Слайд 1 Лекция 3
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Стадии и этапы процесса проектирования
ИС в соответствии с ГОСТ 34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы (АС). АС. Стадии создания».
Состав работ на предпроектной стадии (формирование требований к АС; разработка концепции АС; техническое задание (ТЗ).
Обследование ИС.
Постановка задачи.
Состав работ на стадиях технического и рабочего проектирования. Состав проектной документации
Состав работ на стадии ввода в действие, эксплуатации и сопровождения ИС.
Слайд 2Стадии и этапы процесса проектирования ИС в соответствии с ГОСТ
34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания»
Идея деления
процесса проектирования на стадии и этапы состоит в том, чтобы постепенно, проектируя «сверху вниз», разрабатывать проектные решения сначала укрупненно, а затем детализированно.
Процесс проектирования рекомендуется проводить в соответствии с ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания», действие которого продлено до настоящего времени (Указатель государственных стандартов 2003г.).
Кроме того, ГОСТ 34.602-89 (ТЗ на создание АС) и методические указания РД 50-34.698-90 (Требования к содержанию документов).
ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания АС) предлагает 8 стадий процесса проектирования ИС
Слайд 3Стадии и этапы процесса проектирования ИС в соответствии с ГОСТ
34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания»
8 стадий
процесса проектирования ИС:
Формирование требований к автоматизированной системе.
Разработка концепции автоматизированной системы.
Техническое задание.
Эскизный проект.
Технический проект.
Рабочая документация.
Ввод в действие.
Сопровождение автоматизированной системы.
Слайд 4Стадии и этапы процесса проектирования ИС в соответствии с ГОСТ
34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания»
Стадии и
этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании.
Степень обязательности: прежняя полная обязательность отсутствует, материалы ГОСТ34 по сути стали методической поддержкой, причем чаще для заказчиков, имеющих в стандарте набор требований к содержанию ТЗ и проведению испытаний АС.
Степень адаптивности определяется возможностями:
опускать стадию эскизного проектирования и объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация";
опускать этапы, объединять и опускать большинство документов и их разделов;
вводить дополнительные документы, разделы документов и работы;
создавать ЧТЗ - частные технические задания; как правило, этот прием используется на уровне крупных единиц (подсистем, комплексов), ради которых считается оправданным создавать ЧТЗ.
Гарантирование качества определяется в ТЗ и поддерживается на всех последующих этапах и с любой степенью независимости экспертизы.
Разработка и внедрение системы осуществляются в очередности, установленной техническим заданием (ТЗ). Содержание первой очереди системы определяется составом задач учета, анализа, планирования и оперативного управления, наиболее поддающихся автоматизации и имеющих существенное значение для принятия управленческих решений в предприятии. При создании первой очереди ЭИС техническое задание разрабатывается на всю систему, а технический и рабочий проекты - на задачи и подсистемы, входящие в состав первой очереди системы.
В процессе разработки последующих очередей системы происходят наращивание исходного комплекса функциональных задач, расширение и интеграция информационного и математического обеспечения, модернизация комплекса технических средств.
Использование средств автоматизации проектирования, в т.ч. CASE-технологий позволяет существенно сократить сроки разработки системы и повысить ее качество и надежность.
Слайд 5Модель ЖЦ ИС
В каноническом проектировании используется каскадная или итерационная модели
ЖЦ информационной системы (рис. 1).
Итерационная модель — это каскадная модель
с промежуточным контролем. Ошибки или недоработки предыдущих стадий, обнаруженные на последующих стадиях, устраняются путем возврата к предыдущим стадиям, т. е итерационным путем.
Рис. 1. Итерационная модель ЖЦ информационной системы
Слайд 6Стадии и этапы процесса проектирования ИС в соответствии с ГОСТ
34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания»
Можно выделить
3 укрупненные стадии проектирования ИС:
предпроектную, включающую стадии 1, 2, 3 (Формирование требований к автоматизированной системе; разработка концепции автоматизированной системы; техническое задание);
проектную, включающую стадии 4, 5, 6 (Эскизный проект; технический проект; рабочая документация);
послепроектную стадию, включающую стадии 7, 8 (Ввод в действие; сопровождение автоматизированной системы)
Рассмотрим состав и содержание работ на этих стадиях
Предпроектная стадия
1. ФТ - Формирование требований к ИС
1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС.
1.2. Формирование требований пользователя к ИС.
1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку ИС (тактико-технического задания).
2. РК - Разработка концепции ИС
2.1. Изучение объекта.
2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ.
2.3. Разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющей требованиям пользователя.
2.4. Оформление отчета о выполненной работе (ТЭО).
3. ТЗ - Техническое задание ИС
3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание ИС.
Слайд 7Стадии и этапы процесса проектирования ИС в соответствии с ГОСТ
34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания»
Проектная стадия
4.
ЭП - Эскизный проект
4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям.
4.2. Разработка документации на ИС и ее части.
5. ТП - Технический проект
5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям.
5.2. Разработка документации на ИС и ее части.
5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования ИС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку.
5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
6. РД - Рабочая документация
6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части.
6.2. Разработка или адаптация программ.
Слайд 8Стадии и этапы процесса проектирования ИС в соответствии с ГОСТ
34601-90 «ИТ. Комплекс стандартов на АС. АС. Стадии создания»
Послепроектная стадия
7.
ВД - Ввод в действие
7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу системы в действие.
7.2. Подготовка персонала.
7.3. Комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными продуктами).
7.5. Пуско-наладочные работы.
7.6. Проведение предварительных испытаний.
7.7. Проведение опытной эксплуатации.
7.8. Проведение приемочных испытаний.
8. Сп - Сопровождение ИС
8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.
8.2. Послегарантийное обслуживание.
Слайд 9Предпроектные стадии создания ИС
Следует обратить внимание на необходимость тщательной проработки
начальных стадий проектирования.
Известно, что устранение ошибок при создании системы
на стадии технического проекта стоит в 2 раза дороже, чем на предпроектной стадии, а на последующих стадиях — в 10 раз и более.
Слайд 10Состав работ на предпроектных стадиях
Стадия 1.
Формирование требований к автоматизированной
системе
Главное на этой стадии — провести предпроектное обследование и
дать технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности создания системы.
Формируются требования к функциональной части, обеспечивающим подсистемам, методу проектирования. Оформление отчета о выполненной работе предполагает создание в свободной форме тактико-технического задания, включающего:
Раздел 1. Характеристика объекта и результатов его функционирования.
Раздел 2. Описание существующей ИС и её недостатков «узких мест».
Раздел 3. Обоснование необходимости совершенствования ИС объекта.
Раздел 4. Цели, критерии и ограничения создания АС.
Раздел 5. Функции и задачи создаваемой АС.
Раздел 5.1. Ожидаемые технико-экономические результаты создания АС.
Раздел 6. Выводы и предложения.
Слайд 11Состав работ на предпроектных стадиях
Стадия 2.
Разработка концепции автоматизированной системы
Включает
научно-исследовательские работы, разработку нескольких вариантов системы и выбор оптимального.
Выполняется ориентировочный
расчет ожидаемой экономической эффективности и дается оценка научно-технического уровня системы на основании сбора данных об отечественных и зарубежных системах. Оформление отчета и утверждение концепции ИС.
В отчете по обследованию, называемом технико-экономическим обоснованием (ТЭО), приводятся: характеристика материально-технической базы предприятия, численность работников по категориям, основные технико-экономические показатели производства и реализации продукции, краткое описание функций подразделений и должностных лиц, схемы информационных связей и объем информации по периодам, схемы маршрутов движения документов, данные об уровне автоматизации управленческого труда и методах управления.
В ТЭО обосновываются предложения по совершенствованию системы управления, выделяются функции, подлежащие автоматизации, указываются первоочередной комплекс задач и предварительный перечень средств системы, отражается ориентировочная оценка экономической эффективности создания ЭИС.
Слайд 12Состав работ на предпроектных стадиях
Если первая и вторая стадии делались
Исполнителем для Заказчика как рекомендации по системе, то следующая, третья
стадия направлена от Заказчика к Исполнителю как задание.
(Кто разрабатывает ТЗ?)
Стадия 3. Техническое задание
Техническое задание (ТЗ) — итог предпроектной работы по созданию информационной системы.
ТЗ - это документ, обращенный к Исполнителю. Главным здесь является состав функциональных задач будущей системы и требования к обеспечивающим подсистемам. Этот документ формируется по материалам первых 2 стадий и составляется в соответствии с ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы».
Техническое задание - это документ, утвержденный в установленном порядке, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки ИС, и содержащий предварительную оценку экономической эффективности системы.
Утвержденное техническое задание является документом, которым разработчики должны руководствоваться на всех этапах создания системы и проектирования задач. Изменения, вносимые в техническое задание, должны оформляться протоколом, являющимся частью технического задания. Протокол должен утверждаться заказчиком.
Слайд 13Обследование информационной системы
Обследование информационной системы осуществляется на первой стадии
ее создания.
Цель обследования — получение исходных данных для обоснования целесообразности
создания системы и в случае положительного решения — для разработки технического задания, технического проекта и рабочей документации.
В соответствии с поставленной целью задачами обследования являются:
Установление состава функциональных задач в базовом варианте, их краткое содержательное описание и требования к периодичности, оперативности и достоверности обработки информации по задачам.
Установление информационной взаимосвязи задач.
Определение документооборота между подразделениями.
Описание документов (наименование, объем информации, периодичность и трудоемкость составления, связь с задачами и подразделениями).
Описание показателей (наименование, состав реквизитов, связь с документами).
Описание реквизитов (наименование, их содержательный смысл, система кодирования).
Описание базы данных (состав, структура, объем файлов).
Установление структуры управленческих работ подразделений (виды работ и их удельный вес).
Характеристика технического и программного обеспечения системы в базовом варианте.
Обследование может касаться информационной системы всего предприятия (сплошное обследование) или отдельных подразделений (выборочное обследование).
Организация обследования предусматривает распределение группы разработчиков между подразделениями предприятий. Целесообразно, чтобы участники обследования продолжили работу над проектом на последующих стадиях.
Слайд 14Обследование информационной системы
Результаты обследования должны быть представлены в формализованном виде,
удобном для ознакомления вновь подключаемых к работе сотрудников и контроля
со стороны руководителя группы.
В начале обследования целесообразно ознакомиться с положениями о подразделениях предприятия, должностными инструкциями, документацией по действующей системе обработки информации и другими материалами, характеризующими информационную систему.
Однако основным источником сведений об информационной системе являются интервью проектировщиков с сотрудниками подразделений и анализ документов, с которыми сотрудники работают.
Обследование целесообразно проводить в разрезе каждой функциональной задачи с привязкой к ней входной и выходной информации (первичные бумажные документы, файлы баз данных, отчеты и содержащиеся в них показатели и реквизиты).
По каждой форме бумажного документа должен быть получен заполненный экземпляр, дающий представление о разрядности реквизитов и системе их кодирования. По результатам обследований составляется тезаурус (словарь понятий) документов, показателей и реквизитов с их характеристиками, составляют карточки учета документов.
Карточка учета документа составляется для каждой формы документа и содержит:
наименование документа;
объем информации;
периодичность составления;
трудоемкость составления;
подразделение, в котором формируется документ;
код наименования документа.
Для формализованного представления информационных связей между подразделениями, документами и задачами используются информационные модели:
графовые информационные модели;
матричные информационные модели;
информационно-технологические схемы;
операционные таблицы;
Case-модели.
Слайд 15Обследование информационной системы
Информация, полученная в результате обследования, анализируется с помощью
методов структурного и/или объектного анализа и используется для построения моделей
деятельности организации двух видов:
модели «как есть» («as-is») ,
отражающей существующее на момент обследования положение дел в организации и позволяющей понять, существующие в организации бизнес-процессы, а также выявить узкие места (место падения производительности системы) и сформулировать предложения по улучшению;
модели «как должно быть» («to be»),
отражающей представление о новых технологиях работы организации, необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.
Примечание: Каждая из моделей включает полную функциональную и информационную модель деятельности организации, а также модель, описывающую динамику поведения организации
Слайд 16Описание постановки задачи
При каноническом проектировании основной единицей обработки данных является
задача.
Поэтому функциональная структура предметной области на стадии предпроектного обследования
изучается в разрезе решаемых задач и их комплексов.
Согласно ГОСТу, задача (Problem) — часть автоматизированной функции управления, характеризуемая конечным результатом в конкретной форме.
Задача должна быть связана с получением в результате ее решения хотя бы одного отчета или справки.
При этом задача в содержательном аспекте рассматривается как совокупность операций преобразования некоторого набора исходных данных для получения результатной информации, необходимой для выполнения функции управления или принятия управленческого решения.
В описании постановки задачи фигурируют такие информационные образования, как документы, файлы, сообщения.
Слайд 17Описание постановки задачи
Описание постановки задачи предусматривает:
содержательное описание задачи в словесной
форме (экономическая сущность задачи, цели, эффективность, периодичность решения задачи, достоверность,
оперативность, связь с другими экономическими задачами);
составление информационно-технологической схемы с выделением этапов решения;
описание входной информации (первичные документы и файлы баз данных);
описание выходной информации (отчеты, справки);
модель решения задачи (совокупность формул и логических переходов, показывающих преобразование исходных данных в выходные результаты);
описание порядка работы пользователя с выходной информацией для принятия решения, а в случае диалогового принятия решения — порядка участия пользователя в диалоге.
Постановка задачи должна носить творческий и, может быть, научно-исследовательский характер и базироваться на изучении и анализе функционирования объекта автоматизации.
Совокупность постановок задач является основой для разработки информационного, программного и технического обеспечения информационной системы.
Слайд 18Состав работ на проектных стадиях
Стадия 4. Эскизный проект
Применительно к
информационной системе в экономике выполняется редко. Цель — разработка предварительных
решений.
Стадия 5. Технический проект
Основанием для разработки технического проекта системы является техническое задание, утвержденное заказчиком.
Технический проект системы - это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритм решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
Технический проект разрабатывается в целях определения основных проектных решений по созданию системы. На этом этапе осуществляется комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ для выбора наилучших вариантов решений, проводятся экспериментальная проверка основных проектных решений и расчет экономической эффективности системы.
Слайд 19Состав работ на стадии технического проектирования
Полный комплект технического проекта на
систему включает в себя 10 документов.
Все документы можно сгруппировать
и представить в виде четырех основных частей технического проекта: экономико-организационная, информационная, математическая, техническая.
Экономико-организационная часть
1. Пояснительная записка.
2. Функциональная и организационная структура системы.
3. Постановка задач и алгоритм решения.
4. Расчет экономической эффективности системы.
5. Мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы.
Информационная часть
6. Организация информационной базы.
7. Альбом форм документов.
Математическая часть
8. Система математического обеспечения.
Техническая часть
9. Принцип построения комплекса технических средств.
10. Ведомость документов.
Слайд 20Состав работ на стадии рабочего проектирования
Стадия 6. Рабочая документация. Эта
стадия иногда называется рабочим проектом. Рабочее проектирование заключается в разработке
материалов, обеспечивающих эксплуатацию ИС.
Рабочий проект - это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, а также уточненную оценку экономической эффективности и уточненный перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
Рабочий проект разрабатывается на основе технического проекта, утвержденного заказчиком.
Главное назначение: создание программного продукта или адаптация готовых программных средств и разработка всей сопровождающей документации. Составляются технологические инструкции, которые соответствуют должностным инструкциям, уточненным на стадии технического проектирования.
В должностных инструкциях указывается, что нужно сделать, а в технологических — как это сделать.
При наличии прототипа системы стадии технического проекта и рабочей документации объединяются в одну проектную стадию.
Слайд 21Состав работ на стадии рабочего проектирования
В состав рабочей документации проекта
входят документы:
1. Пояснительная записка.
2. Функциональная и организационная структура.
3. Должностные инструкции.
4. Инструкция по заполнению входных оперативных документов.
5. Инструкция по использованию выходных документов.
6. Инструкция по организации и ведению нормативно-справочной информации.
7.Инструкция по организации хранения информации в архиве.
8. Инструкция по подготовке информации к вводу в компьютер.
9. Расчет экономической эффективности системы.
10. Мероприятия по подготовке объекта к внедрению.
11. Ведомость документов.
Проектная документация, включая техническое задание, технические и рабочие проекты, оформляется в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Слайд 22Состав работ на стадиях ввода в действие и сопровождения информационной
системы
Рабочий проект служит основой для внедрения системы.
Стадия 7.
Ввод в
действие
Проводятся опытная эксплуатация и сдача системы комиссии в постоянную эксплуатацию в соответствии с требованиями технического задания (ТЗ).
Срок проведения опытной эксплуатации устанавливается в каждом конкретном случае.
Осуществляется опытная эксплуатация задач, подсистем и системы в целом.
После окончания опытной эксплуатации задач составляется протокол о ходе и результатах опытной эксплуатации. Сдача задач в промышленную эксплуатацию оформляется актом, подписываемым заказчиком и разработчиком.
После окончания опытной эксплуатации системы составляется отчет о внедрении. При положительных результатах опытной эксплуатации система сдается в промышленную эксплуатацию.
Стадия 8.
Сопровождение автоматизированной системы
Цель сопровождения системы — поддержание эксплуатационных характеристик на проектном уровне. Сопровождение осуществляется Исполнителем (консультативная помощь, устранение недостатков, разработка предложений по развитию системы).