Слайд 1КАЗАХСКАЯ СПОРТА И ТУРИЗМА
КАФЕДРА АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ
Лекции по
школьной гигиене
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
«Состояние здоровья детей и подростков»
АЛМАТЫ 2015
Слайд 2Цель лекции: Изучить состояние здоровья детей и подростков.
План лекции: Основные
определения здоровья. Важнейшие критерии здоровья. Группы состояния здоровья. Факторы, формирующие
здоровье. Ранговое распределения заболеваний. Состояния здоровья детей и подростков в РК.
Слайд 3Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей
средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье взрослого и детского населения
– социальное богатство общества.
Важнейшим условием высокого уровня физического и психического здоровья человека, его высокой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Вот почему изучение здоровья детей, его зависимости от меняющихся социальных условий – условий жизни и воспитания – является одной из основных проблем гигиены детей и подростков.
Вместе с тем в решении самых острых и ответственных вопросов гигиены детей и подростков наиболее убедительным критерием является также состояние здоровья детей. Оно изучается при гигиенической оценке конкретных факторов внешней среды, оказывающих влияние на растущий организм.
Слайд 4Существует конкретная классификация переходных состояний здоровья:
Условное здоровье. Это значит, что
помочь им может только спорт.
Функциональное отклонение. Отсутствие заболеваний, но имеется
кое-какие отклонения от нормы.
Пограничные состояния. относительно слабый уровень выраженности расстройства, не доходящий до уровня выраженной патологии.
Хронические заболевания.
Инвалидность.
Полная утрата функций.
Смертельный исход.
Слайд 5С.М. Громбах указывает следующие признаки, определяющие здоровье:
Отсутствие в момент обследования,
какой бы то ни было болезни.
Отсутствие наклонности к заболеваниям; устанавливается
по частоте и характеру заболеваний в предшествующий период.
Гармоническое и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое).
Нормальный уровень функций и прежде всего тех, которые определяют достаточную резистентность (устойчивость, толерантность) организма к неблагоприятным воздействиям.
Слайд 6Громбах Сергей Михайлович (1908-1987) – специалист в области гигиены детей
и подростков, профессор.
Слайд 7В настоящее время выделяют 5 групп признаков, по которым должно
оцениваться здоровье:
Уровень и гармоничность физического развития.
Резервные возможности основных функциональных систем
и организма в целом.
Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.
Наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания или дефектов развития.
Уровень личностных характеристик, отражающих духовное и социальное благополучие и здоровье человека.
Слайд 8Степень соответствия этим признакам и является состоянием здоровья.
Были проведены исследования
по выработке принципов группировки детей по состоянию здоровья. Это необходимо
для индивидуальной оценки здоровья детей. В основу группировки положено состояние здоровья организма, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.
Слайд 9Выделены следующие группы здоровья:
Здоровые.
Здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями,
функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие
нарушения зрения средних степеней. Эту группу называют группой риска.
Больные хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и условиям жизни.
Больные хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни.
Больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды 1 и 2 групп.
Слайд 10По состоянию здоровья и физическому развитию:
Дети, с которыми можно проводить
все виды физического воспитания в соответствии с их возрастными анатомо-физиологическими
особенностями и степенью их физической подготовленности к той или иной нагрузке (Основная группа).
Дети, физическое воспитание которых можно проводить ограниченно, т.е. с ограничением мышечных усилий, а закаливание – без снижения температуры воды и воздуха. К этой группе относятся дети с задержкой физического развития, страдающие анемией любой этиологии, бронхиальной астмой, имеющие компенсированные пороки сердца (Подготовительная группа).
Дети, у которых все виды физического воспитания проводят очень осторожно, а закаливание водными процедурами не проводят совсем. К этой группе относятся дети с повышением температурой тела любой этиологии, с острыми воспалительными процессами любой локализации, с врожденными и приобретенными пороками сердца в стадии субкомпенсации, хроническими заболеваниями почек (Специальная группа).
Слайд 11Для характеристики состояния здоровья детских и подростковых контингентов приняты следующие
показатели:
Заболеваемость по обращаемости (случаи заболеваний за год на 100 обслуживаемых
детей и подростков).
Индекс здоровья – удельный вес лиц, совершенно не болевших за год, в процентах к числу обследованных.
Количество часто болеющих в течение года определяется в % к числу обследованных.
Патологическая пораженность, или болезненность – распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.
Слайд 12Многочисленными исследованиями установлено, что распространенность заболеваний имеет выраженный возрастной характер.
Ранговое
распределение заболеваний в детском и подростковом возрасте показывает, что 1
место по обращаемости занимают болезни органов дыхания. У дошкольников распространены не только инфекционные, но и аллергические болезни, а также болезни органов пищеварения. С возрастом отмечается существенное изменение структуры заболеваемости: 2 место занимают несчастные случаи, отравления, травмы; 3 место – болезни органов пищеварения и органов чувств. Структура заболеваемости не во всех детских и подростковых учреждениях одинакова, т.к. она зависит от разных факторов.
Слайд 14Среди заболеваний органов пищеварения у детей и подростков больше известны:
брюшной тиф, дизентерия, коклюш, дифтерия. В распространении кишечных инфекций большое
значение имеют водный и пищевой пути передачи (фекально-оральный), поэтому их профилактика связана с усилением государственного санитарного надзора и дальнейшим неуклонным повышением культурного уровня и гигиенического воспитания населения.
Травматизм как причина смертности занимает одно из ведущих мест и наносит государству огромный экономический урон. Смертность от бытовых травм у мальчиков в 3 раза выше, чем у девочек. Особое место среди несчастных случаев у детей занимают утопления. Дорожно-транспортные травмы (ДТТ) чаще встречаются в крупных городах. Основной причиной высокого уровня ДТТ является недостаточная эффективность действующей системы надзора за соблюдением ПДД и плохое знание этих правил детьми и подростками.
Слайд 15Основными факторами, влияющие на состояние здоровья человека являются:
генетические факторы –
15-20%;
состояние окружающей среды – 20-25%;
медицинское обеспечение – 10-15%;
условия и образ жизни людей – 50-55%.
Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.
Слайд 16На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:
медико-биологические факторы риска
периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения
ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;
факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Слайд 17Основные факторы, влияющие на состояние здоровья человека
Слайд 18При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить,
что их роль различна в разных возрастных группах.
В возрасте до
1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.
Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.
Слайд 19Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами,
оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время
беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.
Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.
Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.