Слайд 1Капогузов Евгений Алексеевич,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, заведующий
кафедрой экономической теории и предпринимательства , д.э.н., доцент
ТЕМА 3
Доходы бюджета:
налоги и иные источники
Ассоциация экономической культуры
Слайд 2Вопросы темы
Источники доходов. Классики о налогах. История налогов: экзотические налоги.
Виды налогов. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Принципы налогообложения Налоговая
система России. Виды налогов по уровням. Избыточное налоговое обложение и кривая Лаффера.
Слайд 3Из прошлой темы: балансирование бюджета и источники доходов
Налоги
Доходы госпредприятия
Доходы от
собственности
Прочие доходы
Слайд 5Основной источник: налоги и доходы от ВЭД
http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/
Федеральное казначейство: источник данных
Слайд 6Доходы федерального бюджета в 2016 г.
Доходы составили 13,5 трлн руб., что на
0,7% больше прогнозируемого общего объема доходов и на 1,5% меньше объема доходов по
итогам 2015 года. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2016году сложились в сумме 4,8 трлн руб.,
ненефтегазовые доходы– 8,6 трлн руб.
Слайд 7Налоги (Налоговый кодекс) – ч.1 и 2
Налоги: представляют собой
обязательные платежи в бюджет, осуществляемые в денежной форме, в целях
финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Слайд 8Из истории налогов
Налог на воздух сеньора-помидора Налог на дождь (Вроцлав)
- налог на использование дождевой канализации. Оплата составляет 6 польских
гроши за каждый квадратный метр земли, на которой стоит здание. И не важно, идёт ли дождь, или нет
На тень, на воздух, на трусость, на бороды
Император Веспасиан – на туалеты «деньги не пахнут».
И др.
https://uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-neobyichnyie-nalogi-v-mire.html
https://fullpicture.ru/obshhestvo/top-10-samyh-ekzoticheskih-nalogov-mira.html
Слайд 9Великие мысли о налогах
Бисмарк: "Налоговый сюртук всегда не впору"
Бенджамин
Франклин (1706–1790), американский государственный деятель, один из авторов Декларации независимости
США (1776) и Конституции США:
«В этом мире неизбежны только смерть и налоги»
Надпись на фасаде Министерства внутренних доходов США: «Налоги — это цена цивилизованности общества» (Оливер Уэнделл Холмс-старший –судья)
Подробнее на Рамблер/финансы...https://finance.rambler.ru/news/2016-04-26/aforizmy-i-tsitaty-o-nalogakh/
Слайд 10А. Смит и его принципы налогообложения
Цель государственной политики в сфере
налогового дизайна – минимизация отрицательного воздействия налогообложения на экономическую систему
(исходя и либеральных функций государства).
Слайд 11Принципы налогообложения (по А. Смиту)
Соразмерность ( платежеспособность)
определенность
Удобство
Дешевизна (минимальные издержки)
Слайд 12Принцип соразмерности (платежеспособности)
"I. Подданные государства должны, по возможности, соответственно
своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е.
соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства...
Слайд 13Принцип определенности как противодействие волюнтаризму
II. Налог, который обязывается уплачивать каждое
отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок
уплаты, способ платежа, сума платежа, - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку...
Слайд 14Принцип удобства
III. Каждый налог должен взиматься в то время или
тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего
платить его...
Слайд 15Принцип дешевизны (избыточного налогообложения exceed burden
«Каждый налог должен быть так
задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов
народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше, чем он приносит казначейству четырьмя следующими путями: во - первых, собирание его может потребовать большого числа чиновников, жалование которых может поглощать большую часть той суммы, которую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ добавочным налогом; во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые могут давать средства к существованию и работу большому множеству людей. Обязывая людей платить, он может этим уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им возможность с большей легкостью делать эти платежи. В – третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он может часто разорять их и таким образом уничтожать ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов...В четвертых, подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков налогов, он может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений; и хотя неприятности, строго говоря, не представляют собой расхода, однако они, без сомнения, эквиваленты расходу, ценою которого каждый человек готов избавить себя от них.»
Слайд 16Вопросы налоговой конкуренции
«Собственник капитала является в сущности гражданином всего мира
и отнюдь не обязан связывать себя с какой – либо
отдельной страной. Он легко может покинуть страну, в которой подвергается – в целях обложения его обременительным налогом – стеснительному контролю и расспросам, и перенести свой капитал в страну, где он может с большим удобством вести свое предприятие и пользоваться своим состоянием. Перенося свой капитал, он прекратит всю ту работу, которую вел в покинутой им стране. Капитал возделывает землю, капитал дает занятие труду. Налог, ведущий к отливу капитала из какой – либо страны, ведет, таким образом, к исчезновению всех источников дохода государя и общества
Слайд 17Уклонение от уплаты налогов
ПО Смиту, в уклонении от уплаты налогов
виновно и государство, создающее условия для этого явления и извлекающее
зачастую (в лице своих отдельных представителей: чиновников, политиков и др.) выгоду от данного несовершенства: «закон, вопреки всем обычным принципам справедливости, сперва создает искушение, а потом наказывает тех, кто поддается ему..»
Слайд 18Виды налогов и альтернативы налоговой политики
Пропорциональное,
прогрессивное
и регрессивное налогообложение.
Преимущества
и недостатки применительно к России
Прямое и косвенное налогообложение
Слайд 21Неравномерность налоговой базы в России
Источники платежей в федеральный бюджет по
субъектам:
28 % всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ,
16 % — Москва,
10 % —
Ямало-Ненецкий автономный округ,
5 % — Санкт-Петербург
Омская область?
Слайд 22Кривая Лаффера или хорошо ли для бюджета, когда высокие ставки
налогов
Слайд 24Налоги на природные богатства
«ресурсное проклятие»
Фонды, аккумулирующие «рентные источники доходов»
От арабских
стран (Кувейт 1960) к Норвегии и к России.
Слайд 26Формирование, исполнение, использование суверенных фондов РФ
Резервный фонд: на 01.12.2017 -
17,05994,64 (1,1% ВВП)
Через месяц 0.00 руб
https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/
Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых
доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.
Слайд 27Фонд национального благосостояния
Создан для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан
Российской Федерации и сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации). ФНБ пополнялся за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, с момента, когда накопленный объём средств Резервного фонда достигал (превышал) его нормативную величину.
ФНБ представляет собой «подушку безопасности», которая позволяет государству компенсировать потерю нефтегазовых доходов в случае резкого падения цены на нефть и исполнить все принятые на себя социальные обязательства.