Разделы презентаций


Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской

Содержание

Литература:Основная литература: 1. Философия: Учебник / Финуниверситет; под ред. А.Н. Чумакова - М.: Вузовский учебник, 2014 - 432 с.- Режим доступа http://znanium.com/go.php?id=418733 2. Философия в профессиональной деятельности: Учебное пособие / ;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Классическая немецкая философия
как завершение
новоевропейской философской классики

Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской классики

Слайд 2Литература:
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Финуниверситет; под ред. А.Н.

Чумакова - М.: Вузовский учебник, 2014 - 432 с.- Режим

доступа http://znanium.com/go.php?id=418733
2. Философия в профессиональной деятельности: Учебное пособие / ; Финуниверситет ; под ред. А.Н. Чумакова - М.: Проспект, 2013, 2014. - 416 с.

Дополнительная литература:

3. Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н.
4. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под ред. В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 711 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). - Режим доступа:https://www.biblio-online.ru/book/4A811CE9-41BD-497F-9AB0-AD9A007659FB

Литература:Основная литература: 1. Философия: Учебник / Финуниверситет; под ред. А.Н. Чумакова - М.: Вузовский учебник, 2014 -

Слайд 3Основные вопросы:
Уникальность немецкой классической философии.
Основные представители немецкой классической философии.

Основные вопросы:Уникальность немецкой классической философии.Основные представители немецкой классической философии.

Слайд 4Преемственные черты (продолжение прогрессивных идей философии Нового времени):
вера в могущество разума;
гуманизм;
неотчуждаемые

права личности.

Преемственные черты (продолжение прогрессивных идей философии Нового времени):вера в могущество разума;гуманизм;неотчуждаемые права личности.

Слайд 5 Основные направления немецкой классической философии :

объективный идеализм (И. Кант, Ф.

Шеллинг, Г. Гегель);
субъективный идеализм (И. Фихте);
Антропологический материализм (Л. Фейербах).

Основные направления немецкой классической философии : объективный идеализм (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);субъективный идеализм (И.

Слайд 6Особенности философии немецкой классики:
немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов;
их

труды издавались и распространялись без всяких препятствий;
философия имела двойственный, противоречивый

характер (политическая нестабильность буржуазии и ее зависимость от феодалов).
Особенности философии  немецкой классики:немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов;их труды издавались и распространялись без всяких

Слайд 7Предметное содержание Немецкой классической философии:
отход от традиционных философских проблем (бытие,

мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
разработка диалектического метода

и обоснование мирового закона вечного развития;
обогащение логико-теоретического аппарата философии;
понимание истории как целостного процесса.
Предметное содержание Немецкой  классической философии:отход от традиционных философских проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию

Слайд 8Иммануил Кант (1724 – 1804)
«Критика чистого разума» (1781)

«Критика практического

разума» (1788)

«Критика способности суждения» (1790)

Иммануил Кант (1724 – 1804) «Критика чистого разума» (1781)«Критика практического разума» (1788)«Критика способности суждения» (1790)

Слайд 9 На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную

«Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
Меньше спать (постель – гнездо

заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).

- Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду. Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:

Слайд 10Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с

ними

В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в

рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина.
А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними 		В шутку он утверждал, что женщинам

Слайд 11Иммануил Кант:
- дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных

причин на основе законов Ньютона – из первоначальной туманности (канто-лапласовская

теория);
- выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
- выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
- сформулировал моральный закон («категорический императив»);
- выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. 
Иммануил Кант:- дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из

Слайд 12Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: -

докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); - критический (начало 70-х

гг. XVIII в. и до 1804 г.).


Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: - докритический (до начала 70-х гг. XVIII

Слайд 14 В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует знание как результат

познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: - апостериорное знание

– получено опытным путем; - априорное знание – существует в разуме изначально и не требует опытного доказательства; - «вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.


В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует знание как результат познавательной деятельности и выделяет  три понятия,

Слайд 15Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы – образы от

непознаваемых «вещей в себе» – окружающего мира, также имеет свою

структуру:

формы чувственности – человеку свойственно воспринимать объекты в пространстве и времени;
формы рассудка – категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, например, качество, количество, возможность, невозможность;
формы разума – высшие идеи: идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.


Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы – образы от непознаваемых «вещей в себе» – окружающего мира,

Слайд 16Антиномии – противоречия, который свидетельствуют о бессилии разума и его

неспособности постичь «вещь в себе».
Тезис – «Мир имеет начала во

времени и ограничен также в пространстве»;
Атитезис – «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве»;

Антиномии – противоречия, который свидетельствуют о бессилии разума и его неспособности постичь «вещь в себе».Тезис – «Мир

Слайд 17Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было

выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого – высказываниях)

– предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее.

Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
- количество;
- качество;
- отношение;
- модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями и модальностью.)

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с

Слайд 19Социально-политические взгляды И. Канта:
считал, что человек наделен изначально злой природой;
видел

спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону

(категорическому императиву);
был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе, в отношениях между государствами и народами;
осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» – войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Социально-политические взгляды И. Канта:считал, что человек наделен изначально злой природой;видел спасение человека в моральном воспитании и жестком

Слайд 20Иоганн Фихте (1762 – 1814)
являлся идеологом немецкого освободительного движения,

направленного против оккупантов;
обвинен в атеизме после отождествления в философском журнале

идеи Бога с моральным мировым порядком;
отвергает саму идею «вещей в себе»;
единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир;
считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
Иоганн Фихте (1762 – 1814) являлся идеологом немецкого освободительного движения, направленного против оккупантов;обвинен в атеизме после отождествления

Слайд 21«Первая система свободы»
Освобождение человеческого «Я» от оков вещей в себе

и внешнего диктата;
Признает деятельность бессознательного (нравственного поведения субъекта): исполнение долга,

повиновение законам морали и нравственности;
Свобода – активная деятельность в рамках понятой необходимости.
«Первая система свободы»Освобождение человеческого «Я» от оков вещей в себе и внешнего диктата;Признает деятельность бессознательного (нравственного поведения

Слайд 22«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются

диалектически по схеме «тезис – антитезис – синтез», а именно:

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис – антитезис –

Слайд 23Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)
Главная цель философии

Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия

и мышления.
Борьба с механистическим мировоззрением, утверждение диалектического способа мышления.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) 		Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то

Слайд 24Суть философии природы Шеллинга в следующем:
природа есть единство субъективного и

объективного, вечный разум;
в явлениях и процессах природы заключается диалектика –

единство таких противоположных начал как необходимость и случайность, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное;
динамический процесс природы состоит из качественно отличающихся друг от друга ступеней. Каждая ступень развития природы содержит в себе все нижестоящие ступени в «снятом» виде (закон отрицания отрицания);
разум усматривает потаенную суть вещей – единство противоположностей.

Суть философии природы Шеллинга в следующем:природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;в явлениях и процессах природы

Слайд 25Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.
проблема свободы.

Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является

главной целью всего исторического процесса;
проблема отчуждения. Отчуждение – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность – насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе

Слайд 27Новаторство Гегеля:
первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в

беспрерывном развитии.
открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные

законы и категории диалектики.
сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу – метафизике.
Новаторство Гегеля:первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. открыл и обосновал с позиций

Слайд 28Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия

и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское

понятие – абсолютной идеи.

Абсолютная идея – это:
единственно существующая подлинная реальность;
первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления.  В результате данного отождествления

Слайд 30Философская система Гегеля
1. Логика – тождество бытия и мышления представляет

собой субстанциональное единство мира.
Наиболее общие законы развития природы, общества и

мышления являются «мыслями Бога».
Абсолютное объективное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего.
Проявляясь во всем многообразии явлений оно выступает как абсолютная идея.
Тезис – антитезис (двойное отрицание) – синтез.
Качество – количество – мера – скачок. «Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель – в порок».
«Противоречие – источник движения мира».
Философская система Гегеля1. Логика – тождество бытия и мышления представляет собой субстанциональное единство мира.	Наиболее общие законы развития

Слайд 31Философская система Гегеля
2. Философия природы – вторая ступень и необходимый

этап развития абсолютной идеи. Природа порождена духом и зависит от

него.
Диалектика природы мыслится в понятии круговорота, изменения происходят лишь в духовной сфере.
Гегель остается на позициях старой натурфилософии – философ обладатель абсолютного знания и может не считаться со специалистами в конкретных областях
Философская система Гегеля 2. Философия природы – вторая ступень и необходимый этап развития абсолютной идеи. Природа порождена

Слайд 32Философская система Гегеля
3. Философия духа .
Саморазвитие духа идет по трем

ступеням:
«субъективный дух» – индивидуальное человеческое сознание (виды: антропология, феноменология, психология);
«объективный

дух» – человеческое общество (формы: право, нравственность, государство);
«абсолютный дух» – включает искусство, религию, философию.
Философская система Гегеля 3. Философия духа .Саморазвитие духа идет по трем ступеням:«субъективный дух» – индивидуальное человеческое сознание

Слайд 34Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового

духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том,

что:

все – Мировой дух, «конечный дух» – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.), но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития);
каждая вещь имеет качественную определенность. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.

Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл

Слайд 36 История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух

включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания

человеком все большей и большей свободы.
В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
восточную;
антично-средневековую;
германскую.
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история

Слайд 37 Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании

в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием,

разумом) не существует.
Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей)

Слайд 38Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Слайд 39Основные гносеологические подходы:
признание человека как единственного носителя разума;
сторонник материалистического сенсуализма,

противник агностицизма (органы чувств человека называет органами философии);
чувственные восприятия

делит на непосредственные и опосредованные;
отдает должное теоретическому мышлению, способному отобразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи;
теоретические положения должны сопоставляться с чувственными данными.
Основные гносеологические подходы:признание человека как единственного носителя разума;сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма (органы чувств человека называет органами

Слайд 40В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма:
единственно

существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы, единство

материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), – различные проявления материи.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма:единственно существующими реальностями являются природа и человек;человек является

Слайд 41Социально-политические взгляды Фейербаха:
реализация человеком своего «Я» возможно только во

взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может

жить только в обществе;
критиковал традиционную религию и выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы;
считал, что отбросить христианство, мусульманство и др. и заменить их религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Социально-политические взгляды Фейербаха: реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми)

Слайд 42Значение Немецкой классической философии:
развитие диалектики как универсального метода познания и

целостной системы логических категорий;
применение диалектического метода к историческому процессу (на

основе объективного идеализма);
вера в исторический прогресс, в плодотворность научного, в том числе и философского познания;
гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не как средство (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Л.Фейербаха);
стала источником для возникновения влиятельных философских школ неокантианства и неогегельярства.
Значение Немецкой классической философии:развитие диалектики как универсального метода познания и целостной системы логических категорий;применение диалектического метода к

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика