Слайд 1Казахская академия спорта и туризма
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Подготовил: магистрант
Акан Ануар
Алматы
2019
Слайд 2План:
Классификация форм занятий в физическом воспитании.
Неурочные формы занятий.
Урочные формы занятий.
Организация
урока физической культуры
Слайд 3Формы занятий физическими упражнениями - способы организации учебно-воспитательного процесса, характеризующиеся
определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера) и занимающихся, а также
соответствующими условиями занятий.
Слайд 4Классификация форм занятий в физическом воспитании
(по особенностям организации занимающихся и
способам руководства ими)
Урочные
Неурочные
Слайд 5Урочные формы
УФ - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным
составом занимающихся.
К ним относятся:
Уроки физической культуры
Спортивно-тренировочные занятия.
Слайд 6Неурочные формы
НФ - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так
и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или
восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др.
Слайд 7Неурочные формы
К ним относятся:
Малые формы занятий.
Крупные формы занятий.
Соревновательные формы занятий.
Слайд 8Малые формы занятий
Виды:
утренняя гимнастика.
вводная гимнастика.
физкультпауза.
физкультминутка.
домашние задания.
Слайд 9Малые формы занятий
Цель - оперативное (текущее) управление физическим состоянием.
Задачи:
а)
повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от
состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика);
Слайд 10Малые формы занятий
Задачи:
б) оптимизация работоспособности во время работы и профилактика
ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки);
в) поддержание
тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
Слайд 11Малые формы занятий
Характерно:
кратковременны (от 2-3 до 15-20 мин.);
не решают
задач развивающего, тренирующего характера;
отсутствие или не выраженность структуры построения занятия,
(формы
оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.);
относительно узкая направленность деятельности занимающихся;
невысокий уровень функциональных нагрузок.
Слайд 12Крупные формы занятий
Цель - решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного характера.
Слайд 13Крупные формы занятий
Виды:
Самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных.
Занятия ФУ в
рамках расширенного активного отдыха.
Слайд 14Крупные формы занятий
Виды:
Самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных (аэробика, шейпинг,
бег трусцой, атлетическая гимнастика, калланетика, оздоровительная ходьба и др.).
Слайд 15Крупные формы занятий
Самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных требуют
от занимающихся:
определенной
методической «физкультурной грамотности» (правильное построение
занятия, регулирование нагрузки, осуществление самоконтроля).
Слайд 16Крупные формы занятий
Виды:
Занятия ФУ в рамках расширенного активного отдыха
Характерно:
умеренность нагрузки;
умеренность утомления;
отсутствие жесткой регламентации;
свободное варьирование поведения.
Слайд 17Соревновательные формы занятий
Цель - решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного
характера.
Слайд 18Соревновательные формы занятий
Виды:
собственно спортивные соревнования.
соревновательные формы занятий.
Слайд 19Собственно спортивные соревнования
Виды:
Официальные соревнования (Первенства, Чемпионаты, Кубки и т.д.)
Отборочные соревнования.
Контрольные
прикидки.
Слайд 20Соревновательные формы занятий
СФЗ - формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной
борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.
Виды:
Зачеты;
Сдача нормативов.
Слайд 211. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить занимающихся
к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого
в подготовительной части решаются следующие методические задачи:
— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;
— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
— обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
Слайд 222. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее
значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и
планом данного урока.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых способностей, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем развитие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.
Слайд 233. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное
снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно
спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);
— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);
— сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока 3—5 мин.