Слайд 1
Классическая немецкая философия
как завершение
новоевропейской философской классики
Слайд 2Литература:
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Финуниверситет; под ред. А.Н.
Чумакова - М.: Вузовский учебник, 2014 - 432 с.- Режим
доступа http://znanium.com/go.php?id=418733
2. Философия в профессиональной деятельности: Учебное пособие / ; Финуниверситет ; под ред. А.Н. Чумакова - М.: Проспект, 2013, 2014. - 416 с.
Дополнительная литература:
3. Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н.
4. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под ред. В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 711 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). - Режим доступа:https://www.biblio-online.ru/book/4A811CE9-41BD-497F-9AB0-AD9A007659FB
Слайд 3Основные вопросы:
Уникальность немецкой классической философии.
Основные представители немецкой классической философии.
Слайд 4Преемственные черты
(продолжение прогрессивных идей философии Нового времени):
вера в могущество разума;
гуманизм;
неотчуждаемые
права личности.
Слайд 5
Основные направления немецкой классической философии :
объективный идеализм (И. Кант, Ф.
Шеллинг, Г. Гегель);
субъективный идеализм (И. Фихте);
Антропологический материализм
(Л. Фейербах).
Слайд 6Особенности философии
немецкой классики:
немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов;
их
труды издавались и распространялись без всяких препятствий;
философия имела двойственный, противоречивый
характер (политическая нестабильность буржуазии и ее зависимость от феодалов).
Слайд 7Предметное содержание Немецкой
классической философии:
отход от традиционных философских проблем (бытие,
мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
разработка диалектического метода
и обоснование мирового закона вечного развития;
обогащение логико-теоретического аппарата философии;
понимание истории как целостного процесса.
Слайд 8Иммануил Кант (1724 – 1804)
«Критика чистого разума» (1781)
«Критика практического
разума» (1788)
«Критика способности суждения» (1790)
Слайд 9
На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную
«Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
Меньше спать (постель – гнездо
заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
- Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду. Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
Слайд 10Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с
ними
В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в
рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина.
А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
Слайд 11Иммануил Кант:
- дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных
причин на основе законов Ньютона – из первоначальной туманности (канто-лапласовская
теория);
- выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
- выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
- сформулировал моральный закон («категорический императив»);
- выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Слайд 12Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
-
докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
- критический (начало 70-х
гг. XVIII в. и до 1804 г.).
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.
Слайд 14 В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует знание как результат
познавательной деятельности и выделяет
три понятия, характеризующих знание:
- апостериорное знание
– получено опытным путем;
- априорное знание – существует в разуме изначально и не требует опытного доказательства;
- «вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Слайд 15Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы – образы от
непознаваемых «вещей в себе» – окружающего мира, также имеет свою
структуру:
формы чувственности – человеку свойственно воспринимать объекты в пространстве и времени;
формы рассудка – категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, например, качество, количество, возможность, невозможность;
формы разума – высшие идеи: идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.
Слайд 16Антиномии – противоречия, который свидетельствуют о бессилии разума и его
неспособности постичь «вещь в себе».
Тезис – «Мир имеет начала во
времени и ограничен также в пространстве»;
Атитезис – «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве»;
Слайд 17Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было
выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого – высказываниях)
– предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее.
Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
- количество;
- качество;
- отношение;
- модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями и модальностью.)
Слайд 19Социально-политические взгляды И. Канта:
считал, что человек наделен изначально злой природой;
видел
спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону
(категорическому императиву);
был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе, в отношениях между государствами и народами;
осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» – войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Слайд 20Иоганн Фихте (1762 – 1814)
являлся идеологом немецкого освободительного движения,
направленного против оккупантов;
обвинен в атеизме после отождествления в философском журнале
идеи Бога с моральным мировым порядком;
отвергает саму идею «вещей в себе»;
единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир;
считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
Слайд 21«Первая система свободы»
Освобождение человеческого «Я» от оков вещей в себе
и внешнего диктата;
Признает деятельность бессознательного (нравственного поведения субъекта): исполнение долга,
повиновение законам морали и нравственности;
Свобода – активная деятельность в рамках понятой необходимости.
Слайд 22«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются
диалектически по схеме «тезис – антитезис – синтез», а именно:
Слайд 23Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)
Главная цель философии
Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия
и мышления.
Борьба с механистическим мировоззрением, утверждение диалектического способа мышления.
Слайд 24Суть философии природы Шеллинга в следующем:
природа есть единство субъективного и
объективного, вечный разум;
в явлениях и процессах природы заключается диалектика –
единство таких противоположных начал как необходимость и случайность, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное;
динамический процесс природы состоит из качественно отличающихся друг от друга ступеней. Каждая ступень развития природы содержит в себе все нижестоящие ступени в «снятом» виде (закон отрицания отрицания);
разум усматривает потаенную суть вещей – единство противоположностей.
Слайд 25Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.
проблема свободы.
Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является
главной целью всего исторического процесса;
проблема отчуждения. Отчуждение – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность – насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Слайд 27Новаторство Гегеля:
первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в
беспрерывном развитии.
открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные
законы и категории диалектики.
сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу – метафизике.
Слайд 28Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия
и мышления.
В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское
понятие – абсолютной идеи.
Абсолютная идея – это:
единственно существующая подлинная реальность;
первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Слайд 30Философская система Гегеля
1. Логика – тождество бытия и мышления представляет
собой субстанциональное единство мира.
Наиболее общие законы развития природы, общества и
мышления являются «мыслями Бога».
Абсолютное объективное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего.
Проявляясь во всем многообразии явлений оно выступает как абсолютная идея.
Тезис – антитезис (двойное отрицание) – синтез.
Качество – количество – мера – скачок. «Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель – в порок».
«Противоречие – источник движения мира».
Слайд 31Философская система Гегеля
2. Философия природы – вторая ступень и необходимый
этап развития абсолютной идеи. Природа порождена духом и зависит от
него.
Диалектика природы мыслится в понятии круговорота, изменения происходят лишь в духовной сфере.
Гегель остается на позициях старой натурфилософии – философ обладатель абсолютного знания и может не считаться со специалистами в конкретных областях
Слайд 32Философская система Гегеля
3. Философия духа .
Саморазвитие духа идет по трем
ступеням:
«субъективный дух» – индивидуальное человеческое сознание (виды: антропология, феноменология, психология);
«объективный
дух» – человеческое общество (формы: право, нравственность, государство);
«абсолютный дух» – включает искусство, религию, философию.
Слайд 34Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового
духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том,
что:
все – Мировой дух, «конечный дух» – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.), но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития);
каждая вещь имеет качественную определенность. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.
Слайд 36 История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух
включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания
человеком все большей и большей свободы.
В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
восточную;
антично-средневековую;
германскую.
Слайд 37 Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании
в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием,
разумом) не существует.
Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Слайд 39Основные гносеологические подходы:
признание человека как единственного носителя разума;
сторонник материалистического сенсуализма,
противник агностицизма (органы чувств человека называет органами философии);
чувственные восприятия
делит на непосредственные и опосредованные;
отдает должное теоретическому мышлению, способному отобразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи;
теоретические положения должны сопоставляться с чувственными данными.
Слайд 40В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма:
единственно
существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы, единство
материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), – различные проявления материи.
Слайд 41Социально-политические взгляды Фейербаха:
реализация человеком своего «Я» возможно только во
взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может
жить только в обществе;
критиковал традиционную религию и выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы;
считал, что отбросить христианство, мусульманство и др. и заменить их религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Слайд 42Значение Немецкой классической философии:
развитие диалектики как универсального метода познания и
целостной системы логических категорий;
применение диалектического метода к историческому процессу (на
основе объективного идеализма);
вера в исторический прогресс, в плодотворность научного, в том числе и философского познания;
гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не как средство (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Л.Фейербаха);
стала источником для возникновения влиятельных философских школ неокантианства и неогегельярства.