Разделы презентаций


Афазии

Содержание

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Афазии

Афазии

Слайд 2Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических

поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее

связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи,

Слайд 3Причины афазии:
нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия)
черепно-мозговые травмы
опухоли головного мозга
инфекционные заболевания

головного мозга

Причины афазии:нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия)черепно-мозговые травмыопухоли головного мозгаинфекционные заболевания головного мозга

Слайд 4А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:
акустико-гностическую (сенсорная) и акустико-мнестическую афазии, возникающие

при поражении височных отделов коры головного мозга
семантическую афазию и афферентную

моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,


эфферентную моторную афазию
и динамическую афазию,
возникающие при поражении
премоторных и заднелобных
отделов коры головного мозга
(слева у правшей).

А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:акустико-гностическую (сенсорная) и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозгасемантическую

Слайд 5Акустико-гностическая (сенсорная) афазия
Возникает при повреждении области Вернике (поле 22)
Клинические синдромы

1. Нарушение понимания (расстройства фонематического

слуха)
2. Беглость речи сохранена с хорошей артикуляцией
3. Нарушение повторения
Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков
Пациенты часто путают звуки «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т.д. (слово «почка» слышит «бочка»)
При этом физический слух абсолютно сохранен
Характерна «словесная окрошка», когда больной произносит непонятный набор слов или же звуков, в его речь изобилует литеральными и вербальными парафазиями
Письмо нарушено - больной не способен изложить свои мысли на листе бумаги

Акустико-гностическая (сенсорная) афазияВозникает при повреждении области Вернике (поле 22)Клинические синдромы      1. Нарушение

Слайд 6Как проверяют?

Для диагностики сенсорной афазии человеку показывают специальную карточку из

нейропсихологического альбома, называют громко и чётко слова, обозначающие изображения на

картинке и просят показать нужный объект. Больные с сенсорной афазией путают «коса» и «коза», «бочка» и «почка», «миска» и «мишка». 
Как проверяют?Для диагностики сенсорной афазии человеку показывают специальную карточку из нейропсихологического альбома, называют громко и чётко слова,

Слайд 7Акустико-мнестическая афазия
Возникает при поражении 21-го и частично 37-го полей
У больного

снижается объём слухоречевой памяти
При предъявлении на слух группы слов, не связанных

между собой по смыслу, больной может запомнить до трёх слов, а иногда и до двух элементов.
Непонимание устной речи
У больных трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, их речь характеризуется скудностью, частыми пропусками слов (обычно существительных).

Акустико-мнестическая афазияВозникает при поражении 21-го и частично 37-го полейУ больного снижается объём слухоречевой памятиПри предъявлении на слух группы

Слайд 8Семантическая афазия
Возникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого полушария.


В основе этой афазии лежит расстройство пространственного синтеза
Нарушение понимания сложных

логико-грамматических структур
Понимание простых фраз сохранено
Нарушение повествовательной речи, затруднено понимание прочитанного, больные не улавливают детали
Нарушение понимания грамматических и пространственных конструкций, пространственных предлогов, суффиксов, сравнительных отношений


Семантическая афазияВозникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого полушария. В основе этой афазии лежит расстройство пространственного

Слайд 9Как проверяют?
Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу

между такими предложениями: брат отца / отец брата. 
Также затруднительно человеку

с семантической афазией понять хронологию событий. Например, Перед завтраком я зашел к другу. Что было раньше, завтрак или визит к другу? 
Для проверки понимания предлогов просят посмотреть на карточку и показать называемые картинки: бочонок на ящике, бочонок за ящиком и т.д.


Как проверяют?Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу между такими предложениями: брат отца / отец

Слайд 10Афферентная моторная афазия
Возникает при повреждении нижних отделов постцентральной извилины (40,7

по Бродману)
Нарушение произношения отдельных звуков сходных по месту (например, переднеязычные:

«т», «д», «л», «н») либо по способу образования (щелевые: «ш», «з», «щ», «х»)
Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), письменная речь (чтение и письмо) и понимание устной речи
Речь больных прерывается паузами, во время которых они пытаются подобрать нужную артикуляционную позу
Литеральные парафазии «кружка» -«ркужка», «папа» - «мапа», «стол» - «слот

Афферентная моторная афазияВозникает при повреждении нижних отделов постцентральной извилины (40,7 по Бродману)Нарушение произношения отдельных звуков сходных по

Слайд 11Эфферентная моторная афазия
Возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области

Брока, полей 44 и 45.
При эфферентной моторной афазии (ЭМА) больному для

произнесения слов нужно время, чтобы переключиться с одного положения губ на другое.
Характерна разорванная, скандированная речь, когда больной говорит, как по слогам (хо-ро-ша-я по-го-да), то есть не хватает плавности произнесения слова.
Также отмечаются и персеверации (т.е.навязчивое повторение движений, фраз, отдельных слов, эмоций) в устной речи.
Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит в основном из существительных, содержит очень мало глаголов.
Так же, как при этом виде афазии, нарушаются чтение и письмо.
Эфферентная моторная афазияВозникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока, полей 44 и 45. При эфферентной моторной

Слайд 12Динамическая афазия
Возникает при поражениях префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от

зоны Брока.
Центральный дефект этой формы афазии – нарушение активной

продуктивной речь.
При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Сохранено понимание и повторение
Речь очень бедная, у больного нет активности и инициативы. Составление фразы и развернутый ответ вызывают немалые трудности. У таких пациентов обычно страдает монолог. Диалог частично доступен, но отмечается эхолалия, то есть больной повторяет только что услышанное слово или фразу (Нейропсихолог: — Вы сегодня хорошо спали? Пациент: — Хорошо спали. Нейропсихолог: — Ваша семья приезжала? Пациент: — Семья приезжала). 
Больной динамической афазией может читать, но пересказать материал не в состоянии


Динамическая афазия Возникает при поражениях префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы

Слайд 13Афазию необходимо отличать от сходных состояний:
1. Афазия отличается от алалии

тем, что при алалии речи не было вообще (она еще

не успела сформироваться), а при афазии происходит распад уже сформировавшейся речи.
2. Афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии нарушается только звуковая сторона речи, а при афазии, помимо этого, еще и смысловая.
3. Афазия отличается от дизартрии тем, что при моторной афазии проявлений грубого нарушения в подвижности языка и губ (вне речи) не обнаруживается. При дизартрии резкая ограниченность активности артикуляционного аппарата наблюдается как во время речи, так и вне ее.
4. При тугоухости у детей нарушается физический слух, а при всех формах афазии дети слышат хорошо.
5. Афазия ведет к задержке психического развития, которую следует отличать от умственной отсталости, когда снижение интеллекта является не вторичным (как при афазии), а первичным.

Афазию необходимо отличать от сходных состояний: 1. Афазия отличается от алалии тем, что при алалии речи не

Слайд 14Направления коррекционной работы
Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с

использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под

наблюдением врачей.

2. Логопедическое направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

Направления коррекционной работы Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится

Слайд 15Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем

во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить

полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки. Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.
Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе — восстановление пассивного и активного словарного запаса.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика