Слайд 1КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ.
Подготовила Лазарева С.А, учитель географии
Средней школы
№82, г.Ульяновск.
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ КЕЙС
Кейс - совокупность учебных материалов,
в которых сформулированы практические проблемы, предполагающий коллективный или индивидуальный поиск
их решения.
Метод кейсов — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных ситуаций. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо, выход в самообразование учащегося.
Кейс-стади — это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой.
Слайд 3ИЗ ИСТОРИИ
Метод направлен на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала учащегося
и учителя. Разработан в 1920 -х гг. в бизнес-школе Гарварде
(США).
В России метод case-study начал внедряться в 70‑е годы ХХ в.
Слайд 4Кейсовая технология – дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся
информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных
для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации. При дистанционном обучении ученики получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю. Однако в большей мере мы имеем возможность контролировать именно письменную речь, в частности написание эссе, писем, описание картин и т.д.
Слайд 5ТИПЫ КЕЙСОВ
Практические - отражают реальные жизненные ситуации или случай (реконструкция
события, ситуации, которую надо решить).
Обучающие - основной задачей их выступает
обучение (выделение общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий).
Научно-исследовательские - ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.
Слайд 6СТРУКТУРА КЕЙСА
Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст
ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников
ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором.
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения.
Слайд 7ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАПРАВЛЕНА НА:
Создание кейса или использование уже имеющегося.
Распределение учащихся
по группам (4-6 человек).
Знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания, временем
выполнения заданий.
Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ».
Слайд 8СУЩНОСТЬ КЕЙСА
Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую
проблему.
В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от
ответов на вопросы.
Ключевые вопросы учителя при анализе ситуации: «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?» и др.
Слайд 9ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
С КЕЙСОМ
Текст кейса должен быть роздан учащимся до
урока для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы.
В начале
занятия проверяется знание учащимися материала КС.
Выделяется основная проблема, которая соотносится с соответствующим разделом курса.
Участники разделяются по группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного времени.
В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.
В каждой группе выбирается «спикер», который будет представлять решение.
Если кейс составлен правильно, то решения групп в классе
совпадать не будут!
Слайд 10ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Подготовительный этап (до начала занятий).
Цель: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и
ход занятия.
2. Ознакомительный этап (во время занятия).
Цель: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор
оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
4. Итоговый этап (презентация групповых выводов, решений).
Цель: представить и обосновать решение группы по кейсу.
Слайд 11СОСТАВ КЕЙСА
Кейс может состоять всего из нескольких предложений
иметь много
страниц текстового материала
Кейс может содержать описание одного события в
какой-либо организации
может описывать историю развития многих организаций за долгие годы
а также
а также
Слайд 12СПЕЦИФИКА МЕТОДА
КЕЙС-СТАДИ
КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной
количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения
проблемы.
КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.
Слайд 13СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА
Кейс может содержать:
текстовый материал – интервью, характеристику результатов исследования,
статьи и художественные тексты или их фрагменты.
иллюстративный материл – фотографии,
диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Слайд 14МЕТОДЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ
метод ситуационного анализа (ситуационные задачи и упражнения);
метод ситуационно-ролевых игр;
дискуссия;
игровое проектирование и др.
Слайд 15КЕЙС ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ УСЛОВИЯМ:
наличие реально существующей группы людей, организации, на
основе которой разработана ситуация;
определенная хронология событий, временные рамки,
наличие реальной проблемы, конфликта;
ситуация
должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Слайд 16СЛЕДУЕТ ПРОДУМАТЬ УЧИТЕЛЮ
Способ представления материала – рассказ, эссе, отчет, аналитическая
записка, журналистское расследование, совокупность фактов, очерк и др.
Наличие приложений -
кейс без приложений, кейс со специальными приложениями.
Тип методической части - вопросный кейс, кейс-задание.
Слайд 17ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КЕЙС-СТАДИ
Индивидуальный подход к обучающемуся.
Возможность выбора
формы обучения, типа задач, способа их выполнения.
Обеспечение учеников достаточным количеством
материала (печатные статьи, диски, аудио- и видеозаписи).
Формирование у ученика умений работать с информацией.
Акцентирование на развитие сильных сторон учащегося.
Слайд 18Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
1)Определите по карте расстояние
на местности по прямой от дома лесника до точки В.
Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
2)Определите по карте, в каком направлении от дома лесника находится точка В.
3)Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого
Слайд 19РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
С КЕЙСОМ
УЧЕБНЫЕ:
Освоение новой информации
Освоение методов сбора данных
Освоение методов
анализа
Умение работать с текстом
Соотнесение теоретических и практических знаний
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Создание авторского
продукта
Образование и достижение личных целей
Повышение уровня профессиональной компетентности
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Слайд 20КЕЙС-СТАДИ РАЗВИВАЕТ:
Умение школьников работать группе, прослеживать причинно-следственные связи.
Способность к анализу,
принятию решений.
Умение работать с источниками дополнительной информации.
Навыки критического мышления, а также актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.
Кейс-технологии помогают понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения.
Слайд 21ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Макарова Е. Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии
в школе/ География в школе. – 2012. - № 4.
Слайд 22Автор: Лазарева Светлана Александровна, учитель географии средней школы №82 г.Ульяновска.
89021258895
svetlana.lazareva.1972@mail.ru