Слайд 1 Класс Млекопитающие, или Звери.
Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
Выполнила:
учитель биологии МБОУ СОШ №11
г. о. Спасск-Дальний
Беляева Татьяна Аликовна
2018
г.
Слайд 2Цели и задачи урока
Цель урока: Формирование представления об особенностях класса
млекопитающих, отрядах Однопроходных , Сумчатых, Насекомоядных, Рукокрылых.
Задачи:
1.Обучающие:
Организовать деятельность обучающихся по
осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих, отличающих млекопитающих от ранее изученных групп животных.
Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения млекопитающих.
2.Развивающие:
Развивать общеучебные навыки: умение анализировать; сравнивать; выделять главное, общее, частное; устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с наглядным материалом и текстами;
Формировать способности рефлексировать свою деятельность.
3.Воспитательные:
Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.;
Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда
Слайд 3Планируемые результаты.
Личностные: формирование и развитие познавательных интересов и мотивов направленных
на изучение биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы;
осознание возможности личного участия в охране природы; понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Метапредметные:
Познавательные: воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; определять критерии для сравнения объектов и эффективно использовать их, находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладевать составляющими работы с текстом, развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные: определять цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать свою деятельность, осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение работать в группах.
Предметные:
научиться объяснять значение понятий: первозвери или яйцекладущие, настоящие звери, характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих; классифицировать млекопитающих; выделять существенные признаки млекопитающих, принадлежащих к отрядам Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые; различать представителей данных отрядов на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; оценивать роль млекопитающих данных отрядов в природе и в жизни человека.
Слайд 4Методы: наглядно – иллюстрационный, объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично –
поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.
Основное содержание
темы, термины и понятия
Млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих, особенности отрядов Однопроходных и Сумчатых, Насекомоядных и Рукокрылых.
Млечные железы. Молоко, Первозвери, или Яйцекладущие. Настоящие звери. Сумчатые.
Оборудование урока:
Учебник, проектор, раздаточный материал (тексты, карты с общей характеристикой, таблицы, тесты, ).
Ресурсы
Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2017. – 304 с.
Биология 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина./ И.Ф. Ишкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
Ресурсы Интернета по теме «Млекопитающие».
Слайд 6Актуализация знаний
В воде и на суше, в почве и в
воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду
на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Часть классов мы уже изучили, и последний изученный нами класс был?
Посмотрите на слайд и найдите животных, которых мы ещё не изучали. Подумайте, почему?
Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся? (пресмыкающиеся, птицы).
- А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?
Слайд 7Постановка учебной задачи
Как вы можете объяснить: Какие животные называются млекопитающими?
Почему они так называются? Какие животные к ним относятся?
Давайте вместе
с вами с ними познакомимся. Сегодня на уроке мы будем изучать общую характеристику класса млекопитающих.
Отряды: Сумчатые и Однопроходные, Насекомоядные и Рукокрылые.
Слайд 8Класс млекопитающие
Подкласс Яйцекладущие
(Первозвери)
Подкласс
Настоящие звери
Отряд Сумчатые
(Кенгуру ,коала, опоссум)
Плацентарные
млекопитающие
Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны…,Приматы
Отряд Однопроходные
(Утконос, ехидна)
Слайд 9Общая характеристика млекопитающих.
Млекопитающие – живородящие и выкармливающие детенышей молоком гомойтермные
амниоты, покрытые шерстью. Характеризуются высокоразвитой центральной нервной системой.
Исключения:
Утконосы, ехидны –
откладывают яйца;
У китообразных отсутствует волосяной покров; у некоторых ластоногих, у слонов, бегемотов, носорогов волосяной покров в значительной степени редуцирован.
Гомойтермия обеспечивается:
- полным разделением артериального давления и венозного тока крови;
- развитием термоизолирующего волосяного покрова или слоя подкожной жировой клетчатки.
Среда обитания: обитатели наземно – воздушной ( подавляющее большинство видов) и водной среды (китообразные, ластоногие, хищные –каланы)
Слайд 10Внешний вид и форма тела у млекопитающих разнообразны.
Наличие волосяного покрова,
состоящего из ости и подшерстка, две пары пятипалых конечностей, расположенных
под туловищем, подвижное соединение головы с туловищем (шейный отдел – 7 позвонков), ушная раковина – наружное ухо, веки с ресницами, есть губы – орган захвата пищи;
Зубы делятся на резцы, клыки и коренные, в коже много желез (потовые, сальные и их видоизменения6 пахучие, млечные- у самок), внутриутробное развитие, живорождение, выкармливание детенышей молоком, теплокровные, высокий уровень организации нервной системы( кора больших полушарий) и органов чувств, сердце четырехкамерное, два круга кровообращения, забота о потомстве
У подавляющего большинства млекопитающих яйцо после оплодотворения развивается в матке, зародыши прикрепляются к стенке матки при помощи плаценты, или детского места, через плаценту осуществляется связь между кровяными руслами эмбриона и матери, в результате обеспечивается газообмен зародыша, его питание и удаление продуктов распада.
Слайд 11Вывод
Таким образом, млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они
широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых
разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей - самая прогрессивная группа животных.
Слайд 12Характеристика отрядов млекопитающих
Слайд 13Рефлексия
Самоанализ
I. Задание на самоанализ.
1. На уроке я понял, что
млекопитающие – это животные…
2. Млекопитающие имеют следующие особенности …
Самооценка
II. Задание
на самооценку:
Что ожидали от урока?
Какую информацию вы получили на уроке?
Что из полученной информации для вас важно?
Что вам еще необходимо знать?
Слайд 14Домашнее задание
Прочитать параграф 31,ответить на вопросы и выполнить задания на
странице 163.