Разделы презентаций


Основы филологии

Содержание

ФилологияСовокупность гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения и др.), изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ текстов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы филологии
Методология современной филологии

Основы филологииМетодология современной филологии

Слайд 2Филология
Совокупность гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения и др.),

изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ текстов.

ФилологияСовокупность гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения и др.), изучающих духовную культуру человечества через языковой и

Слайд 3Совокупность объектов в филологии
Естественный язык
Текст
Homo loquens (человек говорящий, слушающий, пишущий,

читающий)

Совокупность объектов в филологииЕстественный языкТекстHomo loquens (человек говорящий, слушающий, пишущий, читающий)

Слайд 4Методологические основания современной науки
Методология - применение принципов мировоззрения к процессу познания ученым интересующих

его объектов.

Методологические основания современной наукиМетодология - применение принципов мировоззрения к процессу познания ученым интересующих его объектов.

Слайд 5Верификация
Обращение к ненаблюдаемым явлениям.
Гипотеза.
Проверка теорий.
Проверка действительностью, конкретными фактами.


Развитие, пересмотр,  отрицание теории.

ВерификацияОбращение к ненаблюдаемым явлениям.Гипотеза. Проверка теорий. Проверка действительностью, конкретными фактами. Развитие, пересмотр,  отрицание теории.

Слайд 6 Индуктивные методы сбора материала: наблюдение и эксперимент
Невключенное наблюдение - пассивная роль

наблюдателя.
Полевые исследования, запись речи лиц, интересных в лингвистическом отношении.


Включенное наблюдение – активная роль наблюдателя.
Изучении семейного общения.

Индуктивные методы сбора материала: наблюдение и эксперимент Невключенное наблюдение - пассивная роль наблюдателя. Полевые исследования, запись речи

Слайд 7Эксперимент - намеренное создание условий, при которых явление представлено в

«концентрированном виде».
Диалектология, исследования разговорной, профессиональной  речи – опрос (анкетирование,

свободная беседа)
Фонетика – инструментальные методы
Психолингвистика - ассоциативные эксперименты
Синтаксис - трансформационный метод
Эксперимент - намеренное создание условий, при которых явление представлено в «концентрированном виде». Диалектология, исследования разговорной, профессиональной  речи

Слайд 8Основные признаки лингвистического эксперимента

создание искусственных условий для носителей языка (это неестественная

живая речь)
возможность повторения эксперимента (изучение особенностей произношения при помощи

фиксации на диктофон)

Основные признаки лингвистического экспериментасоздание искусственных условий для носителей языка (это неестественная живая речь) возможность повторения эксперимента (изучение особенностей

Слайд 9Основные лингвистические методы
описательный
нормативно-стилистический
сравнительный
сопоставительный

Основные лингвистические методыописательныйнормативно-стилистическийсравнительныйсопоставительный

Слайд 10Описательный метод
Метод синхронного анализа одного языка.
Материал рассматривается вне его оценки

с точки зрения нормы.

Описательный методМетод синхронного анализа одного языка. Материал рассматривается вне его оценки с точки зрения нормы.

Слайд 11 Метод дистрибутивного анализа (ДА)
Цель - классификация лингвистических единиц по их

синтагматическим свойствам (по их распределению в потоке речи).
Выявление контекстов

лингвистической единицы.

Дистрибуция – совокупность всех возможных окружений языковой единицы.
Основание для классификации – сходство и различия в дистрибутивных окружениях единиц

-тель            -чик (-щик)      -ец        -ун

Метод дистрибутивного анализа (ДА) Цель - классификация лингвистических единиц по их синтагматическим свойствам (по их распределению

Слайд 12 Метод дифференциального анализа (оппозиций)

Цель - выявление классов на основе сходств

и различий.
Лингвистические  единицы образуют систему: ее элементы могут объединяться

и различаться по определенным признакам (+ или -).
Ср.: делаю // делает; делаю // делаем (оппозиция по лицу, числу).
Выделяется дифференцирующий признак.

Метод дифференциального анализа (оппозиций) Цель - выявление классов на основе сходств и различий. Лингвистические  единицы образуют

Слайд 13Компонентный анализ
Разграничение полисемии и омонимии.
Выявление общего элемента в значении

 топить печь, жир
объезжать

владения, объезжать вокруг клумбы, объезжать коня

Компонентный анализРазграничение полисемии и омонимии.Выявление общего элемента в значении топить печь, жир объезжать владения, объезжать вокруг клумбы, объезжать коня

Слайд 14Трансформационный метод (ТМ)
Различные языковые единицы, если они принадлежат к одной

системе, могут преобразовываться друг в друга по определенным правилам.
Трансформация

- формальная процедура (алгоритм), ее цель - выявить содержательные особенности, глубинную семантику.
распоряжение начальника = начальник распорядился - вербализация
роман Тургенева = тургеневский роман - адъективация
ножка стола = ножка от стол - предложные трансформации
метр полотна - ? - нулевая трансформация

Трансформационный метод (ТМ) Различные языковые единицы, если они принадлежат к одной системе, могут преобразовываться друг в друга

Слайд 15Контекстный анализ
Единицы анализа – речевые или языковые единицы.
Единица языка

анализируется в составе речевого образования – контекста.

Контекстный анализЕдиницы анализа – речевые или языковые единицы. Единица языка анализируется в составе речевого образования – контекста.

Слайд 16Нормативно-стилистический метод
Установление действующих норм на основе описательного метода и выработка

рекомендаций нормативно-стилистического характера на основе определенных критериев.

Нормативно-стилистический методУстановление действующих норм на основе описательного метода и выработка рекомендаций нормативно-стилистического характера на основе определенных критериев.

Слайд 17Сравнительный метод
 Внутриязыковое  и межъязыковое сравнение.
При внутриязыковом сравнении изучаются категории и

явления одного и того же языка, при межъязыковом сравнении –

разных языков.

Сравнительный метод Внутриязыковое  и межъязыковое сравнение. При внутриязыковом сравнении изучаются категории и явления одного и того же языка, при

Слайд 18Сравнительно-исторический метод 
Понятие генетической общности языков.
Изучение родственных языков для обнаружения

закономерностей развития их структуры.
Извлечение фактов из живых и мертвых, литературно-письменных

и разговорно-диалектных языков.
Учет степени родства языков: от близкородственных к языкам других родственных групп.
Важнейшими приемами этого метода являются:
установление генетического тождества сопоставляемых значащих единиц и звуков;
реконструкция древнейшей формы;
-установление абсолютной и относительной хронологии.

Сравнительно-исторический метод Понятие генетической общности языков. Изучение родственных языков для обнаружения закономерностей развития их структуры.Извлечение фактов из живых

Слайд 19Историко-сравнительный  метод
Изучение исторического развития отдельного языка в целом, выявления его внутренних

и внешних закономерностей.

Важнейшие приемы: приемы внутренней реконструкции и хронологизации,

диалектографии, культурно- исторической интерпретации, прием текстологии.

Историко-сравнительный  методИзучение исторического развития отдельного языка в целом, выявления его внутренних и внешних закономерностей. Важнейшие приемы: приемы

Слайд 20Сопоставительный метод
Выявление общего и особенного в сравниваемых языках.
Основные приемы:

установление основания сопоставления, сопоставительная интерпретация и типологическая характеристика.
Основание сопоставления

- предмет сопоставления, его характер, типы сопоставительного сходства и различия.
Сопоставительная интерпретация - методика параллельного изучения, структурной интерпретации, типологической характеристики и стилистической интерпретации.

Сопоставительный методВыявление общего и особенного в сравниваемых языках. Основные приемы: установление основания сопоставления, сопоставительная интерпретация и типологическая

Слайд 21 Методы литературоведения Биографический метод
Изучение отношений «автор – произведение».
Биография и личность писателя

как определяющие моменты творчества.
Недостаток метода – неразличение биографического автора и

автора-творца, прямолинейность в перенесении биографии писателя на объяснение его произведений.

Методы литературоведения Биографический метод Изучение отношений «автор – произведение».Биография и личность писателя как определяющие моменты творчества.Недостаток

Слайд 22Культурно-исторический метод
На основе исторического подхода к литературе и культуре.
Литература как

запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни.
Связи

художественного произведения с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой (в широком понимании), с исторической традицией и социальной средой.
Изучение эволюции литературного процесса сквозь призму духовного национального характера.

Культурно-исторический методНа основе исторического подхода к литературе и культуре. Литература как запечатление духа народа в разные периоды его

Слайд 23 Герменевтический метод
Герменевтика – философско-эстетическая теория интерпретации текста и наука о понимании

смысла произведения, понимание произведения согласно его абсолютной художественной ценности.
Принципы

герменевтики
принцип диалогичности
принцип эмоциональности
контекстуальный и культурологический принцип
принцип избирательности
принцип целостности
принцип вариативности
принцип личного подхода и толерантности
принцип единства формы и содержания

Герменевтический метод Герменевтика – философско-эстетическая теория интерпретации текста и наука о понимании смысла произведения, понимание произведения согласно

Слайд 24
Художественное произведение - факт культуры, при интерпретации необходимо реконструировать место

произведения в духовной истории человечества.

Учет субъективной индивидуальности интерпретатора, объективной

ситуации времени написания, влияния традиций и культурного контекста.
Художественное произведение - факт культуры, при интерпретации необходимо реконструировать место произведения в духовной истории человечества. Учет субъективной

Слайд 25 Теоретическая и историческая поэтика
Поэтика– исследование происхождения (генезиса), сущности, видов и

форм словесного художественного творчества.
Историческая поэтика - законы зарождения и развития словесности,

выявление процессов, повторяющихся при стечении одинаковых условий в развитии  разных народов.
изучает предыскусство (эпоху палеолита);
исследует происхождение видов и форм литературы (родов, тропов, жанров);
прослеживает виды исполнительства, формирование сакральной обрядовости, образных архетипов, сюжетных схем в фольклоре.


Теоретическая и историческая поэтика Поэтика– исследование происхождения (генезиса), сущности, видов и форм словесного художественного творчества.Историческая поэтика -

Слайд 26Теоретическая поэтика 
Системное изучение языковых, сюжетных, композиционных, образных, родовых, жанровых выразительных

художественных средств литературы.

База для типов исследований:
жанрово- стилевых;
жанрово- родовых;
сюжетно- композиционных;
мотивных;
для изучения

субъектной структуры произведения – проблем автора, героя, читателя;
для определения ритмики, метрики, фоники, тропов и иных явлений стихосложения.
Теоретическая поэтика Системное изучение языковых, сюжетных, композиционных, образных, родовых, жанровых выразительных художественных средств литературы.База для типов исследований:жанрово- стилевых;жанрово-

Слайд 27Мифопоэтика
Изучение художественной образности, первобытных смыслов и значений в фольклоре и

литературе.
Исследует:
скрытые аналогии, связывающие литературные образы, сюжетные ситуации, тропы, жанры

– с обрядами, ритуалами и с архетипами (национально- культурными проявлениями «коллективного бессознательного»);
«авторскую мифологию», представление о бытии, созданное в художественном мире писателя.

МифопоэтикаИзучение художественной образности, первобытных смыслов и значений в фольклоре и литературе. Исследует:скрытые аналогии, связывающие литературные образы, сюжетные

Слайд 28Компаративистика / сопоставительный метод в литературоведении
Сопоставление двух или более литературных произведений,

а также литературных структур (направлений, течений, школ), созданных в разных

языковых культурах.
Поиск универсальных проявлений во всех анализируемых литературах и анализ их исторических модификаций.
Изучение проблем перевода
Компаративистика / сопоставительный метод в литературоведенииСопоставление двух или более литературных произведений, а также литературных структур (направлений, течений, школ),

Слайд 29Социологический метод
Понимание литературы как одной из форм общественного сознания.
Базисные

принципы:
развитие искусства и литературы прямо зависит от революционно-освободительных движений масс;
акцент

на социальные, политические, экономические, исторические тенденции;
главное в искусстве – его социальная функция;
роль искусства – идейно-организующая;
писатель = учитель-идеолог, а «полезная книга» – учебник жизни;
важны не индивидуальные проявления героя, а социально-типические
Социологический методПонимание литературы как одной из форм общественного сознания. Базисные принципы:развитие искусства и литературы прямо зависит от

Слайд 30Психологический метод
Изучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия.
Доминирующая

точка зрения и формы ее раскрытия: исповедь, дневник, переписка, внутренний

монолог, поток сознания, диалог, несобственно-прямую речь, «диалектика души», процессы индивидуального бессознательного (сон, бред, видения, обморок).
Исследование характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора.
Психологический методИзучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия. Доминирующая точка зрения и формы ее раскрытия: исповедь,

Слайд 31Психоаналитический метод
Рассмотрение литературных произведений в свете концепции З. Фрейда как отражений

бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, неврозов, сформировавшихся у автора в

результате детских травм.
Понятие о коллективном бессознательном.
Архетип – матрица коллективного бессознательного, первичный образ, символ, переходящий из поколения в поколение, положенный в основу мифов, фольклора и самой культуры.

Психоаналитический методРассмотрение литературных произведений в свете концепции З. Фрейда как отражений бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, неврозов, сформировавшихся

Слайд 32Формальный метод
Рассмотрение исключительно формальной стороны произведения (конструктивной) без содержательной.
Литература как

сумма художественных приемов.
Язык произведений.
Положил начало структурализму и семиотике.

Формальный методРассмотрение исключительно формальной стороны произведения (конструктивной) без содержательной.Литература как сумма художественных приемов.Язык произведений. Положил начало структурализму

Слайд 33Семиотический метод
Взаимодействие различных уровней и элементов текста, а также «внешних»

по отношению к тексту элементов.
Исследование текста с точки зрения

структурности, знаковости (семиотики), коммуникативности и цельности.
Смыслопорождающие функции знака.
Знак выявляет свое значение в художественном тексте – в противопоставлении с нехудожественными элементами (риторическими, прагматическими, коммуникативными, графическими).

Семиотический методВзаимодействие различных уровней и элементов текста, а также «внешних» по отношению к тексту элементов. Исследование текста

Слайд 34Базовые принципы:
сфера культуры, литературы, произведения изучается как знаковая система
словесная структура

текста - означающее, модель мира в произведении – как означаемое;
теория

повествования, определение общих структурных элементов (мотивы, рамочный и внерамочный тексты, топосы, заглавие и финал);
в коммуникативных связях вычленяется три аспекта – синтаксический, семантический, прагматический;
синтаксический аспект - упорядоченность текста с точки зрения правил языка;
семантический аспект - тексты в их отношении к реальной или вымышленной действительности;
прагматика - изучение отношений, которые связывают автора и читателя.
формирование самостоятельной науки о повествовании – нарратологии.
Базовые принципы:сфера культуры, литературы, произведения изучается как знаковая система словесная структура текста - означающее, модель мира в произведении

Слайд 35Структурный метод
Произведение как система с чёткой структурой
Важно не столько

качество элементов, сколько отношения между ними
Каждая структура находится на определённом

уровне. Уровень свидетельствует об однопорядковости элементов.
Рассмотрение текста по образно-иконической оси: традиция – текст – реальность; по оперативно-прагматической оси: автор – текст – читатель.

Структурный методПроизведение как система с чёткой структурой Важно не столько качество элементов, сколько отношения между нимиКаждая структура

Слайд 36Постмодернистские методы
Базовые принципы:
литература как дискурс, открытая, неустойчивая, нелинейная, динамическая саморегулирующаяся

система в ее связи с внелитературной окружающей средой;
деконструкция (выявление внутренней

противоречивости культурной практики человека) как главный вектор анализа текста — в приемах пародирования, иронии, выявления бинарных оппозиций;
автор воспринимается  как носитель множества авторских масок;

Постмодернистские методыБазовые принципы:литература как дискурс, открытая, неустойчивая, нелинейная, динамическая саморегулирующаяся система в ее связи с внелитературной окружающей

Слайд 37постмодернистский текст может быть прочитан/исследован одновременно как явление масскультуры и

как элитарное произведение, то есть он обладает «двойным кодированием»;
в основе

творческого акта писателя лежит нонселекция — произвольный выбор выразительных средств, ведущее место занимают коллаж, интертекст, отказ от принципов детерминизма, недоверие к причинно-следственным связям диалектики
постмодернистский текст может быть прочитан/исследован одновременно как явление масскультуры и как элитарное произведение, то есть он обладает

Слайд 38Рецептивный метод
Рецепция – реакция читателя на произведение, на художественный мир автора.

Читатель достраивает, «конкретизирует» произведение, которому в идеале свойственно «множество обликов».
Базовые

положения метода:
смысл произведения не является постоянной величиной;
текст не равен авторскому созданию как конечному продукту;
рецепция возникает в результате диалога между произведением и реципиентом на фоне исторического контекста;
в отношениях «произведение – читатель» существует прямая и обратная связь «читатель – произведение»;
рецепция осуществляется в рамках «читательских ожиданий», которые формируются на основе жанровых норм эпохи, соотношения вымысла и действительности, текста и контекста в сознании читателя;
«горизонты ожидания читателя» находятся в диалоге с сигналами текста;
множественность прочтений произведения зависит от открытых динамичных смысловых позиций, не сформулированных автором, направляющих активность читательского восприятия.

Рецептивный методРецепция – реакция читателя на произведение, на художественный мир автора. Читатель достраивает, «конкретизирует» произведение, которому в идеале

Слайд 39 Классификация литературоведческих методов по способам работы с текстом художественного произведения
проблемно-тематический

– изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;
аналитический

– использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;
интерпретационный – истолкование смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;
интертекстуальный – выявление множественных связей данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры;
интегрированный – изучение произведения с использованием других наук и искусств;
синтетический – соединяющий различные методы и приемы.

Классификация литературоведческих методов по способам работы с текстом художественного произведения проблемно-тематический – изучение художественных произведений на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика