Слайд 1
Дисциплины
Управление транспортными системами
Основы научных исследований
Теория транспортных процессов и систем
Моделирование транспортных
процессов
Преподаватели кафедры №22:
Зайцев Евгений Николаевич
Шайдуров Иван Георгиевич
Слайд 2Содержание
Общая теория систем
Основные понятия, характеризующие систему
1.1. Понятие системы, элемента,
связей и структуры системы.
1.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития
системы.
1.3. Системный, комплексный и кибернетический подходы к описанию систем.
2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
2.1. Описание транспортных систем на основных положениях ОТС
2.2. Формирование системы исследования коммерческой готовности
2.3. Исследование (рассмотрение) системы «ХХХ», подсистем этапов, и операций этапов с учетом воздействия факторов различной природы на всех этапах и операциях.
2.4. Организация, проведение производственного эксперимента и обработка полученных результатов
2.5. Формирование структуры выпускной (дипломной, магистерской) работы
Слайд 3Общая теория систем
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СИСТЕМУ
1.1. Понятие системы, элемента,
связей и структуры системы.
1.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития
системы.
1.3. Системный, комплексный и кибернетический подходы к описанию систем.
Слайд 41.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Система (от греч.
systema — целое, составленное из частей; соединение) — это единство
взаимосвязанных элементов и среды, взаимодействующих в процессе функционирования и развития, обеспечивая достижение определенной цели.
Слайд 51.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Понятие элемента системы
Элемент
системы — это составная часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению
ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета его внутреннего строения в пределах модели данной системы.
Сам элемент характеризуется только его внешними проявлениями в виде взаимосвязей и взаимоотношений с остальными элементами и внешней средой.
Множество А элементов системы можно описать в виде:
А = {αi}, i=1,...,n,
где αi − i-й элемент системы, п − число элементов в системе.
Слайд 61.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Понятие свойства элемента
Свойства
элемента — это качество параметров элемента (частей) и системы. Свойства
позволяют описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом свойства частей могут изменяться в результате действия системы.
Каждый αi элемент характеризуется т конкретными свойствами Si1, ..., Sim, которые определяют его в данной системе.
Совокупность всех т свойств элемента αi будем называть состоянием элемента Si:
Si=(Si1, Si2, Si3,…, Sik, …,Sim))
Слайд 71.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Понятие состояния элемента
Состоянием
элемента – совокупность всех свойств элемента в зависимости от различных
факторов (времени, пространства, внешней среды и т.д.), это характеристика всех его свойств и значений входных и выходных параметров, зафиксированная в некоторый момент времени. Поскольку параметры элемента изменяются, то и состояние элемента обычно меняется во времени при действии различных факторов.
Состояние элемента, в зависимости от различных факторов (времени, пространства, внешней среды и т.д.), может изменяться. Последовательные изменения состояния элемента будем называть движением элемента.
Слайд 81.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Понятие параметра элемента
Параметры
элемента —- мера количественного описания свойств элемента. Аналогично можно говорить
и о выходных переменных и параметрах.
Понятие функции элемента
Функция это то, что элемент должен выполнять:
Функция - это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой.
Понятие поведения элемента
Поведение элемента – это его деятельность по выполнению предназначенной функции.
Слайд 91.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Понятие связи
Связь — одно из
фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует
именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.
Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.
Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.
Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.
Слайд 101.1. Понятие системы, элемента, связей и структуры системы.
Понятие структуры системы
Под
структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время
неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.
Понятие внешней среды
Внешняя среда − набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые оказывают действие на систему.
Система существует среди других материальных объектов, которые не вошли в систему и которые объединяются понятием «внешняя среда» − объекты внешней среды.
Вход характеризует воздействие внешней среды на систему, выход − воздействие системы на внешнюю среду.
Слайд 111.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития системы.
Состояние системы
Система —
это единство взаимосвязанных элементов и среды, взаимодействующих в процессе функционирования
и развития, обеспечивая достижение определенной цели.
Состояние системы — совокупность состояний ее п элементов и связей между ними (двухсторонних связей не может быть более чем п (п - 1) в системе с п элементами).
Состояние системы – совокупность всех свойств элемента в зависимости от различных факторов (времени, пространства, внешней среды и т.д.), это характеристика всех его свойств и значений входных и выходных параметров, зафиксированная в некоторый момент времени. Поскольку параметры элемента изменяются, то и состояние элемента обычно меняется во времени при действии различных факторов.
Задание конкретной системы сводится к заданию ее состояний. Реальная система не может находиться в любом состоянии, так как всегда есть реальные ограничения в виде некоторых внутренних и внешних факторов.
Слайд 121.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития системы.
Движение (функционирование) системы
Движение
системы — процесс последовательного изменения состояния системы.
Рассмотрим зависимости состояний системы
от функций (состояний) входов, переходов, выходов системы.
Состояние системы — совокупность состояний ее п элементов и связей между ними (двухсторонних связей не может быть более чем п(п - 1) в системе с п элементами). Если связи в системе неизменны, то ее состояние можно представить в виде:
Si=(Si1, Si2, Si3,…, Sik, …,Sim)
Задание конкретной системы сводится к заданию ее состояний.
Реальная система не может находиться в любом состоянии. На ее состояние накладывают ограничения — некоторые внутренние и внешние факторы.
Функционирование системы — процесс последовательного изменения состояния системы, движение системы под влиянием внешней или внутренней среды, которое приводит к изменению ее состояния.
Слайд 131.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития системы.
Движение (развитие) системы
Основные
законы развития систем, переход транспорта страны от командно-административной системы управления
к рыночной
Развитие экономики страны характеризуется качественным переходом к рынку с изменением организационной структуры хозяйствования.
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.
Процесс развития характеризуется тремя философскими категориями: количество, качество, структура.
Количество – определяет внешнюю определенность объекта (величину, объем, число объектов, возраст, температура и т.д.)
Качество – совокупность свойств объекта, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности.
Структура (строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних воздействиях.
Слайд 141.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития системы.
Примером количественного перехода
в качественное с формированием новой структуры может служить подготовка специалиста
с высшим образованием. Когда количество полученной и обработанной информации каждый год формирует новые связи, мыслительные структуры, которые в итоге обучения должны соответствовать требованиям Госстандарта, предъявляемые к данной специальности. Такой же смысл имеет пример изменения количества температуры воды при нагревании ее до температуры кипения, когда вода превращается в пар − это тоже количественный переход в качественный с образованием новой структуры.
Процесс развития выражают три основных закона диалектики:
единства и борьбы противоположностей;
переход количественных изменений в качественные;
отрицание отрицания.
Слайд 151.2. Понятия, определяющие процесс функционирования и развития системы.
Этапы эволюционного и
скачкообразного развития
в общем цикле развития систем
Слайд 16Результат процесса перевозки
Плановое
состояние
процесса
Δ
(информация
о появлении
проблемы)
Δ=План - Факт
Объект управления
(процесс перевозки груза)
Субъект управления
(система
управления
процессом перевозки)
План
перевозки
Управляющее воздействие
на изменение состояния процесса
Фактическое
состояние
процесса
Автомобиль,
кран, компьютер
Груз
Водитель,
крановщик,
диспетчер
Внешние воздействия
1.3. Системный,
комплексный и кибернетический подходы к описанию систем.
Слайд 17Результат процесса перевозки
Плановое
состояние
процесса
Δ
(информация
о появлении
проблемы)
Δ=План - Факт
Объект управления
(процесс обслуживания пассажиров)
Субъект управления
(система
оперативного управления
в аэропорту)
План
полётов
Управляющее воздействие
на изменение состояния процесса
Фактическое
состояние
процесса
Рамка, стойка
регистрации,
автобус
Пассажир
Сотрудник САБ,
агент на
ст. регист.,
водитель
Внешние воздействия
1.3. Системный, комплексный и кибернетический подходы к описанию систем.
Слайд 182. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
2.1. Описание транспортных систем на основных положениях
ОТС
2.2. Формирование системы исследования коммерческой готовности
2.3. Задание на контрольную работу
2.4.
Исследование системы «Коммерческой готовности рейса» с учетом воздействия возмущающих факторов различной природы (внутренних и внешних)
2.5. Формирование структуры выпускной (дипломной, магистерской) работы
Лишь та информация хорошо усваивается,
если она добывается самостоятельно
в процессе творческой деятельности
Слайд 192.1. Характеристика транспортных систем
Транспортно-логистическая система и ее декомпозиция
1. Транспортно-логистическая система
смешанных перевозок (ТЛС СП)
2. Авиационная (отраслевая) транспортно-логистическая система смешанных перевозок
3.
Авиационный (отраслевой) транспортно-логистический узел
4. Системы авиационного транспортного узла
5. Система – Фаза «Вылет-В»: «Обслуживание вылетающих пассажиров» (Коммерческой готовности ВС к рейсу)
6. Подсистема фазы «Вылет-В»: В7. Доставка пассажиров к МС ВС.
Формирование матричной модели этапа 7«Доставка пассажиров к МС ВС»
7. Модуль 7.3 подсистемы.
Формирование матричной модели модуля 7.3«Транспортировка до места стоянки ВС»
8. Элементы модуля
9. Свойства элементов модуля
10. Параметры элементов модуля
Слайд 20. Авиационный транспортно-логистический узел
Фаза «Прилет».
Система А – Этапы движения ВС
при приеме (А1 - посадка и А2 - руление).
Система Б
– Этапы обслуживания прилетающих пассажиров
Фаза «Вылет».
Система В – Этапы обслуживания вылетающих пассажиров.
Система Г – Этапы движения ВС при вылете (Г1,Г2).
Слайд 21Технология обслуживания пассажиров в аэропортовом комплексе состоит из следующих двух
фаз авиационного производства: «Прилет» и «Вылет»
А. Этап движения ВС при
приеме (посадке и рулении).
1 – Взаимодействие аэропорта, авиакомпании и УВД при посадке ВС.
2 – Руление и установка ВС на место стоянки.
Б. Обслуживание прилетающих пассажиров.
1 – Высадка пассажиров из ВС.
2 – Доставка пассажиров к аэровокзалу.
3 – Пограничный контроль.
4 – Выдача багажа.
5 – Таможенный контроль.
6 – Выход прилетающих пассажиров из аэровокзала.
В. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ.
1 – Прибытие вылетающих пассажиров в аэровокзал.
2 – Досмотр авиационной безопасности (АБ) на входе в аэровокзал.
3 – Регистрация пассажиров и оформление багажа.
4 – Таможенный контроль и пограничный контроль.
5 – Предполетный досмотр АБ.
6 – Контроль явившихся пассажиров на посадку в ВС и посадка в транспортное средство (ТС), доставляющего к МС ВС.
7 – ДОСТАВКА ПАССАЖИРОВ К МС ВС.
8 – Посадка пассажиров в ВС.
Г. Движение ВС при вылете.
1 – Выпуск и руление ВС с места стоянки к месту старта.
2 – Разбег и взлет ВС.
Слайд 222.2. Формирование системы коммерческой готовности
Декомпозиция системы обеспечения коммерческой готовности воздушного
судна к рейсу
1. Система «ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ»
Система включает все
технологические этапы движения пассажиров от дверей аэровокзала до дверей ВС и элементы, обеспечивающие работу каждого этапа.
2. Подсистема «ДОСТАВКА ПАССАЖИРОВ К МС ВС.
Подсистема включает операции этапа по обслуживанию пассажиров по доставке пассажиров к МС ВС в и элементы, обеспечивающие работу на каждой операции.
3. Модуль «ТРАНСПОРТИРОВКА ДО МЕСТА СТОЯНКИ ВС».
Модуль представляет собой структуру взаимосвязанных элементов, выполняющих операцию по транспортировке пассажиров до места стоянки ВС.
Слайд 231. Формирование системы
«ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ»
Слайд 24Описание подсистемы этапа 7 «Доставка пассажиров к МС ВС»
Назначение: Обеспечение
доставки пассажиров к МС ВС
Цель: Доставить пассажиров к МС ВС
по расписанию
Основные операции на этапе 7:
7.1. Контроль явившихся пассажиров.
7.2. Посадка в автобус.
7.3. Транспортировка пассажиров до места стоянки ВС.
7.4. Высадка из автобуса.
2. Выбор и описание подсистемы этапа 7
«Доставка пассажиров к МС ВС»
Слайд 25Формирование матрицы этапа 7
«Доставка пассажиров к МС ВС»
Слайд 263. Выбор и описание МОДУЛЯ операции 7.3
«ТРАНСПОРТИРОВКА ДО МЕСТА
СТОЯНКИ ВС»
Описание модуля операции 7.3. «Транспортировка до места стоянки ВС»
Назначение:
Обеспечение готовности доставить пассажиров до места стоянки ВС
Цель: Своевременная транспортировка пассажиров до места стоянки ВС
Операция модуля 7.3 «Транспортировка до места стоянки ВС»:
Процесс перевозки на автобусе пассажиров до места стоянки
(по маршруту)
n (пасс)
Q=nL
L (км)
[пасс км]
Слайд 27Матрица взаимодействия элементов модуля 7.3
«Транспортировка до места стоянки ВС»
Слайд 28Описание свойств элементов в каждой ячейке
Основные свойства элементов модуля 7.3
«Транспортировка
до места стоянки ВС»:
7.3.1. Основные свойства пассажиров в операции 7.3.
(объекта обслуживания):
Nпасс – количество пассажиров;
Gпасс – масса одного пассажира;
Nрк – наличие ручной клади (нет багажа);
KL – класс пассажиров;
VZ – возраст пассажиров;
ZD – состояние здоровья (способность самостоятельно передвигаться, возраст);
TP – тип пассажира (транзитный или трансферный).
7.3.2. Основные свойства операции 7.3. доставки пассажиров (процесс):
tтр – время транспортировки пассажиров в автобусе по перрону до места стоянки ВС;
Lп – расстояние от аэровокзала до места стоянки ВС;
Vп – скорость автобуса по перрону;
– коэффициент использования скорости.
7.3.3. Основные свойства персонала при выполнении операции 7.3. (персонал)
Mперс – масса персонала при выполнение операции;
Nперс – количество персонала (водителей);
mперс – масса одного персонала (водителя);
Uперс. проф. – уровень профессиональной подготовки персонала при выполнении операции;
Uперс. зд. – необходимый уровень здоровья персонала;
Uкульт. – уровень коммуникабельности персонала (водителя) при обслуживании пассажиров в операции (культура общения с пассажирами и сотрудниками).
Слайд 29Описание свойств элементов в каждой ячейке
Основные свойства элементов модуля 7.3
«Транспортировка
до места стоянки ВС»:
7.3.4. Основные свойства автобуса при выполнении операции
7.3. (средства труда)
– масса полного автобуса;
– масса пустого автобуса (без пассажиров, то топлива и водителя);
– производительность автобуса (пассажировместимость);
Rавтоб. – удельный расход топлива;
– уровень комфорта автобусов при выполнении операции;
– необходимый уровень обеспечения безопасности при движении автобуса;
– необходимый уровень экологии при движении автобуса.
7.3.5. Основные свойства энергообеспечения при выполнении операции 7.3. (энергетические ресурсы):
– масса топлива в баке автобуса при выполнении рейса;
Этопл. – объем необходимого топлива в баке автобуса при выполнении рейса;
Ээл. – электросветотехническое обеспечение перрона;
– энергопотребление одной ламы в течении одного часа работы;
– количество ламп (электросветотехническое обеспечение перрона).
7.3.6. Основные свойства коммуникаций в процессе транспортировки пассажиров по перрону (коммуникации):
– площадь трассы по маршруту движения автобуса по перрону до места стоянки ВС;
– производительность коммуникаций;
Lп – длина маршрута по перрону до места стоянки ВС;
Hполос – ширина полос;
Uинф. – уровень информативности дорожных знаков;
Uосвещ. – осветительные установки.
Слайд 30Описание свойств элементов в каждой ячейке
Основные свойства элементов модуля 7.3
«Транспортировка
до места стоянки ВС»:
7.3.7. Основные свойства мероприятий по экологической безопасности
всех элементов при выполнении операции:
– необходимый уровень экологической безопасности пассажиров;
– необходимый уровень экологической безопасности выполнения операции;
– необходимый уровень экологической безопасной эксплуатации автобуса (уровень выбросов СО2);
– необходимый уровень экологической безопасной работы водителя автобуса;
– необходимый уровень экологической безопасной эксплуатации энергообеспечения операции (электроосвещение, топливо и т.д.);
– необходимый уровень экологической безопасной подготовки и эксплуатации коммуникаций (уборка перрона от снега, грязи и пр.).
7.3.8. Основные свойства мероприятий по безопасности всех элементов при выполнения операции:
– необходимый уровень безопасности пассажиров;
– необходимый уровень безопасности выполнения операции;
– необходимый уровень безопасности эксплуатации автобуса;
– необходимый уровень безопасности работы персонала (необходимый уровень охраны труда при выполнении операции);
– необходимый уровень безопасности эксплуатации энергообеспечения операции (нормы освещения перрона в различное время суток, нормативное состояние автономных источников электроэнергии.);
– необходимый уровень безопасности подготовки и эксплуатации коммуникаций (уборка перрона от снега, грязи и пр.).
Слайд 31Рассмотрение матрицы взаимодействия параметров модуля 7.3.
Слайд 32Рассмотрение матрицы взаимодействия параметров модуля 7.3.
7.3.1.1 Взаимодействие элемента пассажир с
элементом пассажир
7.3.1.2 Взаимодействие элемента технологическое время с элементом пассажир
7.3.1.3 Взаимодействие
элемента персонал с элементом пассажир
7.3.1.4 Взаимодействие элемента технические ресурсы с элементом пассажир
7.3.1.5 Взаимодействие элемента энергетические ресурсы с элементом пассажир
7.3.1.6 Взаимодействие элемента коммуникации с элементом пассажир
Слайд 33Матрица взаимодействия параметров элементов модуля 7.3.
Слайд 34Формирование математической модели модуля 7.3.
Математическая модель операции перевозки груза (пассажиров)
автомобилем:
Расчет объема всех элементов, участвующих в операции.
Формулы для расчета
2. Расчет
стоимости элементов, участвующих при выполнении операции.
Формулы для расчёта
3. Расчет времени доставка пассажиров до места стоянки ВС)
Формула технологического времени операции с учетом
влияния всех участвующих в операции элементов
4. Выбор критерия оценки эффективности работы на рассматриваемой операции.
Выбор критерия (время, затраты и т.д.)
5. Оценка результатов расчета без учета возмущений
Слайд 35Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.1.
Характеристика свойств элемента 7.3.1. «Пассажиры».
Количественные свойства пассажиров:
Масса пассажиров
Mпасс = Nпасс
mпасс + Nпасс mрк
где Mпасс – масса пассажиров, кг;
Nпасс – количество пассажиров, пасс;
mпасс – масса одного пассажира, кг/пасс;
mрк – масса ручной клади (нет багажа), кг/пасс.
Количество пассажиров
где Nкр – количество кресел в ВС (тип ВС на рейс), пасс;
kкз – коэффициент коммерческой загрузки ВС.
Качественные свойства пассажиров опишем кортежем:
где KL – класс пассажиров;
VZ – возраст пассажиров;
ZD – состояние здоровья (способность самостоятельно передвигаться, возраст).
TP – тип пассажира (транзитный или трансферный).
Слайд 36Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.2.
Характеристика свойств элемента 7.3.2. «Время на операцию транспортировки пассажиров до
места стоянки ВС».
Время движения автобуса по перрону до места стоянки ВС
где tтр – время транспортировки пассажиров по перрону до места стоянки ВС, мин;
Lп – расстояние от аэровокзала до места стоянки ВС, км.
Vп – скорость автобуса по перрону (допустимая Vп=20 км/ч), км/ч.
– коэффициент использования скорости.
1.3. Характеристика свойств элемента 7.3.3. «Персонал автобуса».
Количественные свойства персонала:
Масса персонала
Mперс = Nперс mперс
где Nперс – количество персонала (водителей, сопровождающих), чел;
mперс – масса персонала, кг/чел;
Слайд 37Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.3.
Характеристика свойств элемента 7.3.3. «Персонал автобуса».
Качественные свойства персонала можно описать
кортежем:
Коэффициент качественных свойств персонала (водителя автобуса)
где Uперс. проф. - уровень профессиональной подготовки персонала при выполнении операции,
Uперс. зд. - необходимый уровень здоровья персонала,
Uкульт. - уровень коммуникабельности персонала при обслуживании пассажиров в операции (культура общения с пассажирами и сотрудниками);
1.4. Характеристика свойств элемента 7.3.4. «Технические ресурсы (автобус)»
Количественные свойства технических ресурсов (автобуса):
Полная масса автобуса
где - масса пустого автобуса (без пассажиров, топлива и персонала), кг;
- масса топлива, кг;
Слайд 38Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.4.
Характеристика свойств элемента 7.3.4. «Технические ресурсы (автобус)»
Количество технических ресурсов (автобусов),
необходимых для транспортировки пассажиров в требуемое время:
где – количество предмета труда (пассажиров), пасс;
– производительность автобуса, ;
tтр – время транспортировки пассажиров в автобусе по перрону, мин,
– коэффициент технических ресурсов (автобусов), определяется определением качественных свойств технических ресурсов (автобусов).
Качественные свойства технических ресурсов (автобусов) опишем кортежем:
где - уровень комфорта автобусов при выполнении операции;
- необходимый уровень обеспечения безопасности при движении автобуса;
- необходимый уровень экологии при движении автобуса;
Слайд 39Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.5.
Характеристика свойств элемента 7.3.5. «Энергообеспечение операции»
Масса топлива в баке
автобуса при выполнении рейса
где – объем необходимого топлива в баке автобуса при выполнении рейса, л;
– удельная масса топлива ( )
где – удельный расход топлива двигателя автобуса, л/100км;
Количество электроэнергии для освещения перрона Ээл.
где – расход электроэнергии одной лампы в час, кВт ч/лампы,
– количество ламп (электросветотехническое обеспечение аэродрома), ламп,
Слайд 40Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.6.
Характеристика свойств элемента 7.3.6. «Коммуникации»
Слайд 41Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.7.
Характеристика свойств элемента 7.3.7. «Экология»
Слайд 42Формирование математической модели модуля 7.3.
Начальные условия рассмотрения матрицы этапа 7:
1.8.
Характеристика свойств элемента 7.3.7. «Безопасность»
Слайд 432.3. Задание на контрольную работу
1. Выбор и рассмотрение системы «ХХХ»
1.1.
Выбор системы «ХХХ»
Выбор системы для рассмотрения (в соответствии с уровнем
иерархии предприятия). Схема (рисунок) работы выбранной системы «ХХХ»
Определение назначения и цели системы «ХХХ»
Формирование матричной модели системы «ХХХ», состоящей из основного технологического процесса, его этапов и элементов (по столбцу , выполняющих свои функции на каждом этапе).
Декомпозиция выбранной системы «ХХХ» на подсистемы и модули подсистем.
Определить подсистемы и их этапы ( ) выполнения основного технологического процесса выбранной системы.
Определить каждую ячейку хпi i-го элемента n-го этапа процесса системы, дать наименование ячейки, например:
- по строке: 1.1, 2.1. 3.1., и т.д.;
- по столбцу: 1.1, 1.2., 1.3. и т.д.
Слайд 442.3. Задание на контрольную работу
1. Выбор и рассмотрение системы «ХХХ»
1.2.
Рассмотрение подсистемы п-го этапа системы «ХХХ»
• Выбор подсистемы n-го этапа для
рассмотрения.
• Определение назначения и цели подсистемы.
• Формирование матричной модели подсистемы, ее операций и элементов.
• Определить операции ( ) выполнения п-го этапа основного процесса выбранной подсистемы.
• Определить элементы подсистемы по столбцу ( ).
• Определить каждую ячейку i-го элемента Хпki n-го этапа процесса системы, дать наименование ячейки, например:
- по строке: п.k.1, п.k.1,. п.k.1,и т.д.;
по столбцу: п.k.1, п.k.2, п.k.3, и т.д.
Слайд 452.3. Задание на контрольную работу
1. Выбор и рассмотрение системы «ХХХ»
1.3.
Рассмотрение модуля k-ой операции n-го этапа системы «ХХХ»
• Выбор модуля
k-ой операции n-го этапа.
• Определение назначения и цели модуля.
• Формирование матричной модели k-ой операции и элементов ( ), выполняющих эту операцию.
• Определить и описать i-ый элемент Хпki модуля k-ой операции n-го этапа процесса.
• Определить свойства элементов выбранной k-ой операции и их параметры (их нормативное значение) и единицы измерения.
• Разработать матрицу взаимодействия свойств элементов модуля и их параметров между собой на этапах работы рассматриваемой системы.
Слайд 462.3. Задание на контрольную работу
1. Выбор и рассмотрение системы «ХХХ»
1.4.
Разработка математической модели k-ой операции n-го этапа
• Определить аналитические выражения для
каждого элемента модуля в каждой ячейке.
• Определить взаимосвязь свойств и параметров элементов, выполняющих выбранную операцию.
• Разработать математическую модель k-ой операции п-го этапа.
• Расчет времени выполнения k-ой операции п-го этапа с учетом свойств участвующих в операции элементов.
• Расчет требуемого объема элементов, участвующих в операции.
• Расчет стоимости элементов, участвующих при выполнении операции.
o Расчет дохода от проданных билетов (перевозимого груза).
o Расчет затрат на персонал выполняющий операцию.
o Расчет затрат на технические средства выполняющие операцию.
o Расчет затрат на энергообеспечение исполнителей операции.
o Расчет затрат на коммуникации, рабочие зоны и места.
o Расчет затрат на экологическую безопасность.
o Расчет затрат на комплексную безопасность выполнения операции.
o Расчет финансового результата за расчетное время.
• Выбор критерия оценки эффективности работы модуля на рассматриваемой операции и оценка результатов расчета (без учета возмущений).
• Оценка результатов выполненной работы.
Слайд 472.3. Задание на контрольную работу
1. Выбор и рассмотрение системы «ХХХ»
1.5.
Разработка математической модели оценки эффективности выбранной системы«ХХХ».
Разработка математической модели оценки
эффективности выбранной системы выполняется по следующему алгоритму:
• Разработка математической модели всех операций каждого этапа. Предварительно необходимо оценить и выбрать элементы (их свойства) наиболее существенно влияющие на операции в каждом этапе.
• Расчет времени выполнения всего производственного процесса всех операций каждого этапа с учетом свойств участвующих в операциях элементов.
• Расчет требуемого объема элементов, участвующих во всех операциях каждого этапа.
• Расчет стоимости элементов, участвующих во всех операциях каждого этапа.
o Расчет дохода от проданных билетов (перевозимого груза).
o Расчет затрат на персонал выполняющий операции всего производственного процесса.
o Расчет затрат на технические средства выполняющие операции всего производственного процесса.
o Расчет затрат на энергообеспечение исполнителей операций всего производственного процесса..
o Расчет затрат на коммуникации, рабочие зоны и места.
o Расчет затрат на экологическую безопасность всего производственного процесса.
o Расчет затрат на комплексную безопасность всего производственного процесса.
o Расчет финансового результата за расчетное время подготовки рейса.
Выбор критерия оценки эффективности работы системы «ХХХ» при подготовке рейса и оценка результатов расчета (без учета возмущений).
Оценка результатов выполненной работы.
Слайд 48Кибернетический подход к исследованию системы управления «ХХХ»
Функциональная схема системы управления
процессом обслуживания
пассажиров в аэропорту
Слайд 492.4. Исследование системы «Коммерческой готовности рейса»
с учетом воздействия возмущающих факторов
различной
природы (внутренних и внешних)
Определение факторов, влияющих на состояние свойств элементов
модуля и выполняемую операцию (выявление наиболее опасных свойств и возможность их развития). Запись их в соответствии с номерами ячеек элементов в матрице модуля.
Диагностика системы, исследования каждого из элементов и их свойств, а также системы в целом для выявления "узких мест".
Экспертная оценка возможной величины отклонения, запланированной величины параметров элементов и влияние их на величину задержки времени операции, а также запись их в соответствии с номером ячейки.
Определение величины потерь объемных показателей элементов необходимых для выполнения операции.
Определение величины финансовых затрат на выполнение операции в результате влияния факторов различной природы.
Определение величины дохода и прибыли за выполнение операции, выбранного модуля.
Оценка эффективности работы модуля (авиакомпании, аэропорта и УВД).
Разработка предложений по улучшению рассматриваемых технологических операций системы, по минимизации времени за счет использования предлагаемых мер (замена оборудования, техники, внедрение новых информационных технологий и т.д.).
Проведение производственного эксперимента в период прохождения практики (ЛЕТОМ в Пулково) и уточнение экспертной оценки.
Слайд 502.5. Формирование структуры выпускной
(дипломной, магистерской) работы
Исследование - это вид деятельности
человека, состоящий из следующих компонентов:
- распознавание проблемных ситуаций и самих
проблем, установление их места в системе накопленных знаний;
- выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Всякое исследование характеризуется: целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.
Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности студента
Слайд 51Система характеристик научного исследования
Проблема – что нужно изучить, исследовать из
того, что ранее не было изучено?
Выбор предметной области (системы), анализ
ее состояния, выявление факторов, мешающих плановой работе и обоснование проблем..
Актуальность – почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект – что рассматривается?
Объектом исследования является организация в широком смысле: любое сочетание людей, средств и предметов труда, необходимых для достижения поставленных целей. Таким образом, в качестве объекта может выступать организация в целом, ее функциональные области, подразделения, группы, рабочие места.
2.5. Формирование структуры выпускной
(дипломной, магистерской) работы
Слайд 52 Предмет – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты
и функции выделяет исследователь для изучения?
Предмет исследования – любой
элемент системы управления организацией. Предметом исследования может быть система планирования, организационная структура, система постановки целей и выработки стратегии и политики, мотивация, система учета и контроля, система принятия решений и т. п. Предметом исследования может также являться инструментарий осуществления управленческих функций.
Тема – как это назвать?
Цель – какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат ещё до его получения?
Задачи – что нужно сделать, чтобы цель было достигнута?
2.5. Формирование структуры выпускной
(дипломной, магистерской) работы