Слайд 1Очерк жизни и творчества.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Слайд 2Я люблю Россию
до боли сердечной…
Литературный критик
Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки»
(вместе с Некрасовым)
Писатель-сатирик
Слайд 3Дом, где родился будущий писатель.
Имение Спас-Угол.
Детство в окружении «всех ужасов
крепостного права».
Слайд 4Мать писателя
Ольга Михайловна
Отец писателя
Евграф Васильевич
Слайд 5Дворянский институт в Москве
Царскосельский
лицей
Образование
Слайд 6«Вятский плен»
Повести «Противоречия», «Запутанное дело»
«вредный образ мыслей и пагубное стремление
к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I)
Ссылка в
Вятку
Слайд 7Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин
Вятский плен
Обилие впечатлений
«Губернские очерки»
Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью
«обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».
Слайд 8Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер.
Рязань середина 19 века.
Тверь конец 19
века.
1860-е государственная служба
Слайд 9Группа сотрудников журнала
«Отечественные записки»
Слайд 10Жена писателя
Е. А. Болтина
Дом по Литейному проспекту, в котором жил
писатель до конца дней.
Слайд 13Юмор – мягкий смех, усмешка.
Ирония – скрытая насмешка.
Сатира –
беспощадное осмеяние человеческих пороков.
Сарказм – язвительная жестокая насмешка.
Гипербола - сильное
преувеличение тех или иных свойств изображаемого.
Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.
Слайд 14«История одного города»
Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и
власти.
Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут».
Условный рассказчик
– архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII-XIX века, которому многое известно, что происходило позднее.
Композиция повести.
Историческая монография:
Предуведомление
общий очерк глуповской истории
главы-персоналии
Слайд 15
Роман «Господа Головлевы»
Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи.
В
романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина
Петровна «цепенеет в апатии власти».
Слайд 16История создания
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик
двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал
еще в 1869 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Слайд 17Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной
сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные
приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Слайд 18Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие
темы.
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема
интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
Орел-меценат
Слайд 19Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось
русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них
затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Премудрый пискарь
Слайд 20Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и
гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и
философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
Слайд 21Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»:
«какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому
же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
Слайд 22Заключение
Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр
в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского
общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Слайд 23Домашнее задание.
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:
План анализа
1. Основная
тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
4. Сатирические приемы, использованные автором.
5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.