Слайд 1Классификация информационных систем
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
Различают три
типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые)
и частично структурированные.
Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
Слайд 2Неструктурированная (неформализуемая) задача—задача, в которой невозможно выделить элементы и установить
между ними связи.
В структурированной задаче удается выразить ее содержание в
форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения данных задач является полная автоматизация их решения, то есть сведение роли человека к нулю.
Слайд 3Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки
алгоритма связано с большими трудностями.
Решение в таких случаях принимается
человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными.
Слайд 4В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней
информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные
системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.
Слайд 5Рисунок 1 - Классификация информационных систем по признаку структурированности решаемых
задач
Слайд 6Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на
два вида (рис. 1):
создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом
на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;
разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Слайд 7Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную
поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ
к информации в базе данных и ее частичную обработку.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Слайд 8Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие
модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь
может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Слайд 9Классификация информационных систем по функциональному признаку
Функциональный признак определяет
назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.
Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
Слайд 10Маркетинговая деятельность включает в себя:
анализ рынка производителей
и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
организацию рекламной компании
по продвижению продукции;
рациональную организацию материально-технического снабжения.
Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
Слайд 11Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:
производственные системы;
системы маркетинга;
финансовые
и учетные системы;
системы кадров (человеческих ресурсов);
прочие типы,
выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.
Слайд 12Классификация информационных систем по уровням управления
1) Информационная система оперативного уровня.
Она поддерживает исполнителей, обрабатывающих первичные данные. Эта система является связующим
звеном между предприятием и внешней средой. Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Слайд 132) Информационная система специалистов. Она поддерживает работу с данными и
знаниями, повышает продуктивность и производительность работы специалистов. Задача подобных информационных
систем – это интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
В этом классе информационных систем можно выделить две группы:
информационные системы офисной автоматизации;
информационные системы обработки знаний.
Слайд 14Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно
используются работниками любого организационного уровня. Основная цель — обработка данных,
повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда.
Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта.
Слайд 153) Информационная система уровня менеджмента. Используется работниками среднего управленческого звена
для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих
информационных систем следующие: сравнение текущих показателей с прошлыми; составление периодических отчётов за определённое время; обеспечение доступа к архивной информации.
На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.
Слайд 16Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев,
которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное
их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.
Слайд 17Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых
трудно прогнозировать заранее. Они имеют более
мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр.
Слайд 184) Стратегические информационные системы – это системы, обеспечивающие поддержку принятия
решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации. Информационные системы
этого типа помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи и осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача таких систем – это сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом предприятия. Такие системы способны в любой момент времени предоставить информацию из многих источников.
Слайд 19Прочие классификации информационных систем
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов
информационные системы делятся на ручные, автоматические, автоматизированные.
Ручные ИС характеризуются отсутствием
современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Слайд 20Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека,
и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.
Автоматизированные ИС,
учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы по характеру использования информации и по сфере применения (Рис.2).
Слайд 21Рисунок 2 – Классификация ИС по разным признакам
Слайд 22В зависимости от характера информации информационные системы делятся на: информационно-поисковые
и информационно-решающие.
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по
запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.
Слайд 23Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму.
По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на:
управляющие и советующие (уведомляющие).
Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных (система планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Слайд 24Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и
не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают
более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
В зависимости от сферы применения различают следующие классы информационных систем:
1) Информационные системы организационного управления.
Слайд 25Они предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Основными функциями подобных
систем являются: оперативный контроль и регулирование; оперативный учёт и анализ,
а также перспективное и оперативное планирование.
К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.
Слайд 262) Информационные системы управления технологическими процессами. Они служат для автоматизации
функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями.
Они
широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
Слайд 273) Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР). Они предназначены для автоматизации
функций инженеров-проектировщиков, конструкторов и архитекторов при создании новой техники и
технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчёты; создание графической и проектной документации; моделирование проектируемых объектов.
Слайд 284) Интегрированные (корпоративные) информационные системы используются для автоматизации всех функций
предприятия и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до
сбыта продукции. Они включают в себя ряд подсистем, работающих в едином информационном подпространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.
Слайд 29По типу хранимых данных информационные системы делятся на: фактографические и
документальные.
Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в
виде чисел и текстов, причём над такими данными можно выполнять различные операции.
В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований и описаний. Поиск в таких системах осуществляется с использованием семантических признаков.