Слайд 1Лекция №5
Классификация психодиагностических методов
Лектор: Сахарова В.Г.
Слайд 2План:
1. Классификации методов по Й.Шванцаре;
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде,
В.П.Захарову;
3. Характеристика основных методов психодиагностики;
4. Понятие о профессиональных и любительских
тестах
Слайд 3Классификации методов по Й.Шванцаре
Слайд 41. По используемому материалу:
вербальные;
невербальные;
манипуляционные;
тесты «бумаги и карандаша»
Слайд 52. По количеству получаемых показателей:
тесты с «правильным» решением ;
тесты с
возможностью различных ответов
Слайд 63. По психической активности испытуемых:
а) интроспективные (сообщение испытуемого о личном
опыте, отношениях): анкеты, беседа;
б) экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
Слайд 7в) проективные: испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые
влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
г) исполнительные: испытуемый
осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт
Слайд 8Классификация психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Слайд 91) По качеству:
стандартизованные,
нестандартизованные
Слайд 102) По назначению:
а) общедиагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта);
б) тесты профессиональной пригодности;
в) тесты специальных способностей
г) тесты достижений;
Слайд 113. По материалу, которым оперирует испытуемый:
а) бланковые;
б) предметные
(кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
в) аппаратурные (устройства
для изучения особенностей внимания )
Слайд 124) По количеству обследуемых:
индивидуальные ;
групповые
Слайд 135) По форме ответа:
устные ;
письменные
Слайд 146) По ведущей ориентации:
- тесты скорости, содержащие простые
задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый
не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);
Слайд 15 - тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи,
время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано.
Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
Слайд 16 -смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух
вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от
самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения
Слайд 177) По комплексности:
изолированные тесты ;
тестовые наборы (батареи);
Слайд 188) По характеру ответов на задачи:
тесты с предписанными ответами,;
тесты со
свободными ответами
Слайд 199) По области охвата психического:
тесты личности ;
интеллектуальные тесты
Слайд 2010) По характеру умственных действий:
- вербальные (связанные с необходимостью произведения
умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление
закономерностей и пр.);
- невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями)
Слайд 21Характеристика основных методов психодиагностики
Слайд 22Тесты:
Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для
установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий
Слайд 23Различают следующие виды тестов:
1) вербальные и невербальные (по речевому признаку);
2)
групповые и индивидуальные (по форме процедуры);
3) интеллектуальные и личностные (по
направленности);
4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям)
Слайд 24 Тесты вербальные – тип методик, в которых
материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме.
Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме;
Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности
Слайд 25Примеры:
1) тесты интеллекта;
2) тесты специальных способностей;
3) тесты достижений
Слайд 26 Тесты практические – тип тестов, в которых материал
тестовых задач представлен невербальными заданиями
Пример: прогрессивные матрицы Равена
Слайд 27 Тесты групповые – тип методик, предназначенных для
одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики
социально-психологических особенностей групп;
Групповые тесты в основном бланковые
Слайд 28Особенности применения:
1) жесткая регламентация процедуры;
2) краткая инструкция, не требующая дополнительного
объяснения;
3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого;
4) количество испытуемых – 20-25
человек
Слайд 29 Достоинства групповых тестов:
простота применения;
необязательна профессиональная
подготовка человека, который проводит обследование.;
К числу недостатков относятся:
-отсутствие контакта
с испытуемым;
невозможность качественного анализа информации
Слайд 30 Тесты интеллекта:
Интеллект – это интегративная
характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов
(мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира
Слайд 31Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня
развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в
конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации;
Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей
Слайд 32Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений
личности;
Примеры:
1) личностные опросники;
2) любые методики, направленные на диагностику эмоциональных,
мотивационных, межличностных свойств индивида
Слайд 33 Тесты результативности – тип методик, ориентированных на
измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания;
Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер
Слайд 34 Тесты скорости – тип методик, в которых основным
показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач;
Примеры:
1) корректурная проба;
2) большинство тестов интеллекта, тестов достижений
Слайд 35Опросники
Опросники – это тип методик, состоящих из набора
пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой
и направленностью;
Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники
Слайд 36 Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации
об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения у его личностным особенностям;
Например:
биографические опросники – группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели)
Слайд 37 Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей
и черт личности.
Недостатки личностных опросников: - возможность
фальсификации ответов;
низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых;
различия в понимании вопросов
Слайд 38Характеристика опросников
Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности.
Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по
степени выраженности черт;
Пример: 16-факторный опросник
Р. Кеттелла 16PF
Слайд 39Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных
образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется
на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности;
Примеры 1) личностные опросники Айзенка;
2) MMPI – Миннесотский многофакторны личностный опросник
Слайд 40Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить,
на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики
поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы
Слайд 41Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких
задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и
валидность;
Например: бланк профессиональных интересов Э. Стронга
Слайд 42Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов;
Опросники
установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок.
Используются в основном в социально- психологических и социологических исследованиях
Слайд 43Любительские и профессиональные тесты
Слайд 44Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и
профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкцией, стимульным материалом (заданием, алгоритмом
обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей
Слайд 45 Любительские тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным
путем явления, поэтому просты и доступны в обращении;
Вместе с тем
они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие;
Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься