Слайд 1Рынок: сущность, структура и функции.
План лекции:
1.Причины возникновения и понятие рынка.
2.Виды
рынков и их классификация.
3. Функции рынка и его проблемы.
4.
Рыночная инфраструктура.
Слайд 3Натуральное хозяйство — это такой тип хозяйства, в котором производство
направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя.
Слайд 4Главный недостаток натурального хозяйства: оно не может обеспечить рост производительности
труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни.
Слайд 5Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями
и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных
стадиях производственного процесса.
Слайд 6Товарное производство - это такая организация общественного хозяйства, при которой
продукты производятся отдельными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на
выработке одного продукта.
Слайд 10ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – ЭТО ОБОСОБЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРУДА В
ОБЩЕСТВЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СПЕЦИАЛИЗИРУЮТСЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ
ОТРАСЛЯХ И ВИДАХ ПРОИЗВОДСТВА.
Слайд 11Экономическое обособление производителей - это такое состояние, которое позволяет им
относительно свободно распоряжаться, производимой продукцией, отчуждать и владеть ею.
Слайд 13
Материальная основа рынка
товар
деньги
Слайд 14Товар – это продукт труда (вещь или услуга), созданный человеком
не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей общества и
его членов, и поступающий в потребление посредством купли-продажи.
Слайд 15
Из определения товара следует, что он обладает двумя свойствами.
товар
способен удовлетворять какую-либо человеческую потребность – потребительная стоимость;
товар имеет
способность обмениваться на другие товары - меновая стоимость.
Слайд 16Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Обладают всеобщей
потребительной стоимостью, т.к. способны удовлетворять любые потребности своих владельцев.
Слайд 17Средство обращения: деньги выступают в виде средства, с помощью которого
осуществляется покупка продажа товаров и услуг.
Мера стоимости: деньги выступают измерителем
ценностей товаров для продавцов и покупателей.
Средство сбережения: деньги выступают как средство приобретения товаров через определенный срок.
Слайд 18Средство платежа: деньги выступают средством погашения долгового обязательства.
Функция мировых денег:
деньги служат средством международных экономических расчётов.
Слайд 19
▲РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов
и покупателей.
▲РЫНОК – форма функционирования экономики,
при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Слайд 20Между производством и потреблением товаров проходит еще две стадии –
обмен и распределение.
Обмен - потребность обмена товарами произведенными своим трудом.
Совокупность
отношений обмена представляет единство товарного и денежного обращения.
Слайд 21
Рынок - это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой находятся
под воздействием спроса и предложения.
Рынок предполагает наличие двух субъектов –
продавцов и покупателей (участников рыночных сделок).
Слайд 22Основными субъектами рынка являются:
Домашнее хозяйство
Бизнес
(предпринимательство)
Государство (правительство)
Слайд 23ОБЪЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ – ЭТО ВСЕ ПО ПОВОДУ ЧЕГО ВОЗНИКАЮТ
ОТНОШЕНИЯ КУПЛИ – ПРОДАЖИ. (ТОВАРЫ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И УСЛУГИ, ПОСТУПАЮЩИЕ
НА РЫНОК, ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА – ЗАВОДЫ, ФАБРИКИ, ЗЕМЛЯ ,ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, ФИНАНСОВЫЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И Т.Д).
Слайд 24УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА:
неограниченность количества участников рынка. Например: занятие предпринимательской деятельностью
должно быть открыто для любого желающего.
Экономическое обособление производителей.
Слайд 253. Определяющая роль частной собственности.
4. Отсутствие любых видов монополизма
и полная свобода конкуренции.
5. Беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и
трудовых ресурсов.
6. Полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации).
7. Личный интерес.
Слайд 27В зависимости от объектов купли – продажи (по экономическому назначению
рыночных объектов) выделяют: товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда.
Товарный рынок
включает в себя потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта.
Слайд 28Потребительский рынок включает в себя рынок Потребительский рынок включает в
себя рынок производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов.
Рынок
информации состоит из рынка инноваций и рынок информационного продукта.
Рынок инноваций – это специфическая область купли – продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально – экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения.
Слайд 29Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности,
информацию, произведения искусства.
Слайд 302.Финансовый рынок включает рынок капитала (инвестиционный), рынок кредита и ценных
бумаг, валютно-денежный рынок.
Рынок капитала предполагает вложения капитала, как в производственную,
так и в непроизводственную сферу.
Кредитный рынок – это рынок заемного капитала.
На рынке ценных бумаг продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя.
Валютно-денежный рынок осуществляет куплю – продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам.
Слайд 313. Рынок труда - это рынок купли – продажи рабочей
силы, выступающий как товар.
- По территориальному признаку (в зависимости от
зоны охвата рыночного пространства) рынки делятся на местный (локальный), региональный внутри страны, национальный (внутренний), региональный по группе стран и мировой (внешний).
Местный рынок ограничивается одним или несколькими районами страны.
Национальный рынок охватывает сферой обмена всю национальную территорию.
Мировой рынок включает сферу международного обмена.
В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные (зональные) рынки.
Слайд 32- По механизму функционирования рынки бывают:
Свободными.
2. Монополизированными.
3. Регулируемыми.
По степени
насыщенности выделяют:
1. Равновесный в котором объемы спроса и предложения примерно
совпадают;
2. Дефицитный, где спрос превышает предложение;
3. Избыточный, когда предложение превышает спрос.
Слайд 33- По организации рыночного обмена рынки бывают:
1 По организации рыночного
обмена рынки бывают:
1. Оптовыми.
2. Розничными.
3. Экспортными.
4. Импортными .
По
формам собственности различают частный рынок, кооперативный рынок и государственный рынок.
Слайд 34- По степени соблюдения законности различают легальный (официальный, законный) рынок
и нелегальный (теневой) рынок (деятельность которого запрещена законом).
Слайд 353. Функции рынка и его проблемы.
Регулирующая. Рынок довольно оперативно
реагирует на изменения, происходящие в экономике.
2. Стимулирующая. Посредством цен
рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства.
Слайд 363. ЦЕНООБРАЗУЮЩАЯ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А
ТАКЖЕ БЛАГОДАРЯ КОНКУРЕНЦИИ РЫНОК УСТАНАВЛИВАЕТ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ.
4.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ. ПОЛУЧАЕМЫЕ СУБЪЕКТАМИ РЫНКА ДОХОДЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ В ОСНОВНОМ ВЫПЛАТЫ ЗА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, КОТОРЫМИ ОНИ ОБЛАДАЮТ.
Слайд 375. ИНФОРМАЦИОННАЯ. РЫНОК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БОГАТЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ, ЗНАНИЙ, СВЕДЕНИЙ,
НЕОБХОДИМЫХ ВСЕМ СУБЪЕКТАМ.
6. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА ДОЛЖНЫ НАЙТИ ДРУГ ДРУГА И ОБМЕНЯТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕГО ТРУДА.
Слайд 387. САНИРУЮЩАЯ. РЫНОК НЕ ДАЕТ ДОТАЦИЙ УБЫТОЧНЫМ ПРОИЗВОДСТВАМ, ОН ИХ
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ (СОСТОЯНИЕМ ЦЕН И УРОВНЕМ ИЗДЕРЖЕК), А ЗАТЕМ РАЗОРЯЕТ ПОСРЕДСТВОМ
САНИРОВАНИЯ.
8.ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ. РЫНОК ДИФФЕРЕНЦИРУЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, УСИЛИВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
Слайд 399. ГАРАНТИРУЮЩАЯ. РЫНОК ГАРАНТИРУЕТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА ОБОСОБЛЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.
10. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРУЕТ И ВОСПИТЫВАЕТ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА», ДЛЯ
КОТОРОГО ХАРАКТЕРНЫ РАСЧЕТЛИВОСТЬ И ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ, ГОТОВНОСТЬ ИДТИ НА РИСК, НЕСТИ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ.
Слайд 40ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ - ЭТО
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА, СИЛЫ ОХРАНЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА, ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
И Т.П.
Слайд 42Роль государства:
защита прав потребителей и производителей;
принятие законов, обеспечивающих право
собственности;
антимонопольное законодательство;
создание стабильной обстановки в стране;
контроль за
состоянием окружающей среды.;
перераспределение доходов;
финансирование общественных благ.
Слайд 434. Рыночная инфраструктура.
Совокупность взаимосвязанных между собой таких организаций, учреждений
и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы
представляет собой рыночную инфраструктуру (от лат infra – ниже, под и structura – строение, расположение).
.
Слайд 44Рыночная инфраструктура - это совокупность материально – технических и организационно
– экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и
актов купли – продажи.
Слайд 45В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые
дома; информационно – коммерческие центры; оптово – посреднические фирмы; аукционы,
ярмарки; центры маркетинга, Ярмарка представляет собой съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.
Слайд 46Аукционы – публичная продажа на основе торгов, при которой продаваемые
товары или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену.
Слайд 47Биржа – место встречи покупателей и продавцов, во время которых
заключаются сделки. В современной рыночной экономике функционируют следующие виды бирж:
товарная, фондовая, валютная и биржа труда.
Слайд 48ТОВАРНАЯ БИРЖА – ОРГАНИЗОВАННЫЙ, ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ, ОПТОВЫЙ РЫНОК, ГДЕ КУПЛЯ
– ПРОДАЖА ТОВАРОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕННЫХ СТАНДАРТОВ И ОБРАЗЦОВ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ НОМЕНКЛАТУРА, ОБЪЕМ, ЦЕНЫ, СРОКИ И ВИДЫ ДОСТАВКИ.
ФОНДОВАЯ БИРЖА – УЧРЕЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КУПЛЯ – ПРОДАЖА ЦЕННЫХ БУМАГ. НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ ОБРАЩАЮТСЯ В ОСНОВНОМ ДВА ВИДА ЦЕННЫХ БУМАГ – АКЦИИ И ОБЛИГАЦИИ.
Слайд 49ВАЛЮТНАЯ БИРЖА – УЧРЕЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ СДЕЛКИ КУПЛИ –
ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ И ФОРМИРУЮТСЯ КУРСЫ ВАЛЮТ
(ВАЛЮТНЫЕ КОТИРОВКИ) НА ОСНОВЕ
ФАКТИЧЕСКОГО СООТНОШЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
БИРЖА ТРУДА - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕГУЛЯРНО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА, Т.Е. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДНИКОМ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ).
Слайд 50ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА.
2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ
УСЛУГ.
3. АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РБ.
4. ИНФРАСТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА.
5. ТЕНЕВОЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ,
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА.