Слайд 1Портрет
(фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар.
парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека
либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слайд 2Развитие речи.
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока:
Описание
внешности человека. Подготовка к написанию сочинения.
Сформулируйте цель и задачи урока.
Слайд 4Из чего состоит портрет ?
Лицо;
Глаза, взгляд, взор;
Волосы;
Осанка, фигура, рост;
Мимика,
жесты.
Слайд 5Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.
«…была как золотая
курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни
светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.»
Слайд 6Что такое ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ?
- это изображение наружности человека: черт его
лица, фигуры, поз, мимики, жестов одежды.
Для чего используется?
Используется как ОДНО
ИЗ СРЕДСТВ ХАРАКТЕР ИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА
Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?
Слайд 7Описание литературного героя - это описание художественное.
Слайд 8Для чего нам в жизни необходимо уметь описывать внешность человека?
Как
важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы
в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, а и уметь описывать внешность человека.
Слайд 9Деловое описание внешности человека.
При розыске пропавшего надо указать особые приметы.
Важна точность .
Составьте и запишите деловое описание по данной схеме:
Потерялся
мальчик (девочка)… лет… телосложение…рост…волосы…глаза…Зовут…Одет… Особые приметы: …
Слайд 10Виды описаний
деловое;
художественное;
научное.
Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология,
филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются
и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного.
Слайд 11Назовите овал лица, какое оно бывает?
Круглое, длинное, широкое, узкое,
продолговатое .
Слайд 12Глаза- зеркало души
один из наиболее выразительных знаков, поскольку передает важнейшее
из пяти чувств.
«Застывшие и широко открытые, они предназначены для
восприятия безграничного мира»
Хитрые, прищуренные, загадочные
Антонелло да Мессина
«Мужской портрет»
Слайд 13Что мы можем сказать о глазах человека? Какие они по
цвету, форме, глубинной наполненности?
Бесцветные, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, заспанные,
лукавые, озорные, правдивые, карие, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, ясные, гневные, беспокойные., беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Слайд 14Какими бывают брови у человека по цвету и форме?
Черные,
белесые, густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, нависшие.
Слайд 15Нос
Какой нос у профиля Савонаролы на портрете Фра Барроломео?
Своенравный,
гордый, выдающийся.
Слайд 16Описание носа:
большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный,
увесистый, тяжелый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый,
кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.
Слайд 17Улыбка скажет о человеке всё.
Улыбка озаряет лицо человека, делает его
светлее. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да
Винчи «Джоконда».
А какими словами описали бы вы улыбку Джоконды? Запишите.
Слайд 18Величественная, доверчивая, миролюбивая, презрительная, прекрасная, равнодушная, многозначительная, ироническая, насмешливая, пленительная,
добродушная, лучезарная.
Слайд 20«…руки милой- пара лебедей, в золоте волос моих ныряют…»
С.Есенин
Молодые руки,
легкие, белые, изящные, тонкие.
Слайд 21Как вы думаете, что ещё необходимо отразить в описании внешности
человека?
Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть
связано с его профессией, с его душевным состоянием.
Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека и в какой-то степени – характер человека.
Слайд 22Требования к сочинению
Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого
человека?
Почувствуй индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее
“Я”.
Продумайте последовательность изложения.
Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).
Слайд 23Подготовка к сочинению
Стиль: художественный
Тип речи: описание
Эпиграф
«В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П.Чехов
Общий план сочинения
1.Вступление.Первое впечатление о человеке.
2.Основная часть:
А)Лицо(овал, глаза, брови, нос, губы, улыбка*)
Б)Фигура человека
В)Одежда, манера одеваться
Г)Мимика, походка, жесты, манера говорить.
3.Описание внешности не только передает то, как человек выглядит, но и характеризует его.
Используйте средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения и т.п.
Слайд 24Использовать можно “портретную лексику”.
ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые,
небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие,
косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
НОС – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.
ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
ПОХОДКА – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.
ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Слайд 25Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел?
Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да ещё
подруги!
ПОРТРЕТ ПОДРУГИ.
Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
НЕТ, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено. Получился набор фраз.
Слайд 26Домашнее задание:
Опишите какого-либо знакомого человека, подчеркните в его портрете индивидуальность
так, чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.
Опишите себя,
глядя в зеркало.
НА ВЫБОР
Слайд 27Евгений Винокуров «Сколько прелести есть в человеческих лицах!..»
Сколько прелести есть
в человеческих лицах!
Всё смотрел бы на них и смотрел без
конца.
Но в глухих городишках и в огромных столицах
Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.
И брезгливость, и ужас почти не скрывая,
Отмахнёшься, стараясь с дороги свернуть.
Но навеки запомнишь: ухмылка кривая
И глаза, разбегающиеся, как ртуть.
Берегите лицо человеческое. Несите
Сквозь года – и глаза молодые и рты.
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.