Слайд 2Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических
поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее
связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека.
Слайд 3Причины афазии:
нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия)
черепно-мозговые травмы
опухоли головного мозга
инфекционные заболевания
головного мозга
Слайд 4А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:
акустико-гностическую (сенсорная) и акустико-мнестическую афазии, возникающие
при поражении височных отделов коры головного мозга
семантическую афазию и афферентную
моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,
эфферентную моторную афазию
и динамическую афазию,
возникающие при поражении
премоторных и заднелобных
отделов коры головного мозга
(слева у правшей).
Слайд 5Акустико-гностическая (сенсорная) афазия
Возникает при повреждении области Вернике (поле 22)
Клинические синдромы
1. Нарушение понимания (расстройства фонематического
слуха)
2. Беглость речи сохранена с хорошей артикуляцией
3. Нарушение повторения
Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков
Пациенты часто путают звуки «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т.д. (слово «почка» слышит «бочка»)
При этом физический слух абсолютно сохранен
Характерна «словесная окрошка», когда больной произносит непонятный набор слов или же звуков, в его речь изобилует литеральными и вербальными парафазиями
Письмо нарушено - больной не способен изложить свои мысли на листе бумаги
Слайд 6Как проверяют?
Для диагностики сенсорной афазии человеку показывают специальную карточку из
нейропсихологического альбома, называют громко и чётко слова, обозначающие изображения на
картинке и просят показать нужный объект. Больные с сенсорной афазией путают «коса» и «коза», «бочка» и «почка», «миска» и «мишка».
Слайд 7Акустико-мнестическая афазия
Возникает при поражении 21-го и частично 37-го полей
У больного
снижается объём слухоречевой памяти
При предъявлении на слух группы слов, не связанных
между собой по смыслу, больной может запомнить до трёх слов, а иногда и до двух элементов.
Непонимание устной речи
У больных трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, их речь характеризуется скудностью, частыми пропусками слов (обычно существительных).
Слайд 8Семантическая афазия
Возникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого полушария.
В основе этой афазии лежит расстройство пространственного синтеза
Нарушение понимания сложных
логико-грамматических структур
Понимание простых фраз сохранено
Нарушение повествовательной речи, затруднено понимание прочитанного, больные не улавливают детали
Нарушение понимания грамматических и пространственных конструкций, пространственных предлогов, суффиксов, сравнительных отношений
Слайд 9Как проверяют?
Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу
между такими предложениями: брат отца / отец брата.
Также затруднительно человеку
с семантической афазией понять хронологию событий. Например, Перед завтраком я зашел к другу. Что было раньше, завтрак или визит к другу?
Для проверки понимания предлогов просят посмотреть на карточку и показать называемые картинки: бочонок на ящике, бочонок за ящиком и т.д.
Слайд 10Афферентная моторная афазия
Возникает при повреждении нижних отделов постцентральной извилины (40,7
по Бродману)
Нарушение произношения отдельных звуков сходных по месту (например, переднеязычные:
«т», «д», «л», «н») либо по способу образования (щелевые: «ш», «з», «щ», «х»)
Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), письменная речь (чтение и письмо) и понимание устной речи
Речь больных прерывается паузами, во время которых они пытаются подобрать нужную артикуляционную позу
Литеральные парафазии «кружка» -«ркужка», «папа» - «мапа», «стол» - «слот
Слайд 11Эфферентная моторная афазия
Возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области
Брока, полей 44 и 45.
При эфферентной моторной афазии (ЭМА) больному для
произнесения слов нужно время, чтобы переключиться с одного положения губ на другое.
Характерна разорванная, скандированная речь, когда больной говорит, как по слогам (хо-ро-ша-я по-го-да), то есть не хватает плавности произнесения слова.
Также отмечаются и персеверации (т.е.навязчивое повторение движений, фраз, отдельных слов, эмоций) в устной речи.
Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит в основном из существительных, содержит очень мало глаголов.
Так же, как при этом виде афазии, нарушаются чтение и письмо.
Слайд 12Динамическая афазия
Возникает при поражениях префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от
зоны Брока.
Центральный дефект этой формы афазии – нарушение активной
продуктивной речь.
При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Сохранено понимание и повторение
Речь очень бедная, у больного нет активности и инициативы. Составление фразы и развернутый ответ вызывают немалые трудности. У таких пациентов обычно страдает монолог. Диалог частично доступен, но отмечается эхолалия, то есть больной повторяет только что услышанное слово или фразу (Нейропсихолог: — Вы сегодня хорошо спали? Пациент: — Хорошо спали. Нейропсихолог: — Ваша семья приезжала? Пациент: — Семья приезжала).
Больной динамической афазией может читать, но пересказать материал не в состоянии
Слайд 13Афазию необходимо отличать от сходных состояний:
1. Афазия отличается от алалии
тем, что при алалии речи не было вообще (она еще
не успела сформироваться), а при афазии происходит распад уже сформировавшейся речи.
2. Афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии нарушается только звуковая сторона речи, а при афазии, помимо этого, еще и смысловая.
3. Афазия отличается от дизартрии тем, что при моторной афазии проявлений грубого нарушения в подвижности языка и губ (вне речи) не обнаруживается. При дизартрии резкая ограниченность активности артикуляционного аппарата наблюдается как во время речи, так и вне ее.
4. При тугоухости у детей нарушается физический слух, а при всех формах афазии дети слышат хорошо.
5. Афазия ведет к задержке психического развития, которую следует отличать от умственной отсталости, когда снижение интеллекта является не вторичным (как при афазии), а первичным.
Слайд 14Направления коррекционной работы
Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с
использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под
наблюдением врачей.
2. Логопедическое направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.
Слайд 15Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем
во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить
полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки. Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.
Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.
Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе — восстановление пассивного и активного словарного запаса.