Разделы презентаций


Классификация речевых нарушений. Нарушения устной и письменной речи

Содержание

Классификация речевых нарушений по Р. Е. Левиной: Клинико-педагогическая; Психолого-педагогическая (педагогическая).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Классификация речевых нарушений.
Нарушения устной и письменной речи.

Классификация речевых нарушений.Нарушения устной и письменной речи.

Слайд 2Классификация речевых нарушений по Р. Е. Левиной:
Клинико-педагогическая;
Психолого-педагогическая

(педагогическая).

Классификация речевых нарушений по Р. Е. Левиной: Клинико-педагогическая; Психолого-педагогическая    (педагогическая).

Слайд 4Нарушения устной речи

Нарушения устной речи

Слайд 5Дисфония
Дисфония — это качественные нарушения голоса, которые проявляются гнусавостью, осиплостью,

охриплостью и т.п. Следует отметить, что дисфония – неполное нарушение голоса,

то есть голос присутствует, но изменен. Афония – полная потеря голоса.
ДисфонияДисфония — это качественные нарушения голоса, которые проявляются гнусавостью, осиплостью, охриплостью и т.п. Следует отметить, что дисфония

Слайд 6Брадилалия
Брадилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При

брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос

становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.
БрадилалияБрадилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи,

Слайд 7Тахилалия
Тахилалия - нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При

тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения,

запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. 
ТахилалияТахилалия - нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей

Слайд 8Заикание
НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА Для преодоления

заикания применяется комплексный метод, включающий в себя: - терапевтическое лечение (медикаментозное

и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы - психотерапевтическое воздействие - коррекционные занятия с логопедом - обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий
Заикание НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА Для преодоления заикания применяется комплексный  метод,

Слайд 9Дислалия
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРА Дислалия

делится на группы:

Функциональная. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения

системы произношения.
Причины: общая физическая ослабленность в период формирования речевой функции, недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные социальные и речевые условия, двуязычие в семье

2. Механическая. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата

Дислалия НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРА Дислалия делится на группы:Функциональная. Возникает в

Слайд 10РИНОЛАЛИЯ
НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ

ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ

МЯГКОГО НЕБА) Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости осуществляются операции на небе (хейлопластика) до 6 лет.
РИНОЛАЛИЯНАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ,

Слайд 11Дизартрия
ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА

ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В

НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

активный и пассивный словарь значительно отличаются по объему (пассивный шире активного)
в грамматическом строе речи выделяется такая специфическая ошибка, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе)
- в вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнетечении

Дизартрия ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ

Слайд 12Нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи

Слайд 13Дислексия
Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом)

психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии

являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

ДислексияДислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения.

Слайд 14Дисграфия
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких,

повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе

письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся и у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией, полная неспособность письма – аграфией.
ДисграфияДисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций,

Слайд 15Нарушения структурно – семантического оформления высказывания

Нарушения структурно – семантического оформления высказывания

Слайд 16Алалия
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями

корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые

3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
АлалияАлалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно

Слайд 17Афазия
Афазия –это системное нарушение уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает

при органических поражениях речевых отделов коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии)

головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.
АфазияАфазия –это системное нарушение уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры (и «ближайшей

Слайд 18Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация

Слайд 19 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования

произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с

Слайд 20 Детей с дефектами речи, условно можно разделить на

3 группы:

Первая группа – фонетические нарушения

речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Вторая группа – фонетико-фонематические нарушения. Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями.
Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Детей с дефектами речи, условно можно разделить на 3 группы:    Первая группа

Слайд 21 Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития

речи (ОНР):
На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие

словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована.
На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм.
Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразо­вой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР):На первом уровне наблюдается полное или

Слайд 22ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Звук заменяется другим,
более простым по
артикуляции (л –

у)
Звук отсутствует:
ампа (лампа),
акета (ракета)
Звук произносится
искаженно: горловой Р,


межзубный С
ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯЗвук заменяется другим,более простым по артикуляции (л – у)Звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета)Звук произносится

Слайд 23ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ

ИЛИ НАРУШЕНЫ

Сигматизм – дефекты произношения
свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ)


Ротацизм

– дефекты
произношения звуков «р, р'»


Каппацизм – дефекты
произношения звуков «к, к'»

Дефекты озвончения – замена
звонких согласных парными глухими


Хитизм – дефекты
произношения звуков «х, х'»


Гаммацизм – дефекты
произношения звуков «г, г'»


Ламбдацизм – дефекты
произношения звуков «л, л'»


Йотацизм – дефекты
произношения звука «й»


Дефекты озвончения – замена
мягких согласных твердыми

Ринолалия – нарушение тембра
голоса и звукопроизношения

Ринофония – нарушен
только тембр голоса

ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИЛИ НАРУШЕНЫСигматизм – дефекты произношения свистящих (с,з,ц)

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика