Слайд 1СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
И ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и
содержание материально-технического снабжения
1.2 Управление материально-техническим снабжением
1.2. Логистика снабжения предприятия
1.3. Маркетинговое
управление снабжением
Слайд 2
1.1. Понятие и содержание материально-технического снабжения
Материально-техническое снабжение (МТС) – это
деятельность, направленная на обеспечение предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения
производственной программы в плановом периоде с минимальными издержками.
Слайд 3Стадии производственного процесса:
снабжение
производство
сбыт
Слайд 4Главная цель материально-технического снабжения:
своевременное и оптимальное обеспечение предприятия необходимыми материальными
ресурсами соответствующей комплектности и качества.
Слайд 5Задачи материально-технического снабжения:
- закупка материальных ресурсов в таком ассортименте, который
в наибольшей степени отвечает требованиям производства, обеспечивает эффективное их потребление,
исключает необоснованные отходы и потери;
- безусловное выполнение требований производственных подразделений к качеству закупаемых материальных ресурсов;
- обеспечение поставок материальных ресурсов в полном объеме в соответствии с выявленной потребностью производства в них;
- достижение строгой согласованности сроков закупки материальных ресурсов со сроками запуска их в производство;
- определение наиболее рациональных партий закупки материальных ресурсов;
- обеспечение доставки грузов наиболее экономичным способом в нужное место и своевременной их разгрузки;
- осуществление строгого входного контроля количества и качества поступающих в организацию материальных ресурсов;
- совершенствование документооборота по линии материально-технического снабжения.
Слайд 61.2 Управление МТС
Планирование:
изучение внутренней и внешней среды предприятия и рынка
материальных ресурсов;
прогнозирование и определение потребности предприятия в материальных ресурсах в
плановом периоде;
планирование оптимальных хозяйственных связей с поставщиками;
оптимизация производственных запасов;
планирование потребности и установление лимитов отпуска материалов цехам;
оперативное управление снабжением.
Организация:
сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках, аукционах, тендерах и т.п.;
анализ всех источников удовлетворения потребностей предприятия в ресурсах и выбор наиболее оптимальных;
выбор поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
заключение договоров с транспортными организациями на доставку материальных ресурсов на предприятие;
формирование заказов;
организация завоза ресурсов на предприятие;
организация складского хозяйства для хранения материальных ресурсов;
обеспечение цехов, участков и рабочих мест необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами.
Контроль:
за выполнением договорных обязательств поставщиков и транспортных организаций;
за расходованием материальных ресурсов на предприятии;
входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
контроль за производственными запасами;
выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям:
анализ работы службы снабжения и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Слайд 7Материально-техническое снабжение предприятия включает
управление закупками
логистику снабжения.
Слайд 8Закупки – коммерческая деятельность предприятия, направленная на закупку необходимых в
плановом периоде материальных ресурсов по конкурентоспособным ценам.
Управление закупками и снабжением
включает прогнозирование, оптимальное планирование, организацию, контроль и регулирование закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие в течение планового периода в соответствии с планами производства и реализации продукции.
Субъекты закупок - предприятия и организации-потребители материальных ресурсов и предприятия и организации-поставщики материальных ресурсов (предприятия-изготовители материальных ресурсов и торговые посредники). Объекты закупок - материальные ресурсы и платежные средства.
Цель закупок - обеспечение предприятия всеми необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами в нужное время, в нужном количестве и качестве и с минимальными затратами.
Основные задачи закупок :
– исследование рынка материальных ресурсов;
– определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде (год, кварталы, месяцы);
– планирование закупок по срокам, ассортименту, количеству и качеству материальных ресурсов;
– поиск поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
– контроль поставок и оплаты материальных ресурсов предприятием;
– повышение эффективности закупочной деятельности предприятия.
Слайд 91.3 Логистика снабжения
Логистика снабжения – деятельность по управлению материальными и
связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в процессе
доставки материальных ресурсов (МР) от поставщиков на предприятие.
Основная задача логистики снабжения - реализация четырех правил логистики:
доставка на предприятие нужных материальных ресурсов, в нужном ассортименте, количестве и качестве;
в нужное место и время;
с нужным уровнем сервиса;
с минимальными затратами времени и денежных средств.
Главные функции логистики снабжения :
доставка материальных ресурсов (МР) от поставщиков на предприятие;
складирование и хранение МР;
управление запасами поступающих МР на предприятии.
Функциями логистики снабжения являются:
– заключение договоров с перевозчиками и экспедиторами на доставку материальных ресурсов от поставщиков на предприятие;
– организация доставки материальных ресурсов на предприятие;
– управление доставкой материальных ресурсов на предприятие;
– организация приемки, складирования и хранения материальных ресурсов на складах;
– подготовка материалов к производственному потреблению;
– отпуск материальных ресурсов подразделениям предприятия;
– экономное и эффективное использование материальных ресурсов на предприятии;
– управление материальными запасами;
– учет, анализ и контроль использования материальных ресурсов на предприятии.
Слайд 10
Объекты управления в логистике снабжения :
Материальный поток - форма
организации и движения предметных логистических объектов, видоизменя иихся в зависимости
от функциональных областей логистики.
Информационный поток - поток сообщений, данных в документальной (бумажной, электронной) и иной форме, сопутствующих материальному и сервисному потокам, ими востребованный н входящий в качестве элемента в логистическую систему.
Финансовый поток есть движение финансовых ресурсов (денежных средств), направленнос материальным, сервисным и информационным потоками в русло логистической системы.
Сервисный поток - направленное движение услуг, сопровождающих материальный поток и им востребованных: качество поставок, дополнительные услуги поставщиков, связанные с доставкой и использованием материальных ресурсов на предприятии.
Слайд 111.4. Маркетинговое управление снабжением
Маркетинг закупок – это система управления снабженческой
деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка поставщиков и направленная на
решение проблемы закупки материальных ресурсов.
Основные цели маркетинга закупок:
Прибыльная работа предприятия;
Обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке;
Обеспечение бесперебойности производства и продаж на основе качественного снабжения.
Задачи маркетинга закупок:
Оптимизация выбора поставщиков;
Определение и при необходимости обновление ассортимента закупаемых материалов;
Нахождение выгодных товаров-заменителей и обеспечение возможностей их закупок;
Поиск и освоение новых источников снабжения;
Оптимизация условий закупки (объем и качество товара, цена, логистика);
Налаживание партнерских взаимовыгодных отношений с поставщиками на долгосрочной основе;
Определение рационального объема сервиса для закупаемых машин и оборудования.
Слайд 13Принципы маркетинга в МТС:
Ориентация и поддержание отношений с поставщиками, обеспечение
информированности о ноу-хау;
Поиск и осуществление решений совместно с другими структурами
предприятия и поставщиков;
Прогнозная оценка снабженческой деятельности;
Комплексный подход при формировании материальных ресурсов для предприятия;
Адаптация к рынку поставщиков;
Предприимчивость и инициативность работников службы снабжения.
Слайд 14Исследование товарной политики поставщиков включает:
• сбор информации о предприятиях-поставщиках;
• изучение
их товарной номенклатуры (глубина, ширина ассортимента, его обновляемость);
• оценка равномерности
поставки продукции;
• анализ качества поставляемой продукции;
• разработка предложений по обновлению ассортимента, совершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований заказчиков.
Слайд 15Анализ ценовой политики поставщиков включает:
1) Определение цен следующими методами ценообразования:
методом
«затраты плюс прибыль»;
агрегатным методом (суммирование цен конструктивных элементов плюс затраты
на сборку);
методом на основе предельных затрат (установление минимальных цен, покрывающих издержки).
методом, основанным на учете качества (метод параметрического ценообразования);
методом с ориентацией на спрос и уровень конкуренции (метод тендерного ценообразования).
2) Характер отношений продавца и покупателя.
3) Инструменты стимулирования:
скидка с цен (за объем покупки, постоянным клиентам, сезонные распродажи и т. д.);
специальные предложения (цены со скидками на определенное время или определенным покупателям – новым, постоянным);
продажа товаров с рассрочкой платежа (в т. ч. лизинг);
бесплатное предоставление образцов товара и т. д.
Слайд 16Каналы товародвижения в сфере закупок могут быть прямыми (закупки непосредственно
у товаропроизводителей) и косвенными (закупки через посредников), и в соответствии
с этим различают две формы снабжения: транзитную и складскую.
Выбор участников систем товародвижения включает четыре этапа:
разработку критериев отбора;
выбор потенциальных участников канала;
оценку отобранных участников по критериям;
предложение сотрудничества.
Критериями отбора могут быть:
Объем потребления конкретных видов материалов на данном предприятии;
Конкуренция на рынке потребляемых товаров;
Устойчивость потребления данного вида продукции на предприятии;
Количество производителей данной продукции и их размещение;
Зависимость качества продукции от места ее производства;
Транспортное обеспечение грузоперевозок (вид, наличие подъездных путей, режим работы);
Наличие и размещение складов посреднических снабженческо-сбытовых организаций;
Наличие и степень государственного регулирования распределения материальных ресурсов данного вида (например, государственная монополия на оптовую продажу нефти и нефтепродуктов, электроэнергии и т. д.).
Слайд 17Целями маркетинговых коммуникаций покупателей могут быть:
Развитие осведомленности о предприятии и
закупаемых товарах;
Формулирование положительного имиджа предприятия-покупателя и выпускаемых им товаров;
Увеличение объема
закупок материальных ресурсов;
Изменение поведения поставщиков (предъявление повышенных требований к качеству, надежности поставок и т.д.).
Выбор структуры коммуникаций требует учета следующих факторов:
особенности рынка закупок (сырье, материалы, комплектующие: при закупке сырья возможны сезонные скидки или, наоборот, надбавки);
отличительные характеристики товаров (дорогостоящие закупки предусматривают личное участие работников снабжения, а решения принимаются коллективно);
стадии жизненного цикла товара (для освоения выпуска новой продукции требуется интенсивная реклама по поиску требуемых материалов и их поставщиков);
степени готовности производителя поставлять необходимую продукцию (на стадии осведомленности основную роль играет реклама и связи с общественностью).