Слайд 1Категориальный аппарат превентивной психологии
Выполнила : студентка 3 курса группы 550771
Полякова Анастасия
Слайд 2 Превентивная психология — направление в криминальной
психологии, и психологии девиантного поведения, и ювенальной девиантологии, которые изучает
природу, причины и механизмы отклоняющегося поведения, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому сопровождению, предупреждению, диагностике и коррекции девиантного поведения.
В специальной литературе базовое понятие “предупреждение” соответствует научной категории “профилактика”, а базовое понятие “преодоление” - категории “перевоспитание”. Опираясь на словарное толкование данных терминов, такие парные понятия и категории как “предупреждение” - “профилактика” и “преодоление” - “перевоспитание” понимаются нами как синонимы, отражающие содержание превентивной деятельности воспитателя.
Слайд 3 В самом широком смысле
под предупреждением различных отклонений в поведении понимается процесс, имеющий целью
выявление индивидуумов с отклоняющимся поведением, определение причин и условий отклонений, поиск путей и способов недопущения и предотвращения отклоняющегося поведения в целом. В совокупности данное понятие сходно с определением категории педагогической профилактики. Под преодолением отклоняющегося поведения у людей понимается процесс выявления и искоренения различных отклонений в поведении, побуждения их к самоисправлению. Такое определение можно дать и перевоспитанию как психолого-педагогическому процессу. Данные процессы в реальной практике тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому правомерно их употреблять в следующем сочетании: “процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения” или “процесс психологопедагогической профилактики отклоняющегося поведения у людей и их перевоспитания”. Употребление данных понятий с союзом “и” подчёркивает, что они хотя и близкие по значению, но не тождественные по содержанию.
объекта превентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группы социального
риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза, —обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
В качестве предмета - природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации.
Слайд 5 Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют
поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как
отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа .
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилования и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы.
Слайд 6 Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими
особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую
индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы.