние между осями грузов и пальцами ведущей полумуфты, по которым скользят специальные профили грузов, уменьшается, и в результате происходит угловое смещение ведомой и ведущей полумуфт на некоторый угол (макс. 5-6 градусов).
При уменьшении числа оборотов двигателя грузы сходятся под действием пружин, и угол смещения ведомой и ведущей полумуфт уменьшается.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Электрофакельное устройство (ЭФУ) в дизельных двигателях устанавливается для обеспечения запуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха до -22°С, а также для быстрого разогрева двигателя до рабочих температур. Запуск двигателя происходит при подогреве всасываемого воздуха в цилиндры факелами топлива. Воспламенение происходит во впускных коллекторах штифтовыми факельными свечами.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Техническое обслуживание по окончании периода обкатки
1. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи.
2. Проверить момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и, если необходимо, подтянуть их.
3. Подтянуть все внешние резьбовые соединения устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
4. Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.
5. Отрегулировать зазоры в приводе клапанов механизма газораспределения.
6. Проверить и при необходимости отрегулировать установочный угол опережения впрыска топлива.
7. Проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение приводных ремней.
8. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
9. Проверить момент затяжки крепления стартера.
10. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75...90°С.
11. Заменить масло в системе смазки двигателя.
12. Заменить фильтрующие элементы масляного и топливных фильтров.
13. Провести техническое обслуживание коробки передач с заменой масла.
14. Провести техническое обслуживание сцепления в том числе включая перечень операций через одно ТО-1 и при проведении ТО-2.
Грибков А.М.
Через одно ТО-1 (через 500 часов работы)
1. Заменить масло в системе смазки двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ и их комплектациях.
2. Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе элемент необходимо заменить не дожидаясь указанного срока.
3. Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива.
4. Проверить и, если необходимо, отрегулировать установку угла опережения впрыска топлива.
5. Наполнить смазкой полость подшипников натяжного устройства привода компрессора.
6. Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.
7. Подтянуть крепления турбокомпрессора.
8. Смазать муфту выключения сцепления с подшипником и валик вилки выключения сцепления.
Грибков А.М.
Сезонное техническое обслуживание
1. Заменить моторное масло в двигателе и топливо на соответствующие предстоящему сезону, при этом топливный бак рекомендуется ополоснуть чистым топливом. Если в двигатель залито всесезонное моторное масло, а сезонное техническое обслуживание не совпадает со сроком его смены, масло в этом случае замене не подлежит.
2. Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию, проверить узлы электрофакельного устройства и промыть фильтр-отстойник топлива.
3. Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию и в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды промыть систему охлаждения.
Дополнительные работы
Через каждые 3000 часов работы проверить легкость вращения, осевой и радиальный люфты ротора турбокомпрессора, при необходимости, провести техническое обслуживание турбокомпрессора.
Через каждые 3500 часов работы снять стартер с двигателя и провести его техническое обслуживание.
Грибков А.М.
Грибков А.М.
Шум подшипников генератора, сопровождающийся перегревом
Колебания нагрузки генератора
Грибков А.М.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть