Слайд 1«Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь
в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того,
чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать»
- Мишель Фуко
Презентация подготовлена
студентом:
Винокуровым А. Д.
Юридического факультета
ТД-О-18/1
Преподаватель:
Козина О. А.
Слайд 2Краткие биографические сведения
Мишель Фуко - французский философ, историк и теоретик
культуры, видный представитель французского структурализма, один из самых влиятельных мыслителей
второй половины XX века.
* РОДИЛСЯ 15 октября 1926 года.
Пуатье, Франция.
* УМЕР 25 июня 1984 года.
Париж, Франция.
Слайд 3«История безумия в классическую эпоху» (1961)
«Рождение клиники» (1963)
«Слова и вещи»
(1966)
«Археология знания» (1969)
Основные труды
Слайд 4Основные труды
«История сексуальности» (1976—1984)
«Надзирать и наказывать» (1975)
Том I. «Воля к
истине» (1976)
Том II. «Использование удовольствий» (1984)
Том III. «Забота о себе»
(1984)
Слайд 5Научный вклад Мишеля Фуко
Работы М. Фуко существенно повлияли как на
историю гуманитарных наук, так и на историю естественных наук. Большое
научное значение имеет также его критицизм, обращённый в адрес современной цивилизации. Ряд концепций, сформулированных и обоснованных М. Фуко, стал частью понятийного аппарата самых разных гуманитарных наук и оказал большое влияние на само представление об особенностях и характере гуманитарного знания. Концепция истории культуры и принципы её анализа, созданные М. Фуко, чрезвычайно сильно повлияли и на представление современных учёных о механизме функционирования цивилизации, и на литературную критику постструктуралистской направленности. Высказывается мнение, что без М. Фуко не сформировалось бы направление постструктурализма как таковое и что оно без М. Фуко не могло бы существовать в его нынешних формах.
Слайд 6Философские взгляды Мишеля Фуко
Творчество М. Фуко строится на трёх вопросах
взятых у Иммануила Канта, а именно:
1) Что я могу знать?
2)
Что я должен делать?
3) На что я смею надеяться?
В попытке ответить на данные вопросы, прослеженная история мысли М. Фуко распадается на три периода: «археология знания», «генеалогия власти-знания», «эстетика существования».
Слайд 7История творчества Мишеля Фуко
Первый период
В 60-е годы происходит концептуализация политики
и рациональности.
60-е годы – время появления таких произведений как «История
безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969). Археологический подход предполагает весьма нетрадиционный взгляд на, казалось бы, привычные концептуальные и исторические реалии, на всю историю познания. Так, медицинские и, в частности, психиатрические понятия, утверждает М. Фуко в работах этого периода, не заданы внутренним развитием соответствующих областей познания; они определяются прежде всего социальными – экономическим, политическим, мировоззренческими причинами.
Слайд 8История творчества Мишеля Фуко
Второй период
70-е годы связаны с разработкой политической
теории, в рамках которой воля к истине соединяется с волей
к власти. Наиболее отчётливо этот теоретический поворот появился в работах «Надзиратель: рождение тюрьмы» (1975) и «Воля к знанию» (1976). Прослеживаются тенденции в исследовании власти. Проводится анализ влияния структурализма на теорию М. Фуко.
Слайд 9История творчества Мишеля Фуко
Третий период
Конец 70-х и 80-е годы творчества
появляется понятие «субъект», а вместе с ним выдвигается на рассмотрение
тема сексуальности, вопросы этики, морали и свободы. Его основные работы в данный период: «История сексуальности» (1976-1984), «Использование удовольствий», том II (1984), «Забота о себе», том III (1984). В этот период Мишель Фуко осознает, что политика, политическое действие требует нормативного, а не только прагматического, технического или инструментального горизонтов, и пытается эксплицировать нормативные основания собственной политической теории.
Слайд 10Тезаурус
Основные понятия, которые использует М. Фуко: автор, археология, архив, власть, генеалогия,
дискурс, дискурсивные практики, историчность, недискурсивные практики и эпистема. Стоит выделить
несколько.
Эпистема - совокупность представлений о накоплении, хранении и воспроизводстве знаний. Другими словами – структура знаний.
Дискурс - набор правил, определяющий порядок существования; практики, постоянно образующие объекты. Дискурс создан ограниченным числом высказываний. Он историчен. Его можно назвать фрагментом истории, её единством и прерывностью.
Дискурсы - практики, постоянно образующие объекты, о которых говорят - подчиняются правилам.
Язык - орудие, объект и результат действия механизмов власти. Выделение соотношения языка, знания и власти - это соотношение определяет всю совокупность специфических возможностей культуры в данный момент времени.
Архив - закон того, что может быть сказано, система, управляющая появлением высказываний, общая система преобразования и формирования высказываний.
Слайд 11Критика философа
1) Жанетт Коломбье в «La Nouvelle Critique» сказала: «М.
Фуко представляет мир как зрелище и как игру. Он предлагает
нам магические представления...»
2) После выхода книги «Слова и вещи», Жан-Мари Доменак, заявил от лица католиков, что автор философского бестселлера отрицает возможность прогрессивной политики.
3) Жан-Поль Сартр тоже нелестно отзывался о данной книге:
«Он различает периоды, «до» и «после». Но он заменяет кино волшебным фонарём, движение — последовательностью неподвижных моментов. Самый успех этой книги в достаточной мере доказывает, что её ждали. Но по-настоящему оригинальная мысль никогда не бывает ожидаемой».
Слайд 12Загадочная болезнь философа
После смерти М. Фуко стала распространяться информация о
том, что он был болен СПИДом. Дочь Мориака Натали обедала
у М. Фуко 30 мая и заметила, что философ дышит с трудом, а руки у него дрожат. Последние восемнадцать месяцев у М. Фуко наблюдались симптомы, характерные для СПИДа: головные боли, исхудание, приступы лихорадки и постоянный сухой кашель. Он жаловался, что всё вокруг тонет в тумане. Переводчик М. Фуко Алан Шеридан познакомился с философом летом 1983 года и, увидев его в феврале 1984, был поражён тем, что М. Фуко постарел на десяток лет. Карл Гарднер, работавший на британском телевизионном «Канале 4», говорит то же самое. Но никто из врачей так и не поставил такого диагноза. Его болезнь остаётся загадкой до сих пор.
Слайд 13Заключение
Мишель Фуко философствует за пределами традиционных философских территорий, но ставит
именно философские вопросы. М. Фуко постоянно находился в творческом поиске.
Каждое его произведение не похоже и не повторяет предыдущее исследование.
Мишель Фуко оказал огромное влияние на индивидуальное мышление каждого, кто знаком с его творчеством, благодаря его неординарности и нетипичности взглядов. Он изменил сам модус мышления, способ восприятия многих традиционных представлений, взглядов на действительность, на историю и на человека в целом.
Слайд 14Список использованных источников
1. Дьяков, А. В. Мишель Фуко и его время.
— СПб: Алетейя, 2010. — 672 с.
2. Михель, Д. В. Мишель
Фуко как мыслитель и его влияние на современные интеллектуальные направления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2007. №2.
3. Дьяков, А.В. Прагматика и критика: Фуко и Кант // Хора. 2007. № 1–2. С. 92–97.
4. Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. — СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001.— 349 с. — (Европ. ун-т в Санкт-Петербурге. Тр. ф-та полит. наук и социологии; Вып. 1)