Слайд 1КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА:
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Слайд 2КАТЕГОРИЯМИ НАУЧНОГО ТЕКСТА НАЗЫВАЮТ ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
ТЕМУ,
ИДЕЮ,
НАУЧНУЮ ПРОБЛЕМУ,
ОБЪЕКТ
И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ,
ГИПОТЕЗУ,
МЕТОДЫ И МЕТОДИКУ.
Слайд 3Темой называется обобщенное представление основного содержания работы.
Тема всегда соотносится
с той или иной научной проблемой, то есть сложным научным
вопросом или комплексом вопросов, нуждающихся в осмыслении.
При определении темы работы следует ответить на вопрос о том, что мы хотим решить, узнать, проверить, объяснить, установить в ходе исследования и действительно ли это нуждается в решении, изучении и т.д.
Слайд 4ВНИМАНИЕ:
не имеют научной проблематики работы, в основу которых положено
личное эмоциональное отношение автора к какому-либо факту и всё содержание
работы служит иллюстрацией к справедливости такого отношения.
Например, нет научной проблематики в работах, в теме которых отражено эмоциональное утверждение — либо истинное, но не нуждающееся в подтверждающих исследованиях (А.С.Пушкин как великий поэт), либо глубоко субъективное и принципиально ненаучное (Как реклама на футболках мешает речевому развитию школьников).
Слайд 5 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ:
а) тема не должна быть уже
или шире фактического содержания текста;
б) в формулировке темы должно быть
отражено только то содержание, которое в действительности представлено в работе;
в) при формулировании темы важно отражать только основную, а не вторичную часть содержания работы;
г) тема должна быть сформулирована коротко и емко, не содержать факультативной информации;
д) желательно, чтобы тема содержала указание на научную отрасль, в рамках которой выполнена работа (Возможности применения социометрических методов в современной социологии);
е) в формулировке темы не должно быть осложняющих оборотов (допустимо только использование вставных конструкций);
ж) следует помнить, что формулировка темы грамматически не является предложением, в ней не может быть сказуемого;
з) не следует в формулировку темы включать пояснительные и присоединительные конструкции – они передают факультативную информацию, а тема должна отражать основную;
и) формулировка темы должна быть понятной (не «Экспликация постпозитивных актантов в иллокутивной коммуникации»);
к) тема должна давать представление об объекте и предмете исследования (например, тема «Стилистические функции синонимов в ранней лирике Вл. Высоцкого», где объект — синонимы в ранней лирике Вл. Высоцкого, а предмет — их стилистические функции);
л) в целях сохранения ясности темы не следует допускать многословия и нанизывания падежей по следующему типу: Метод интервью в описании способов диагностики объективности самооценки групп студентов (6 существительных подряд употреблены в форме родительного падежа).
Слайд 6Идея – категория научного текста, в которой отражается основное представление
автора об изучаемой проблеме.
Идея – это ключевой объект научного
размышления. Презентации и оценке идеи подчинен весь научный труд.
Различие между темой и идеей заключается в том, что тема сообщает адресату, «о чем» текст, а идея – «для чего».
В идее воплощается представление о научном замысле.
Поэтому тема определяет только содержание текста, а идея – и содержание, и цель, и композицию (состав и последовательность частей).
Слайд 7Идея, как и тема, всегда связана с научной проблемой, на
решение которой направлен труд ученого.
Примеры корректных формулировок научной проблемы:
проблема
обучения предметам эстетического цикла детей с нарушениями зрения;
проблема культурной интерпретации переводного художественного текста;
проблема разработки фармацевтических препаратов, подавляющих развитие злокачественных опухолей и др.
Работа, созданная без попытки решить конкретную научную проблему, лишена и научного замысла, и научной идеи, что, в свою очередь, приводит к ошибкам в формулировании темы, – то есть это работа «ни о чём» и «ни для чего».
Слайд 8Одна и та же идея может воплощаться сразу в нескольких
работах, написанных на разные, но очень близкие темы.
И наоборот
— в рамках одной темы может быть развернуто несколько идей.
Слайд 9Категориями научного текста определяется выбор научной стратегии автора, то есть
принципов, определяющих состав и последовательность действий и основное направление мысли
ученого.
Независимо от точных формулировок целей научных работ, все они определяются одной из трех интенций (стремлений, намерений):
систематизировать имеющиеся знания;
передать, сообщить, представить знания другим;
получить новые знания.
Все научные работы квалифицируются как обзорные, описательные (реферативные) и исследовательские. Встречаются работы, совмещающие эти задачи.
Слайд 10Каждому стратегическому типу работ соответствует свой набор методов.
Для описательных
(реферативных) и обзорных работ характерны методы констатирующие (позволяющие сообщать о
том или ином факте или явлении, – например, все методы, основанные на наблюдении и подсчете) и комментирующие (например, описательный метод или аксиоматический).
Исследовательским работам свойственно применение методов аналитических — изучающих (сравнения, эксперимента и др.) и дескриптивных — объясняющих (гипотетико-дедуктивный, дискурсный и пр.).
Слайд 11ВНИМАНИЕ:
неправильное определение стратегии работы приводит к неверному выбору ее методологии.
Ошибки в выборе методологии делают результаты работы недостоверными.
Перед написанием
научного текста нужно определить, какой научной стратегии целесообразно следовать с учетом заявленной темы, цели, идеи.
Слайд 12С научной проблемой связаны объект и предмет исследования.
Предмет научного исследования
– это факты или явления, подвергающиеся непосредственному изучению.
Предмет всегда выделяется
из некоторой области подобных предметов – на основании содержательных, структурных или любых других особенностей. Эта область предметов называется объектом исследования.
Так, если исследование посвящено изучению изобразительных средств в современной рекламе, то его объектом будет вся совокупность собранных для анализа рекламных текстов, а предметом – изобразительные средства, обнаруженные в этих текстах.
Слайд 13Цель работы – представление о том, что необходимо осуществить в
ходе работы. Цель всегда ориентирована на достижение конкретного результата.
ВНИМАНИЕ:
цель
не должна противоречить избранной научной стратегии.
Описательная цель (описать, оценить, представить и т.п.) противоречит исследовательской стратегии, при которой работа фактически содержит самостоятельный анализ и интерпретацию материала.
Исследовательская цель (проанализировать, интерпретировать, выявить, установить и пр.) противоречит описательной стратегии: если работа с такой целью содержит только описание материала, цель будет оценена как нереализованная.
Слайд 14При формулировании цели следует учитывать оба аспекта научной прагматики –
теоретический и прикладной.
Правильно поставленная цель научного труда имеет две составляющие,
одна из которых ориентируется на теоретические интересы науки, а другая – на практические интересы общества.
Слайд 15К области теоретических интересов может относиться
выявление закономерностей,
установление связей между
фактами или явлениями,
наблюдение за динамикой тех или иных процессов,
описание
и оценка форм взаимодействия между теми или иными составляющими научного наблюдения.
Слайд 16Прикладные интересы могут реализоваться
в составлении рекомендаций и инструкций,
в
конкретных научно-технических, медицинских, педагогических, методических разработках,
в создании образовательных, социологических,
психологических инновационных технологий,
в формулировании поправок и дополнений в юридической и дипломатической сфере, в сфере управления производством и контроля качества и пр.
Слайд 17Указанные составляющие, как теоретические, так и прикладные, отражаются в формулировке
цели – напр.:
Цель работы состоит в изучении влияния социальной
инерции на принятие личностных решений школьниками и молодежью и в составлении педагогических рекомендаций, способствующих ее преодолению.
Слайд 18При формулировании ЦЕЛИ следует быть внимательными к соблюдению норм грамматики!
К типичным грамматическим ошибкам относится смешение норм сочетаемости глаголов и
существительных:
«Целью работы является установить…» вместо нормативного в этой позиции слова «установление».
Возможные нормативные варианты:
«Целью работы является установление (определение, изучение и т.д.)…»,
«Цель работы – установить (выявить, изучить, определить и пр.)…»,
«Цель работы состоит в том, чтобы установить (выявить, изучить и др.)…».