Слайд 2Актуальность данной темы
объясняется необходимостью изучения места и роли нормативно-правового
акта как основного источника российского права в правовой теории и
практике.
Слайд 3Цель настоящей лекции
рассмотреть характеристику нормативно-правовых актов
В процессе достижения определенной цели
необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать классификацию нормативно-правовых актов;
рассмотреть действие нормативно-правовых актов
во времени, в пространстве и по кругу лиц;
обобщить полученные сведения и сделать необходимые выводы.
Слайд 4Учебные вопросы
1. Классификация нормативно-правовых актов.
2. Действие нормативно-правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц.
Слайд 5
Классификация
нормативно-правовых актов
Слайд 6Нормативно-правовой акт
это изданный в установленном порядке компетентным органом акт правотворчества,
устанавливающий, отменяющий или изменяющий правовые нормы, регулирующие общественные отношения
Отличительными чертами
нормативно-правового акта являются:
содержание общих правил поведения;
письменная форма выражения;
особый порядок издания.
Слайд 7В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты РФ подразделяются на:
законы
подзаконные
нормативные акты
Слайд 8Закон
это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта
федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий
наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.
Статус законов могут иметь и акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами. Так, во Франции широкое распространение имеют ордонансы, которые принимаются правительством страны с разрешения парламента, и представляют собой одну из разновидностей делегированного законодательства. В Италии таковыми являются «законодательные декреты» правительства и декреты президента
Слайд 9Признаки закона:
принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на
референдуме);
принимается в порядке особой процедуры;
содержит наиболее значимые нормы права.
Слайд 10Статус законов могут иметь и акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами.
Во
Франции широкое распространение имеют ордонансы, которые принимаются правительством страны с
разрешения парламента, и представляют собой одну из разновидностей делегированного законодательства.
В Италии таковыми являются «законодательные декреты» правительства и декреты президента
Слайд 11Классификация законов
(в порядке убывания юридической силы)
Основной (Конституция),
Федеральные Конституционные,
Федеральные,
законы субъектов Федерации (Конституции (Уставы), текущее законодательство)
Слайд 12Федеральные Конституционные законы отличаются:
тем, что, по сути, являются продолжением действия
конституционных
норм и принципов, - на них делается ссылка в тексте
основного закона;
принимаются в особом порядке (отсутствие вето Президента,
квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального
Собрания);
регулируют основополагающие, достигшие определенной степени
зрелости устойчивые общественные отношения;
обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия.
Слайд 13Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации
их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения
законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу.
Слайд 14Законы так же как и подзаконные акты обладают прямым действием
и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования.
При возникновении
противоречия (коллизии) между положениями закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.
Слайд 15Классификация подзаконных актов
(в порядке убывания юридической силы)
подзаконные акты
федерального уровня (Указы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации
и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);
подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).
Слайд 16Классификация нормативно-правовых актов (в зависимости от времени действия)
постоянные – не
ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены);
временные
(срочные) – ограниченные конкретными сроками (календарной датой (например, годовой бюджет) либо, конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения)).
Слайд 17Классификация нормативно-правовых актов
(по сфере действия)
общегосударственные, действующие на всей территории
страны;
региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц;
локальные, действующие
в рамках одного предприятия, учреждения, организации.
Слайд 18Классификация нормативно-правовых актов
(по предмету правового регулирования)
акты, регламентирующие отношения в
государственно-правовой сфере;
акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
акты, регламентирующие отношения в
гражданско-правовой сфере и т.д.
Слайд 19Классификация нормативно-правовых актов
(по способу принятия)
народные – акты, принятые путем всенародного
голосования на референдуме (Конституция России);
вотированные - акты принятые компетентным государственным
органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа (ст.108 Конституции России определяет порядок в соответствие с которым Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
октроированные («дарованные» свыше) - акты принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Октябрьский манифест 1905 г. «дарованный» народу российским императором).
Слайд 20
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц
Слайд 21Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых
актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов оказывающих влияние на результативное
воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения
Слайд 22Действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к
хронологической,
пространственной
субъектной сферам
действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц
Слайд 23
Действие нормативно-правового акта во времени
предполагает приобретение и сохранение юридической
силы нормативно-правовым актом в течение определенного промежутка времени
Слайд 24Действие нормативно-правового акта во времени
рассматривается как юридическое состояние, включающее
в себя:
а) момент вступления акта в законную силу;
б) период в
течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;
в) момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;
г) направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие).
Слайд 25В России нормативно-правовые акты вступают в силу:
с момента указанного в
тексте акта (календарной даты – УК РФ вступил в юридическую
силу с 1.01.97; момента принятия – Конституция РФ, момента подписания, момента опубликования);
в случае если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент определяется по общему принципу. В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.
Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Слайд 26Прекращение действия нормативно-правовых актов происходит в результате:
истечения срока, на который
был принят юридический документ;
объявления об утрате документом юридической силы;
признания
нормативно-правового акта противоправным (антиконституционным) по решению суда.
Слайд 27По направленности действия во времени нормативно-правовые акты как правило являются
перспективными,
т.е. их действие распространяется только на те отношения которые
возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы
«Обратная сила закона»
– это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию
Слайд 28Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так
называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных
в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина
«Не может
налагаться
наказание более тяжелое,
нежели то, которое могло
быть причинено в то
время, когда преступление
было совершено».
«Никто не может нести
ответственность за деяние,
которое в момент его
совершения, не признавалось
правонарушением».
Слайд 30Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является
правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может
обладать обратной силой
Слайд 31Действие нормативно-правовых актов в пространстве
акты могут быть:
общегосударственными (действующими на
всей территории государства);
региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими
на территории муниципального образования);
локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).
Слайд 32Экстерриториальный принцип действия нормативно-правовых актов в пространстве
означает распространение правовых
актов определенного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции
В соответствии
с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должен применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество
Слайд 33Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
означает определение круга субъектов,
в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой
Основным
критерием, положенным в основу классификации нормативно-правовых актов выступает
правовой статус субъектов
Слайд 34В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на
субъектов в зависимости от таких факторов как:
характер политико-правовой связи
субъекта с государством;
профессиональное положение;
социальное положение.
домициль (место нахождения).
Слайд 35Характер политико-правовой связи субъекта с государством
По этому критерию нормативно-правовые
акты делятся на:
акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся
на территории государства (Конституция РФ);
акты действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон о выборах Президента РФ);
акты действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства).
Слайд 36Профессиональное положение
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на
акты действующие
в отношении субъектов обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом:
военнослужащих,
сотрудников
ОВД,
врачей,
работников сферы образования и т.д.
Слайд 37Социальное положение
В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется
на субъектов, обладающих особым социальным статусом:
пенсионеров,
инвалидов,
сирот и
т.д.
Слайд 38Домициль (место нахождения)
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты,
действующие в отношении
лиц постоянно проживающих на данной территории;
лиц
временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).
Слайд 39Виды юридического иммунитета
абсолютный,
дипломатический,
профессиональный,
функциональный.
Слайд 40Абсолютным иммунитетом обладает
лишь царствующий монарх юридическая безответственность которого в
абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу
этого, ответственности за свои действия только перед Богом. Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх естественно не несет юридической ответственности за их последствия
Слайд 41Дипломатическим (посольским) иммунитетом
обладают полномочные представители государства в заграничных странах.
Обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции
государства пребывания.
При совершении правонарушения не совместимого с режимом законности данного государства дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию
Слайд 42Должностным иммунитетом
обладают лица, занимающиеся определенное должностное положение (Президент, депутаты
представительных органов государственной власти, судьи). В отличие от дипломатического иммунитета,
носящего неотъемлемый характер (государство, на территории которого дипломат выполняет представительские полномочия, не может лишить данного дипломата иммунитета), должностной иммунитет предоставляется соответствующим должностным лицам в соответствие с национальным законодательством, при этом в законодательстве предусматривается процедура лишения иммунитета за совершение поступков не совместимых со статусом должностного лица.
Слайд 43Функциональным иммунитетом наделяются лица в процессе осуществления какой либо специфической
функции.
Примером функционального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях перемирия
воющих сторон.