Слайд 1Институт фундаментальной подготовки
Слайд 2Психология
Лекция 9.
Механизмы психических состояний
Новых Лариса Владимировна
Слайд 3Психические состояния
Во всех психических состояниях можно выделить три общих измерения:
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное,
активационно-энергетическое.
Один и тот же процесс может быть
интеллектуальным, эмоциональным и волевым.
Слайд 4Мотивационно-побудительные процессы
В основе активности человека и межличностных отношений лежат потребности.
Потребности могут быть материальными, интеллектуальными, духовными, культурными, эстетическими, социальными.
Слайд 5Виды потребностей
Потребности человека разнообразны. Естественные (природные) потребности связаны с существованием
человека: в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище.
Духовные
или социальные потребности: в общении с другими людьми, в любви, в знаниях, участии в общественной жизни, чтении книг и газет, слушании музыки).
Слайд 6Мотивационно-побудительные процессы
Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, –
это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека
от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключает стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.
Слайд 7Мотивационно-побудительные процессы
З. Фрейд выделял влечение – начальный чувственный момент, отражающий
в ощущениях органическое состояние, и отличал их от последующей психической
деятельности человека по осознанию своей потребности.
Потребности – это внутренние психические состояния.
Побуждения – разбуженные потребности.
Мотивы – осознанные потребности.
Слайд 8Мотивационно-побудительные процессы
Стимулы – внешние факторы цели, обусловленные потребностями.
Интерес –
осознанная индивидом потребность, проявляющаяся в его склонностях, увлечениях. Интересы обусловливают
целенаправленное и осознанное поведение человека.
Слайд 9Мотивационно-побудительные процессы
Одни ученые под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением
к действию (К.К. Платонов), другие – осознаваемую причину, на основе
которой происходит выбор действий и поступков. Третьи считают, что мотив – это то, что, отражается в голове человека и побуждает к деятельности на удовлетворение определенной потребности. В качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А.Н. Леонтьев).
Слайд 10Мотивационно-побудительные процессы
Мотив – это внутреннее побуждение человека к тому или
иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной
потребности.
Слайд 11Мотивационно-побудительные процессы
Мотивы могут быть эмоциональными и рациональными, осознанными и неосознанными.
Эмоциональные
мотивы – желания, хотения и влечения.
Рациональные мотивы – стремления,
идеалы, мнения.
Неосознанные мотивы – внушение, установки.
Осознанные мотивы – убеждения, цели.
Слайд 12Мотивационно-побудительные процессы
Мотивация – это система мотивов и одновременно процесс формирования
мотивов.
Мотивация складывается в отлаженный процесс, заставляя человека действовать определенным
образом.
За поступками людей чаще всего стоят несколько мотивов.
Самых важных мотивов бывает три: беспокойство за свое будущее, стремление быть принятым окружающими, желание достичь цели.
Зигмунд Фрейд выделил среди всех мотивов три главных – страх, стыд и чувство вины.
Слайд 13Мотивационно-побудительные процессы
Структура мотива включает в себя три элемента:
эмоциональное беспокойство,
неудовольствие;
осознание причины этого неудовольствия, потребность;
реализация желания в поступках.
Слайд 14Теории мотивации
Концепция иерархически упорядоченных уровней потребностей человека была составлена американским
психологом Абрахамом Маслоу в 1943 г. в журнале «Психологическое обозрение»
и затем развита в его знаменитом труде «Мотивация и личность».
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.
Слайд 15Мотивационно-побудительные процессы
К плану лекции
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Слайд 16Теории мотивации
Иерархия базовых потребностей А. Маслоу состоит из пяти ступеней:
Мотивы первого порядка бывают продиктованы потребностями существования и выживания. В
нас срабатывает инстинкт самосохранения, стремление избегать боли и неприятностей. Нам нужно кушать и одеваться, для этого мы должны зарабатывать деньги.
Слайд 17Теории мотивации
Потребность в безопасности и защищенности – это необходимость чувствовать
уверенность в будущем, ощущать стабильность положения в семье и на
работе. Это потребность в надежности – материальной, витальной (здоровье), возрастной ( в детстве, старости).
Слайд 18Мотивы второго порядка продиктованы социальными потребностями и стремлением добиться успеха.
Мы стремимся получать новую полезную информацию.
Социальные потребности включают чувства
сопричастности чему-либо, принятие человека другими, привязанность и поддержку, желание дружеских отношений и любви.
Слайд 19Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства, престиже,
социальном успехе.
Мы жаждем одобрения своей деятельности со стороны начальства
и коллег, особенно для нас важно официальное признание.
Слайд 20Теории мотивации
Высшей потребностью индивидуума является стремление к самовыражению и самореализации,
обособлению и индивидуализации, личному росту, а так же стремление к
личной власти, доминированию.
Человек, достигший пятого уровня мотивации, называется «психологически здоровой личностью».
Слайд 21Теории мотивации
Для иерархической структуры мотивов по А. Маслоу существует правило:
«Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие
ступени реализованы».
Слайд 22Теории мотивации
Концепция Клейтона Альдерфера тоже содержит иерархические потребности человека, стимулирующие
его деятельность (теория ERG). К.
Альдерфер объединяет потребности в три группы:
существования,
связи,
роста.
Слайд 23Теории мотивации
Новизна идеи заключается в том, что движение от потребности
к потребности идет не только вверх, но и вниз. Если
потребность более высокого уровня не может быть удовлетворена, то человек вынужден вновь вернуться к потребностям более низкого уровня и именно эти потребности начинают вновь иметь первостепенное значение как более конкретные и ясные.
Слайд 24Теории мотивации
Процесс движения вниз характерен для явления фрустрации, когда человек
неудовлетворен, разочарован своим служебным и общественным положением.
Слайд 25Теории мотивации
Еще одну концепцию человеческих потребностей, получившую название теории двух
факторов (или мотивационно-гигиеническая теория), разработал Фредерик Герцберг. Он разделил потребности
на две группы: мотивирующие, определяющие удовлетворенность работой, и направленные на устранение негативных условий работы, т. н. «гигиенические» или «факторы здоровья».
Слайд 26Теории мотивации
Теория двух факторов также строится на иерархии потребностей: высшие
потребности (удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе) и десять
низших (политика компании, технический надзор, взаимоотношения с начальником, коллегами и подчиненными, заработок, безопасность, личная и семейная жизнь, условия труда и статус).
Слайд 27Теории мотивации
Когда человек недоволен работой, то его претензии относятся к
социальному окружению, а ощущение удовлетворенности и комфортности дает сама работа,
прежде всего трудовые успехи, признание заслуг, процесс труда, степень ответственности, служебный и профессиональный рост.
Следовательно, имеется не одна система потребностей, а две, независимые друг от друга и определяющие поведение людей.
Слайд 28Теории мотивации
Теория потребностей Д. МакКлелланда делает основной акцент на потребности
высших уровней. Д. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности:
власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей, проявлять свое влияние.
Слайд 29Теории мотивации
Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы с умеренной степенью
риска до успешного завершения.
Потребность в причастности определяет заинтересованность людей
в компании, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Слайд 30Теории мотивации
Теория ожиданий связана с работами В. Врума и основывается
на том, что наличие активной потребности – не единственное условие
мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен верить тому, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Слайд 31Теории мотивации
Ожидания – это оценка личностью вероятности определенного события. При
анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда
– результаты; результаты – вознаграждение; вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением.
Слайд 32Теории мотивации
Теория справедливости констатирует субъективный характер оценки затраченных усилий и
вознаграждения. Когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать
менее интенсивно. Те кто считают, что им переплачивают, менее склонны изменять свое поведение.
Слайд 33Теории мотивации
Модель Л. Портера – Э. Лоулера включает элементы теории
ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных:
затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Результаты работы сотрудника зависят от трех факторов: 1) затраченных усилий; 2) способностей и характерных особенностей человека; 3) осознания им своей роли в процессе труда.
Слайд 34Теории мотивации
Уровень затрачиваемых усилий зависит: 1) от ценности вознаграждения; 2)
от того, насколько человек верит в существование прочной связи между
затратами усилий и возможным вознаграждением.
Лайман Портер и Эдвард Лоулер полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности.
Слайд 35Теории воли
Психология воли является наименее разработанной проблемой. Некоторые ученые рассматривают
волю как важный элемент мотивационных процессов. С помощью воли происходит
усиление одних мотивов и потребностей и торможение других.
Начиная с 70-х гг. понятие «воля» у западных психологов заменяется на «самоконтроль», отождествляемый с самоуправлением.
Слайд 36Теории воли
Воля – высшая форма психической регуляции поведения. Воля проявляется
на основе критериев интеллектуальной, нравственной, эмоциональной общественной ценности того или
иного действия. Воля – это способность личности управлять своим поведением. Воля несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.
Слайд 37Теории воли
Воля как механизм или потребность преодоления препятствий.
Воля как долженствование,
это нравственное свойство личности.
Слайд 38Волевые процессы
Все действия человека могут быть поделены на две категории:
непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых
или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Например, поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Слайд 39Волевые процессы
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций,
которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Всякое волевое действие
является целенаправленным. Волевое поведение выражается в установке «Я должен».
Слайд 40Волевые процессы
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,
связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля является важным
компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Слайд 41Волевая регуляция поведения
Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно
является осознанным и намеренным. Человек проявляет волю на основе внешней
или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас.
Слайд 42Функции воли
Регулирующая функция – основная функция воли:
1. Побудительная функция (к
началу волевого акта) – сознательное определение (выбор) цели.
2. Тормозная функция
(подавление с помощью воли ненужных желаний, поведенческих актов).
Волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека.
Слайд 43Волевые процессы
Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли
мозга, в которых происходит сличение достигнутого каждый раз результата с
предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.
Слайд 44Среди важнейших волевых качеств можно выделить:
инициативность, целеустремленность (противоположность – инертность,
пассивность),
самостоятельность, независимость, дисциплинированность (противоположность – подверженность чужим влияниям, легкая
внушаемость),
решительность, быстрота, твердость, мужество и уверенность в принятии решений (противоположность – колебания, нерешительность),
энергичность, концентрация сил, настойчивость, выдержка, доведение до конца поставленной цели (противоположность – бессилие, вялость),
самоограничение, пренебрежение усталостью (противоположность – самопотакание).
Слайд 45Волевые процессы
Воля и волевые качества могут не сформироваться у человека,
если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные.
Например,
ребенок был избалован или подавлен жесткой волей взрослых, поэтому неспособен принимать самостоятельные решения.
Слайд 46Волевые процессы
Волевые действия бывают простые и сложные.
Во время простых
волевых действий человек без колебаний идет к намеченной цели, ему
ясно, что и каким путем он будет добиваться. Выбор цели и принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
Слайд 47Волевые процессы
В.И. Селиванов и многие другие выделяют 3 этапа волевого
действия:
1) постановку цели действия,
2) планирование,
3) исполнение волевых действий, связанное с
реализацией цели.
Слайд 48Волевые процессы
С.Л. Рубинштейн выделяет 4 стадии:
1) возникновение побуждений (потребностей и
мотивов) и осознание цели,
2) обсуждение цели и борьба мотивов,
3) принятие
решения о действии,
4) исполнение действия.
Слайд 49Волевые процессы
Для сложного волевого действия по И. Ильину характерны следующие
этапы:
осознание цели и стремление достичь ее;
осознание ряда возможностей
достижения цели;
появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
борьба мотивов и выбор;
принятие одной из возможностей в качестве решения;
осуществление принятого решения;
преодоление внешних препятствий, трудностей и помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут реализованы.
Слайд 50Волевые процессы
Всякое волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор
и решение.
Борьба мотивов может возникнуть на первом этапе тогда,
когда у человека есть возможность выбора целей или очередности их достижения.
Слайд 51Волевые процессы
Может появиться сомнение в данной цели, в средствах ее
достижения, иногда появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных
нежелательных последствиях поведения, которое приведет к достижению желанной цели.
Слайд 52Волевые процессы
В волевом акте часто заключены борьба, противоречие и раздвоение.
Возникает потребность учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Волевой
процесс становится интеллектуальным, опосредуется мыслью.
Слайд 53Волевые процессы
Сила воли заключается в умении осуществлять одни свои желания
и подавлять некоторые другие. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой
и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.
Слайд 54Волевые процессы
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном
волевом действии. Здесь возможна конфликтная ситуация, связанная с осознанием возможности
легкого пути достижения цели и невозможности принять этот путь в силу моральных чувств и принципов, системы ценностей человека.
Слайд 55Волевые процессы
Результатом разрешения этой ситуации является принятие одной из возможностей
в качестве решения. Уточняются средства, способы, последовательность их использования, начинается
реализация.
Слайд 56Волевые процессы
Техника принятия решения, в разных условиях бывает различной.
Принятие
решения может быть без колебаний (волевое усилие отсутствует), чисто интеллектуальное
принятие решений.
Человек может испытывать мучительные колебания (интеллектуальное + волевое усилие). Конфликт мотивов полностью разрешен.
Слайд 57Волевые процессы
Может быть конфликт полностью не разрешается, когда остаются сомнения.
Приняв
решение, человек чувствует облегчение, позитивное эмоциональное состояние. Наблюдается спад напряжения,
поскольку разрешается (или ослабляется) внутренний конфликт.
Слайд 58Волевые процессы
Принять решение – еще не значит выполнить его. За
решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт
не завершен. Исполнение решения требует изменения действительности.
Слайд 59Волевые процессы
Волевое действие должно быть плановым. При исполнении плана действий
необходимо проявлять гибкость воли.
Человек с сильной волей способен вносить
в предварительный план действий изменения, обусловленные новыми обстоятельствами, необходимыми для достижения цели.
Слайд 60Волевые процессы
На стадии планирования возникают трудности:
а) внешние препятствия (конкуренция, моральные
законы),
б) внутренние (лень, некомпетентность).
Человек должен преодолеть эти препятствия усилиями воли.
Слайд 61Волевые процессы
Волевое усилие – сознательное и преднамеренное напряжение физических и
интеллектуальных сил, мобилизация на преодоление трудностей.
Волевое усилие – обязательный субъективный
компонент волевого действия, проявляющийся в переживании напряжения.
Слайд 62Волевые процессы
Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия осуществляется в речевой
форме:
· самоодобрение («ты молодец»);
· самоубеждение;
· самоприказ («надо»).
Все эти речевые сигналы
вызывают активизацию работы коры головного мозга.
Слайд 63Волевые процессы
Волевые усилия отличаются интенсивностью (силой) и длительностью. Эти две
характеристики определяют то, что принято называть силой воли.
Сила воли зависит
от
● значимости цели;
● отношения к деятельности;
● локуса-контроля (степень ответственности).
Слайд 64Волевые процессы
Апраксические расстройства.
Под апраксией понимается расстройство сложного волевого действия,
связанное с речью и мышлением.
При внушении и гипнозе тоже
происходит нарушение волевой регуляции человека, принятия решения осуществляется на основании внушенной идеи. Повышенная внушаемость отличает истерических людей.
Слайд 65Волевые процессы
Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть
ими.
Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять,
но могут и ослаблять. Положительные – чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные – ослабляют.