Слайд 1Карпова Ольга Сергеевна, зав. кафедрой педагогики и психологии развития личности,
кандидат педагогических наук
aravet1@yandex.ru
Технология организации мастер-класса
Слайд 2Методика проведения мастер-классов
не имеет каких-либо строгих и единых правил,
она основывается
на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости
слушателя
Принцип мастер-класса: «Я знаю,
как это сделать, и я научу вас».
Из методических материалов Центрального окружного управления Московского комитета образования
Слайд 3Понятие «мастер-класс»
Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший
в какой-либо
области + class – занятие, урок) – современная форма проведения
обучающего тренинга-семинара
для отработки практических навыков по различным методикам
и технологиям с целью повышения профессионального уровня
и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора
и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов
и методов работы педагога, получившего признание
в профессиональной среде, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения
и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод
или авторскую методику, опирающийся на свои принципы
и имеющий определенную структуру.
Слайд 4Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем:
Какие грани своего опыта лучше
представить для осмысления в ходе мастер-класса
Как организовать мастер-класс?
Как выбрать проблему
и тему мастер-класса?
Какова технология мастер-класса?
Что нужно сделать, чтобы достичь результативности и эффективности мастер-класса
Каковы условия эффективности мастер-класса?
Слайд 5Формы мастер-класса
Фрагмент занятия с детьми с использованием выбранной методики
Занятие с
аудиторией. Обучаемые – слушатели мастер-класса
Демонстрация видеофрагментов урока или внеклассного мероприятия
Слайд 6Этапы проведения
мастер-класса
Слайд 7Этап Введения
Цель: актуализация знания и формулировка конкретной педагогической проблемы, решение
которой будет демонстрироваться с помощью представленной инновации.
Результат: сформулирована проблема, совместно
со слушателями поставлены задачи мастер-класса.
Слайд 8Планирование организационного этапа мастер-класса
Выбор ведущей идеи, которая будет демонстрироваться в
мастер-классе.
Определение целей и задач в связи с темой.
Проблематизация идеи, формулировка
вопроса, парадокса, вводящие в тему мастер-класса.
Слайд 9Послушай, брат, дано судьбой
Живущим право выбирать
Стезю и цель, мечту и
боль,
И выбор истиной считать.
Но как понять – где свет, где
мрак,
Кому сподвижник ты и враг?
Как различить добро и зло,
Попавшись в сети мудрых слов?
Ведь проповедники сильны
У той и этой стороны.
Кого отринуть, что принять?
Как трудно это – выбирать!
Какую цель назвать своей,
Когда вопроса нет важней?
Ни слов не слушайся, ни цен –
Судить по средствам стоит цель.
П. Черкасова
- Вспомните ситуацию из своей жизни, когда Вы совершали выбор. На какие основания Вы при этом опирались?
- Как Вы думаете, нужно ли учить детей совершать выбор?
- Как это сделать?
Слайд 10Формулировка задач мастер-класса
Задачи должны отражать результат, а не процесс и
не методы работы на мастер-классе.
Слайд 11Содержание мастер-класса (что именно демонстрируется)
Отдельный прием (работа со сказками, притчами,
занимательные задачи, продуктивные задания).
Инновационные методы (метод проектов, поисковые методы, эвристические
методы)
Система приемов для достижения цели (Организация целеполагания и рефлексии на уроке)
Технологии обучения или воспитания (технология КСО, технология развития критического мышления)
Подход к обучению (дифференцированный, системно-деятельностный)
…
Слайд 12Что должно быть в результате?
Прием или метод
Особенности применения приема на
разных этапах урока;
Каковы условия его эффективности;
Каковы педагогические возможности приема (что
формирует, развивает)
Тема: Конструирование заданий на сравнение текстов сказок и мультфильмов
На каких уроках можно применить?
Как разработать задание?
Каковы цели задания?
В каких случаях задания эффективны?
Слайд 13Что должно быть в результате?
Система методов по достижению цели
В чем
важность цели?
Какие есть традиционные методы ее достижения?
Система инновационных методов;
Условия
эффективность применения
Тема: Средства организации целеполагания на уроке
Инновационные методы, система их применения на уроке.
Слайд 14Что должно быть в результате?
Технологии обучения
Актуальность технологии
Этапы технологии;
Деятельность учащихся и
учителя на каждом этапе
Условия эффективность реализации технологии
Тема: Реализация технологии развития
критического мышления на уроке
Актуальность
Этапы и приемы на каждом этапе (применительно к предмету)
Правила применения технологии
Слайд 15Основной этап
Цели: Теоретическое обоснование демонстрируемых методов, приёмов, технологий, Демонстрация методов,
приёмов, технологий.
Процесс: включение слушателей в групповую деятельность по выполнению задания
мастера, «имитационная» демонстрация работы методы, приема, средства…
Результат: обоснована важность применения, показано как работает…
Слайд 17Тема мастер-класса: «Конструирование ситуации выбора»
Имитационная игра «Фея»
Учителя выступают в
роли учеников
2. Проигрывание ситуации
3. Обсуждение игры, выделение ее этапов, «перенос»
на конструирование ситуации.
Момент нравственного выбора
Диалог
Рефлексия
Слайд 18Тема мастер-класса: «Конструирование ситуации выбора»
Проектирование реального задания для детей. Обобщение
результатов мастером.
Учителя выступают в роли учителей.
Задание: Посмотрите мультик «Окно». Продумайте
вопросы (2-3) с целью обсуждения проблемы выбора для учащихся.
Слайд 19Заключительный этап
Цель: рефлексия мастера и слушателей
Процесс: дискуссия по проблеме и
путям ее решения, которые показал мастер, обозначение трудностей, возникших во
время работы, высказывание своих пожелания.
Возвращение к задачам мастер-класса
Результат: определены пути применения инновации в практике слушателей
Слайд 20Формы рефлексии
Незаконченные предложения
Анкетирование
«Я хочу сказать спасибо…за…»
Комплимент
Необходимо продумать вопросы для обсуждения
и форму рефлексии
Слайд 21Заключительное слово мастера. «Подарок»
Стихотворение, ассоциация, музыкальный отрывок…
Слайд 23Условия результативности мастер-класса
Наличие у мастера чётко оформленной концептуальной позиции и
авторских технологических разработок
Наличие благоприятной психологической атмосферы
Чёткая логика предъявления материала мастером
Использование
наглядности в разных формах
Обращение к педагогической действительности (примеры)
Взаимодействие мастера с участниками
мастер-класса через организацию диалога
и совместной деятельности
Строгое соблюдение временных рамок мастер-класса
Хорошая материальная подготовка к проведению мастер-класса
Слайд 24Критерии качества проведенного мастер-класса
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления,
культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике
образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Слайд 25Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную
творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность
используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Слайд 26Критерии анализа мастер-класса? (0-5 баллов)
Актуальность
Конкретность в постановке задач
Хорошо продуманное содержание
Умение
владеть аудиторией
Максимальное вовлечение участников
Доступность показанного приема
Творчество
Выполнение поставленных задач
Рефлексивная деятельность
Удовлетворение полученными
результатами, появляется желание реализовать на практике
Слайд 27Задачи семинара:
Как выбрать проблему и тему мастер-класса?
Какова технология мастер-класса?
Каковы условия
эффективности мастер-класса?
Слайд 28Пауло Коэльо
В конце концов, всё на свете –
вопрос трактовки и мастерства, не правда ли? Мастерство в том
и заключается, чтобы подать под аппетитным соусом то, что трудно переварить.