Слайд 1 Канистерапия.
Что это такое?
Канистерапи́я (от лат. сanis
— собака + греч. θεραπεία — лечение) — разновидность терапии с животными,
метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.
Виды канистерапии:
Лечебно-контактное. Его используют при каких-либо болях. Суть заключается в том, что животное ложится на больное место и находится там в течение какого-либо промежутка времени. После нескольких таких процедур боли должны уменьшиться.
Диагностическое направление. В этом случае собака используется в качестве врача, который будет пытаться предугадывать болезни, например, снижение сахара в крови, астма, эпилепсия и прочие.
Обслуживающее направление. В этом случае собаки выступают в качестве поводырей, которые сопровождают инвалида всегда и везде.
Реабилитационное направление. В этом случае собака делает всё возможное, чтобы ускорить процесс выздоровления больных.
Слайд 2Разнообразие программ взаимодействия собаки-комфортёра с ребёнком:
Индивидуальное реабилитационное занятие с собакой
психологической помощи, направленное на развитие тактильных ощущений.
Групповое игровое занятие с
адаптированной собакой, направленное на развитие мышечной силы, улучшение психо-соматики, координации движений.
Семейное обучающее занятие с одомашненной собакой, направленное на развитие самостоятельности, ответственности и навыков ухода.
Слайд 3Индивидуальное реабилитационное занятие оказывает на ребёнка:
Успокаивающее и расслабляющее действие. В
процессе общения ребёнок может присесть и прилечь рядом с собакой,
отдохнуть, помечтать…Снижается чувство одиночества, улучшается процесс социализации.
Развивающее действие. Тактильный контакт с собакой подразумевает развитие мелкой и крупной моторики, мобилизацию внимания, облегчение процесса контроля эмоций.
Слайд 4Групповое игровое занятие оказывает на ребёнка:
Общеукрепляющее действие. Во время выполнения
дрессировочных команд и игр с собакой улучшаются психо-соматические реакции, координация
движений.
Раскрепощающее действие. Во время общения с собакой ребёнок раскрывается, у него улучшается настроение, поднимается самооценка, появляется мотивация к активным действиям.
Слайд 5Семейное обучающее занятие оказывает на ребёнка:
Дисциплинирующее действие. В процессе ухода
за собакой вырабатываются навыки ответственности, режимности.
Гармонизирующее действие. С появлением лохматого
друга у ребёнка расширяются границы внутреннего мира.
Слайд 6Условия проведения занятий:
Все собаки-комфортёры сопровождаются волонтёрами-стажёрами, имеющими на руках ветеринарные
документы, подтверждающие клиническое здоровье животных.
Ребёнок (дети) сопровождается родителями (опекунами).
Занятие ведёт
методист-зоотерапевт.
Занятия проводятся с назначенной регулярностью, в обусловленном помещении или на открытой, оборудованной площадке.
Слайд 7Истрия возникновения канистерапии.
Положительные терапевтические свойства при общении человека с собаками
были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы,
произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, повышение эффективности лечения.
После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод[6].
Однако само понятие «терапии с участием собак» было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время домашних приёмов он заметил, что присутствующая на сеансах собственная собака вызывает у пациентов-детей положительные реакции. С тех пор метод лечения, включающий в себя общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе.
Слайд 8Канистерапия в мире.
С 1 июля 2010 года в Польше специальность «канистерапевт» внесена в государственный список
профессий благодаря инициативе Польского общества канистерапии (PTK).
В некоторых клиниках Германии
официально применяют канистерапию.
В Норвегии подготовкой собак-помощников занимаются целые государственные учреждения и благотворительные сообщества. Щенков для этих целей зачастую бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников.
В США 95 % животных, используемых в психотерапии, составляют собаки.
В Великобритании в Исследовательском центре выявления рака с помощью собак (англ. Cancer and Bio-Detection Dogs research center) в Эйлсбери производится целенаправленное обучение собак, направленное на распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков. По завершении обучения они будут переданы больным с сахарным диабетом 2-го типа.
В Финляндии в ряде городов практикуется помощь собак для корректировки логопедических проблем у детей.