Слайд 1Презентация на тему: «Психологическое содержание управления».
Подготовил студент ИГиМП 130 группы
Просеков Константин Игоревич.
Слайд 2Личность в управленческих взаимодействиях.
Мы управляем людьми, а не
организациями. Поскольку человек, его психологические особенности остаются неизменными, психологическое содержание
управленческой деятельности всегда остаётся в центе внимания, имея универсальное значение. Появляются рекомендации, направленные на практическое использование достижений психологии для оптимизации управленческих функций и т.д.
Слайд 3 Особую группу проблем при исследовании психологического содержания управления
представляют психологические аспекты деятельности руководителя, его функциональные и личностные характеристики,
социально-психологические вопросы отношения подчинённых и руководителя, взаимосвязи социально-психологических факторов и стиля деятельности руководителя.
Слайд 4 Другая группа проблем связана с социально психологическими факторами
стимулирования труда, развитием трудовой и общественной активности, творчества, третья- с
психологией организации совместной деятельности, четвёртая- с психологической совместимостью работников.
Слайд 5 Изучение личности в управленческих взаимодействиях- центральная проблема в
такой прикладной отрасли науки, как психология управления, которая основывается на
соответствующих знаниях, получаемых наукой управления, а так же достижениях иных наук. Это объясняется тем, что главным действующим лицом в управлении является человек со своими способностями, потребностями, компетенциями.
Слайд 6 Для рассмотрения и усвоения личностного подхода с
позиций общей психологии и современных данных важно уяснить сущность таких
основных понятий, как человек, индивид, личность.
Человек- родовое понятие, обозначающее общественное существо и высшую ступень жизни на земле.
Слайд 7Индивид- единичное природное существо, представитель биологического вида Homo sapiens (человек
разумный), носитель индивидуальных своеобразных психофизических черт.
Понятие «личность» характеризует человека как
общественное существо, это активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Слайд 8Учение Аристотеля стало основой для последующих научных исследований психики. Это
были мировоззренческие теории анимизма и гилозоизма, общим для которых был
их психологический корень- антропоморфизм- перенос на любое явление мира человеческих свойств.
Слайд 9Установление сущности личности сопряжено с особыми трудностями и требует в
первую очередь выяснения, что такое сущность.
Сущность- категория вечного порядка, субстанциональное
ядро предметов и явлений, которое движет, но само не движется (Аристотель). Она есть причина самой себя и других (Гегель).
Слайд 11 Темперамент- самая общая характеристика каждого человека, его нервной
системы, которая накладывает ту или иную печать на всю его
деятельность: меланхолик
сангвиник
флегматик
холерик.
Слайд 12Руководителю важно не только уметь использовать в управленческой практике ценные
свойства темпераментов своих подчиненных, но и учить владеть их своим
темпераментом. Иначе возникают проблемы, которые приводят к конфликтам, скоропалительным управленческим решениям и т.д.
Слайд 13Характер- это своеобразная «печать», наложенная на личность. Если темперамент сам
по себе не может быть плохим или хорошим, то в
отношении характера эти определения употребляются постоянно.
Слайд 14Способности- это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Они
тесно взаимодействуют вместе в характером.
Классификация способностей: 1) по видам
психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, мыслительные и т.д.), 2) по основным видам деятельности ( математические, музыкальные, научные и т.д.)
Для управленческой деятельности очень важны управленческие способности.
Слайд 15Мировоззрение- это комплекс обобщённых представлений (взглядов) личности об окружающем мире
и себе, о своём месте в мире, своём отношении к
окружающей действительности и к себе. Мировоззрение формируется личностью с помощью теоретического мышления и рефлексии, по мере самоопределения.
Слайд 16 Интерес всегда выступает важнейшей побудительной силой
в приобретении знаний, продвижении по службе.
Склонность
к управленческой деятельности может возникнуть, когда у человека есть стремление постичь всю сложность управленческих отношений.
Мы живём в мире, где роль личности постоянно возрастает, особенно в сфере экономики, а наиболее быстрыми темпами увеличивается интеллектуальная составляющая в любом виде деятельности.
Слайд 17Отражение данной темы в законодательстве.
В соответствии с указом Президента РФ
от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения
государственных служащих". Государственные служащие должны соблюдать определённые правила поведения, для чего они должны обладать соответствующими психическими свойствами.
Так же, некоторые положения содержатся в «Трудовом кодексе РФ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Слайд 18Практическая реализация данного подхода.
Насколько мне известно, в боевые воинские части
отбор ведётся по очень многим критериям, вплоть до национальности, это
связано с мировоззрением военнослужащих, их темпераментом и характером.
В американских и японских компаниях для психологической разгрузки служащие могут бить посуду, боксёрский мешок с портретом начальника и т.п.
Всё это направлено на повышение эффективности качества работы.
Слайд 19Проблематика данной темы.
Дело в том, что «тема психологическое содержание управления»
уже темы «управление», т.е. тема презентации не полностью охватывает все
аспекты эффективного управления. Соблюдая все принципы психологии всё равно возможен вариант неэффективности труда. С другой стороны для того, чтобы соблюсти все психологические принципы в большой организации необходим очень большой ресурс для их реализации.
Слайд 20Ссылки.
Учебник А.Н.Митина «Механизмы управления» Екб 2011.
Указ Президента РФ от 12.08.2002
N 885.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Большой психологический
словарь.
Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Указ. Соч. С.27-28.