Разделы презентаций


Классификация психодиагностических методов

Содержание

План:1. Классификации методов по Й.Шванцаре;2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову;3. Характеристика основных методов психодиагностики;4. Понятие о профессиональных и любительских тестах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №5
Классификация психодиагностических методов
Лектор: Сахарова В.Г.

Лекция №5Классификация психодиагностических методовЛектор: Сахарова В.Г.

Слайд 2План:
1. Классификации методов по Й.Шванцаре;
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде,

В.П.Захарову;
3. Характеристика основных методов психодиагностики;
4. Понятие о профессиональных и любительских

тестах



План:1. Классификации методов по Й.Шванцаре;2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову;3. Характеристика основных методов психодиагностики;4. Понятие о

Слайд 3Классификации методов по Й.Шванцаре

Классификации методов по Й.Шванцаре

Слайд 41. По используемому материалу:
вербальные;
невербальные;
манипуляционные;
тесты «бумаги и карандаша»

1. По используемому материалу:вербальные;невербальные;манипуляционные;тесты «бумаги и карандаша»

Слайд 52. По количеству получаемых показателей:
тесты с «правильным» решением ;
тесты с

возможностью различных ответов

2. По количеству получаемых показателей:тесты с «правильным» решением ;тесты с возможностью различных ответов

Слайд 63. По психической активности испытуемых:
а) интроспективные (сообщение испытуемого о личном

опыте, отношениях): анкеты, беседа;
б) экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);


3. По психической активности испытуемых:а) интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;б) экстроспективные (наблюдение и

Слайд 7в) проективные: испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые

влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
г) исполнительные: испытуемый

осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт


в) проективные: испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

Слайд 8Классификация психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Классификация психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Слайд 91) По качеству:
стандартизованные,
нестандартизованные

1) По качеству: стандартизованные, нестандартизованные

Слайд 102) По назначению:
а) общедиагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта);


б) тесты профессиональной пригодности;
в) тесты специальных способностей
г) тесты достижений;



2) По назначению:  а) общедиагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта); б) тесты профессиональной пригодности; в) тесты

Слайд 113. По материалу, которым оперирует испытуемый:
а) бланковые;
б) предметные

(кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
в) аппаратурные (устройства

для изучения особенностей внимания )

3. По материалу, которым оперирует испытуемый:  а) бланковые; б) предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора

Слайд 124) По количеству обследуемых:
индивидуальные ;
групповые

4) По количеству обследуемых:  индивидуальные ;групповые

Слайд 135) По форме ответа:
устные ;
письменные

5) По форме ответа:устные ;письменные

Слайд 146) По ведущей ориентации:
- тесты скорости, содержащие простые

задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый

не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);

6) По ведущей ориентации:  - тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что

Слайд 15 - тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи,

время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано.

Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;

- тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено,

Слайд 16 -смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух

вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от

самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения

-смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного

Слайд 177) По комплексности:
изолированные тесты ;
тестовые наборы (батареи);

7) По комплексности:изолированные тесты ;тестовые наборы (батареи);

Слайд 188) По характеру ответов на задачи:
тесты с предписанными ответами,;
тесты со

свободными ответами

8) По характеру ответов на задачи:тесты с предписанными ответами,;тесты со свободными ответами

Слайд 199) По области охвата психического:
тесты личности ;
интеллектуальные тесты

9) По области охвата психического:тесты личности ;интеллектуальные тесты

Слайд 2010) По характеру умственных действий:
- вербальные (связанные с необходимостью произведения

умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление

закономерностей и пр.);
- невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями)

10) По характеру умственных действий:- вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на

Слайд 21Характеристика основных методов психодиагностики

Характеристика основных методов психодиагностики

Слайд 22Тесты:
Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для

установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий

Тесты: Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий

Слайд 23Различают следующие виды тестов:
1) вербальные и невербальные (по речевому признаку);
2)

групповые и индивидуальные (по форме процедуры);
3) интеллектуальные и личностные (по

направленности);
4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям)

Различают следующие виды тестов:1) вербальные и невербальные (по речевому признаку);2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры);3) интеллектуальные

Слайд 24 Тесты вербальные – тип методик, в которых

материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме.

Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме;
Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности

Тесты вербальные – тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой

Слайд 25Примеры:
1) тесты интеллекта;
2) тесты специальных способностей;
3) тесты достижений

Примеры: 1) тесты интеллекта;2) тесты специальных способностей;3) тесты достижений

Слайд 26 Тесты практические – тип тестов, в которых материал

тестовых задач представлен невербальными заданиями
Пример: прогрессивные матрицы Равена

Тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями  Пример:

Слайд 27 Тесты групповые – тип методик, предназначенных для

одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики

социально-психологических особенностей групп;

Групповые тесты в основном бланковые
Тесты групповые – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать

Слайд 28Особенности применения:

1) жесткая регламентация процедуры;
2) краткая инструкция, не требующая дополнительного

объяснения;
3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого;
4) количество испытуемых – 20-25

человек

Особенности применения:1) жесткая регламентация процедуры;2) краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения;3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого;4) количество

Слайд 29 Достоинства групповых тестов:
простота применения;
необязательна профессиональная

подготовка человека, который проводит обследование.;
К числу недостатков относятся:
-отсутствие контакта

с испытуемым;
невозможность качественного анализа информации
Достоинства групповых тестов: простота применения; необязательна профессиональная подготовка человека, который проводит обследование.;К числу недостатков

Слайд 30 Тесты интеллекта:

Интеллект – это интегративная

характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов

(мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира

Тесты интеллекта:  Интеллект – это интегративная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех

Слайд 31Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня

развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в

конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации;
Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей

Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций,

Слайд 32Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений

личности;
Примеры:
1) личностные опросники;
2) любые методики, направленные на диагностику эмоциональных,

мотивационных, межличностных свойств индивида

Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности;Примеры: 1) личностные опросники;2) любые методики, направленные

Слайд 33 Тесты результативности – тип методик, ориентированных на

измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания;


Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер

Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при

Слайд 34 Тесты скорости – тип методик, в которых основным

показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач;
Примеры:


1) корректурная проба;
2) большинство тестов интеллекта, тестов достижений

Тесты скорости – тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения

Слайд 35Опросники
Опросники – это тип методик, состоящих из набора

пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой

и направленностью;

Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники

Опросники   Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и

Слайд 36 Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации

об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения у его личностным особенностям;

Например:

биографические опросники – группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели)

Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения у

Слайд 37 Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей

и черт личности.
Недостатки личностных опросников: - возможность

фальсификации ответов;
низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых;
различия в понимании вопросов

Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности.   Недостатки личностных

Слайд 38Характеристика опросников
Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности.

Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по

степени выраженности черт;
Пример: 16-факторный опросник
Р. Кеттелла 16PF

Характеристика опросников Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не

Слайд 39Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных

образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется

на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности;
Примеры 1) личностные опросники Айзенка;
2) MMPI – Миннесотский многофакторны личностный опросник

Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или

Слайд 40Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить,

на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики

поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы
Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как

Слайд 41Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких

задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и

валидность;
Например: бланк профессиональных интересов Э. Стронга

Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их

Слайд 42Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов;
Опросники

установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок.

Используются в основном в социально- психологических и социологических исследованиях

Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов;Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека

Слайд 43Любительские и профессиональные тесты

Любительские и профессиональные тесты

Слайд 44Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и

профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкцией, стимульным материалом (заданием, алгоритмом

обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей
Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкцией, стимульным

Слайд 45 Любительские тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным

путем явления, поэтому просты и доступны в обращении;
Вместе с тем

они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие;
Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься
Любительские тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в

Слайд 47Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика