Слайд 1 Афанасий
Афанасьевич
Фет
( 1820 – 1892 )
«Он –
высокий, высочайший
авторитет
в поэзии,
в искусстве,
в мысли.»
(В. Брюсов )
Слайд 2А.А.Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска
Слайд 3Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне
с Наполеоном, ушел
в отставку в звании ротмистра и стал служить
на гражданском
поприще.
Слайд 4Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению
к
немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До
1820г. жила в Дармштадте,
в Германии.
Слайд 5В доме отца Афанасий прожил до 14 лет.
По совету
В.А.Жуковского, друга отца, юношу отправили учиться в г. Вееро в
пансион Крюммера.
Слайд 6В 1837 г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в
частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин».
В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н.В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А. Фета
Н.В. Гоголь о Фете: «Это несомненное дарование»
Слайд 7С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского
университета.
Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты
Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев.
Слайд 8Дом Григорьевых
в Замоскворечье –
вид со двора
Комната Фета –студента
на
«антресолях» григорьевского дома
Слайд 9В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон».
В.Г. Белинский писал:
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее
А. Фет».
Слайд 10С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и
«Отечественные записки»
А.А. Фет
Худ.
К.К. Гампельн.1850-е гг.
В 1845 году Фет поступил
на военную службу
с единственной целью - дослужить до чина, возвращающего ему
дворянство.
Слайд 11В 1850 г. выходит второй сборник стихов А. Фета,
в
который вошли оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов
немецких поэтов.
Г. Гейне
И.В. Гете
Слайд 12В 1853 г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован
вблизи Петербурга. Поэт знакомится с
Н.А. Некрасовым, И.И. Панаевым, И.С.
Тургеневым,
А.В. Дружининым, В.П. Боткиным, И.А. Гончаровым
И.С. Тургенев и
Н.А. Некрасов редактировали 3-й сборник стихов Фета.
Слайд 13В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре своих
друзей В.П. Боткина и С.П. Боткина.
«Это была женщина
удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».
Слайд 14В 1859 г. произошел разрыв А. Фета
с журналом «Современник»
после резко критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в
1863 г. написал статью «Стихотворения А.А.Фета»
Слайд 15В 1861 году А. Фет приобрёл небольшое имение Степановка в
Мценском уезде Орловской губернии, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика,
делового и расчётливого человека.
Слайд 17В 1877 г. покупает новое имение – Воробьевку.
Слайд 18Рабочий кабинет
Гостеприимный дом
Слайд 19«…ну скажи ради бога и всех
ангелов его, и всех чертей
его, откуда у тебя берутся такие лелейно-чистые, такие возвышенно-идеальные юношески-благоговейные
стихотворения?...»
( Из письма Я.П. Полонского
А.А. Фету от 25 октября 1890г)
Слайд 20Семья Я. Полонского
В гостях у А.А. Фета
Слайд 21Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков.
Первый вышел из печати
в 1883 г.
Второй - в
1885 г.
Третий - в 1889 г.
Четвертый – за год до смерти,
в 1891 г.
Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.
Слайд 22Третий выпуск «Вечерних огней» ( 1888 )
Слайд 23В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.
Толстым.
Слайд 25ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского >impression — впечатление), направление в искусстве последней
трети 19 — начала 20 вв. Сложилось во французской живописи
1860-х — начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар,
К. Писсарро, А. Сислей).
Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
Слайд 26Клод Моне
Особенности импрессионистской живописи включают видимые мазки, открытый состав, акцент
на свет в его качественных изменениях (часто подчеркивающий эффекты течения
времени), предмет картин включает движения как решающий элемент человеческого восприятия и опыта, и необычные визуальные углы.
Слайд 27Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной,
ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных
тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850
Слайд 28Развитие лирической темы
МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
СВИДАНИЕ
СЧАСТЬЕ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ
Слайд 29Цвет и звук
Серебро
Свет ночной ночные тени
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря,
заря
Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья
- - - - -
- - - - -
Лобзания
Слайд 30Какова в стихотворении роль контрастов?
Шепот, робкое дыханье …
И лобзания, и
слезы …
Серебро …
Пурпур розы, отблеск янтаря …
Ночные тени, тени без
конца
И заря, заря !..
В дымных тучках …
Пурпур, янтарь, заря
Слайд 31Ассонанс и аллитерация
1
строфа
2
строфа
3
строфа
Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья
Открытый
[a]:
ночной, конца, ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной,
тени, волшебных, изменений, милого лица
Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря
Слайд 32ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
Роза - это символ природной красоты, огня
страсти, земной радости.
Например, в персидской мистике влюбленный в розу
соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.
Слайд 33ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?
ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»
ПРИРОДА
ЛЮБОВЬ
ТАЙНЫ БЫТИЯ
Единство эстетических воззрений
и общность тематики
Психологизм и тонкость чувств
Изящество слога и
отточенность языка
Сверхчуткое художественное восприятие природы
Слайд 34 Моне, Сислея, Писсарро можно
считать «самыми
чистыми» импрессионистами, в их последовательном преследовании искусства спонтанности, солнечного света,
и цвета.
К. Моне «Пруд в Монжероне»
«Осень в Аржантее»
Слайд 35«Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно)
поэт, всего ближе стоящий к современной символической школе».
ЭЛЛИС «Русские
символисты» 1910
А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
Слайд 36В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного,
изменчивого — как основного средства в передаче предмета, события, переживания)
свойственны
поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
АННЕНСКИЙ
Иннокентий Федорович
(1855 — 1909)
БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич
(1867 — 1942)
Слайд 37Ответьте на вопросы письменно.
Что удивляло Якова Полонского в творчестве А.
Фета?
Что сближало поэзию А. Фета и импрессионизм?
Как А. Фет
передал движение в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...»?
Перечислите основные черты поэзии «чистого искусства».
Что общего в поэзии А. Фета и творчестве поэтов-символистов начала XX века?