Разделы презентаций


Профессиональная этика психолога

Содержание

План лекции:Понятие профессиональной этикиВиды профессиональной этикиПринципы профессиональной этики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Профессиональная этика психолога
Лектор: к.м.н., доцент кафедры менеджмента и управления

Людмила Иннокентьевна Валентинович
Профессиональная этика психологаЛектор: к.м.н., доцент кафедры менеджмента и управления

Слайд 2План лекции:
Понятие профессиональной этики
Виды профессиональной этики
Принципы профессиональной этики

План лекции:Понятие профессиональной этикиВиды профессиональной этикиПринципы профессиональной этики

Слайд 3Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков,

приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики —

это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой

Слайд 4Профессиональная этика (professional ethics)
представляет собой совокупность норм, которые

регулируют личное и профессиональное поведение.

Профессиональная

этика разрабатываются в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, организаций, участников исследований, профессиональных групп и общества в целом

Профессиональная этика (professional ethics)  представляет собой совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение.

Слайд 5Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил

поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной

ситуации.
Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной

Слайд 6 Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного:

Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали,

складываются из: а) профессиональной солидарности (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особого понимания долга и чести; в) особая форма ответственности, обусловленная предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного: Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих

Слайд 7Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение

человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой

сфере регулирует профессиональная этика.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения

Слайд 8Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в

отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального

долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста,

Слайд 9Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика

личности.
Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но

на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной

Слайд 10Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих

профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики.
В

процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса, Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование

Слайд 11Виды профессиональной этики
Традиционные виды профессиональной этики:
педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого,

этика права, предпринимателя (бизнесмена) и т.д.

Сравнительно новые виды

- появление или актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Виды профессиональной этикиТрадиционные виды профессиональной этики:педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена) и т.д.

Слайд 12Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика

ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д.
Каждый вид профессиональной

этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д.

Слайд 13Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности,

которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях

его жизни и деятельности в обществе.
Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений.
Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.
Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех

Слайд 14Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных

профессиональных групп.
Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет

повышенные моральные требования.
Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Речь идет о работниках тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями - профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, образования, воспитания и т.д.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной

Слайд 15Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок

внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов.
Появление профессиональной этики

во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней.
Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов.

Слайд 16Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания,

в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей

каждой профессиональной группы.
Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной

Слайд 17 Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности,

имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали

и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм

Слайд 18Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.



В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила

профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.
О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью.
Этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.


Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются

Слайд 19 Этика - наука о морали.
Русскому термину

«нравственность» соответствует древнегреческое слово «этос» (нрав, привычка, характер).
Отсюда «этикос» -

имеющий отношение к нравам.
Аристотель выделил учение о нравственной деятельности и добродетелях в особый раздел философии и назвал это учение этикой.
Таким образом, этика - это философское учение, объектом которого является мораль (нравственность), а предметом - происхождение, строение, функционирование морали.
Этика - наука о морали. Русскому термину «нравственность» соответствует древнегреческое слово «этос» (нрав, привычка,

Слайд 20В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - синонимы.
Со временем ситуация

меняется и за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под

этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею объект.
Кроме того, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки, то есть мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, а нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.



В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - синонимы. Со временем ситуация меняется и за разными словами начинает закрепляться

Слайд 21

Роль этики в жизни общества.
Знание этики привлекает внимание личности

к моральным проблемам, учит ее распознавать моральные ситуации, находить правильное решение возникающих задач.
Знание этики помогает человеку правильно отвечать на вопросы о смысле жизни, о счастье, определять свои жизненные планы, профессию, отношение к труду, людям, обществу, социальной и природной среде.
Знание этики дает человеку возможность правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей, понимать себя и осмысливать, живет ли он так, как надо жить, к чему ему стремиться.
Изучение этики способствует росту духовной культуры, нравственной воспитанности человека.
И хотя изучение этики еще не сделает человека нравственным, оно все же вносит свой существенный вклад в формирование нравственной личности.
Роль этики в жизни общества. Знание этики

Слайд 22Сущность и функции морали.
Мораль является одним из основных типов

социальной регуляции процессов человеческой жизнедеятельности.
Мораль - это индивидуальные и общественные

формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.
Мораль призвана гармонизировать и регламентировать эти процессы, в этом и заключается ее сущность.
Сущность и функции морали. Мораль является одним из основных типов социальной регуляции процессов человеческой жизнедеятельности. Мораль - это

Слайд 23При выявлении сущности морали немаловажное значение имеет определение ее функций.
1. Гуманизирующая

функция. Жизнеутверждающая функция. Способствует формированию гуманного отношения в межличностной деятельности

людей, где человек рассматривается только как самоцель.
2. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей при помощи норм, принципов, кодексов, идеалов, а также этикета. Способствует формированию в человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать свою линию поведения.
3. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Отражает историчность и относительность в выборе моральных ценностей. Вырабатывает систему предпочтений одних моральных ценностей другим.
4. Познавательная функция. В конкретных конфликтных ситуациях помогает сформировать модель нравственного поведения, а также помогает субъекту познать смысл своего существования.
При выявлении сущности морали немаловажное значение имеет определение ее функций.1. Гуманизирующая функция. Жизнеутверждающая функция. Способствует формированию гуманного отношения

Слайд 245. Воспитательная функция. Способствует самосовершенствованию личности. Приводит в определенную воспитательную систему

нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения (этикет). Воспитательный

процесс включает в себя два момента: внешнее воздействие (общественное мнение) и самовоспитание; где самовоспитание - это цель для морали, а внешнее воздействие - средство.
6. Оценочная функция. Оценивает поступки, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества субъекта с позиции добра и зла.
7. Мотивационная функция. Позволяет субъекту с помощью нравственной мотивации оценить и по возможности оправдать свои поступки. К важнейшим элементам нравственного поведения относятся честность и благородство.
8. Коммуникативная функция. Обеспечивает взаимопонимание и общение субъектов на базе выработки общезначимых моральных ценностей. Выступает как форма общения, осмысления и передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.
5. Воспитательная функция. Способствует самосовершенствованию личности. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы

Слайд 25Моральные требования, механизм действия, особенности.
В каждой сфере человеческой деятельности

к субъекту предъявляются определенные требования.
Под моральными требованиями в данном

случае понимается сумма нравственных принципов, норм, качеств, понятий, идеалов, а также реальных нравов.
Механизм действия моральных требований состоит в том, что субъект должен осознать и сделать их своими убеждениями, и только потом, через свой жизненный опыт предъявлять их другим.
Моральные требования, механизм действия, особенности. В каждой сфере человеческой деятельности к субъекту предъявляются определенные требования. Под моральными

Слайд 26 Особенности моральных требований заключаются в следующем:

1. Моральные требования имеют

всеобщее значение, так как нравственному закону присуща универсальность и уникальность.
2. Безличность

моральных требований. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования. Здесь нет конкретного автора.
3. Моральные требования имеют характер долженствования или императивности (от лат. imperativ - повелевать). Мораль - область должного. Долженствование - это форма выражения нравственных требований. Мораль гласит: «Делай так, как должно».
Мораль содержит внутри себя противоречие (антиномию), так как поведение субъекта в реальной действительности далеко не всегда ориентировано на осуществление идеала должного. Мораль призывает, чтобы сущее стремилось к должному, где под первым понимается образ частноэгоистической ориентированности, в основе которого лежат удовольствия, а под вторым - образ всеобщей значимости человеческой деятельности. Свойство морали - требовать определенного поведения и указывать на то, каким оно должно быть.
Особенности моральных требований заключаются в следующем: 1. Моральные требования имеют всеобщее значение, так как нравственному закону присуща

Слайд 274. Нормативность моральных требований. Нормативность - способ воспроизводства в обществе однотипных отношений

через единичные действия индивидов. Она соединяет личные нравственные качества субъекта

с общественными требованиями. Программирует и определяет направленность в межличностных отношениях: между отдельными людьми, между людьми и социальными общностями, например, семейными, трудовыми коллективами.
5. Моральные требования не являются жесткой нормой, автоматически предъявляющей к субъекту. Они носят рекомендательный характер («береги честь смолоду», «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»). Мораль есть тогда, когда есть свобода воли. Когда индивид поступает не как все, а как должно.
6. Моральные требования носят универсальный характер. Мораль не дает человеку рекомендаций, как поступать ему в каждом конкретном случае, а формулирует свои требования в универсальной форме: «уважай старших», «делай добро людям». Моральные требования проявляются всякий раз по-разному, в зависимости от ситуации.
7. Моральные требования носят оценочный характер. Повелевая, мораль оценивает поступки субъектов сквозь призму добра и зла. Ориентируя на моральные ценности, как одну из форм проявления моральных отношений в обществе, она подчеркивает значимость личностного начала индивида, его поступков и интересов.
8. Моральные требования не носят жесткого характера, они слабо регламентированы. Моральные санкции базируются на силе общественного мнения или значимого авторитета (выраженные в форме возмущения, презрения, одобрения, похвалы и так далее) или самосознания личности (через суд собственной совести).
4. Нормативность моральных требований. Нормативность - способ воспроизводства в обществе однотипных отношений через единичные действия индивидов. Она соединяет личные

Слайд 28

Основными элементами морали являются моральное сознание, моральное поведение и моральные

отношения.

Основными элементами морали являются моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

Слайд 29Моральное поведение.
Деятельность - это совокупность действий, которые производит человек. Но

далеко не всякую деятельность субъекта можно отнести к нравственному деянию.


Моральное поведение - это нравственное деяние, поведение которое, во-первых, совершается намеренно, а во-вторых, имеет социальную значимость.
Моральная деятельность – это сторона человеческой деятельности, выраженная в поступках и нравах.
Знание нравственных принципов и норм само по себе ничего не стоит. Только в поступках отражается моральная сторона человеческой деятельности, нравственный облик личности. Человек, совершая поступки, неизбежно вступает в отношения с другими людьми.
Моральное поведение. Деятельность - это совокупность действий, которые производит человек. Но далеко не всякую деятельность субъекта можно отнести

Слайд 30Моральные отношения - это не особая сфера, а одна из характеристик

человеческих отношений. Любые отношения могут быть рассмотрены сквозь призму нравственных

отношений. Моральные отношения субъективны, но и объективны. Человек, вступая в отношения с другими людьми, с обществом, с самим собой и природой, руководствуется не только теми нормами, кодексами, принципами и идеалами, которые есть в его сознании, но и теми, которые сложились и функционируют в данном обществе. Моральные отношения не существуют сами по себе, они связаны как с моральной деятельностью (поступками), так и с моральным сознанием.
Моральные отношения - это не особая сфера, а одна из характеристик человеческих отношений. Любые отношения могут быть рассмотрены

Слайд 31Моральное сознание - система оценок, основанная на различении добра и зла

через нормы, кодексы, принципы, идеалы. Исследователи считают, что началом морального

сознания являются эмоции и чувства, а вовсе не разум. Существует общественное и индивидуальное моральное сознание.
Общественное моральное сознание делится, в свою очередь, на два вида:
 Групповое моральное сознание
Общечеловеческая мораль.
Моральное сознание - система оценок, основанная на различении добра и зла через нормы, кодексы, принципы, идеалы. Исследователи считают,

Слайд 32Моральные нормы - это обобщение нравственных взглядов в поступке, осознанный запрет,

рождающийся из осмысления обычая. Требования в моральных нормах существуют как

в форме предписаний (будь вежливым, отзывчивым, честным), так и форме конкретных запретов (не лги, не ленись). К моральным нормам также относятся заповеди-запреты («не кради», «не прелюбодействуй») и заповеди-побуждения к положительному действию («возлюби ближнего своего»).
Моральные нормы нельзя путать с реальными нравами. Совокупность моральных норм, подлежащих к беспрекословному выполнению, носит название моральный кодекс. Моральный кодекс всегда имеет автора, например, декалог Моисея. Моральные нормы в сочетании с моральными качествами помогают человеку в выборе конкретного действия.
Моральные нормы - это обобщение нравственных взглядов в поступке, осознанный запрет, рождающийся из осмысления обычая. Требования в моральных

Слайд 33Моральные качества - это типичные черты поведения людей, конкретизация абстрактных категорий

добра и зла. С помощью моральных качеств в этике характеризуются

наиболее типичные черты поведения отдельной личности. Моральные качества - более сложное понятие, чем моральные нормы, так как дают обобщенную оценку поведения человека. В отличие от норм, моральные качества не содержат конкретного указания, как должен поступать человек. Все зависит от конкретной ситуации.
Впервые понятие «моральное качество» было введено Аристотелем в контексте понятия «добродетель», где упор делался на качества личности.
Моральные качества делятся на
положительные (добродетели): великодушие, честность, правдивость, мужество и т.д.
отрицательные (пороки) - скупость, зазнайство, зависть, распущенность и т.д.

Человек, обладая свободой воли, несет полную ответственность за свои моральные качества.
Моральные качества - это типичные черты поведения людей, конкретизация абстрактных категорий добра и зла. С помощью моральных качеств

Слайд 34

Моральные нормы вместе с моральными качествами определяют линию поведения человека,

которая реализуется через формулирование определенных моральных принципов.

Моральные нормы вместе с моральными качествами определяют линию поведения человека, которая реализуется через формулирование определенных моральных принципов.

Слайд 35Моральные принципы отражают нравственную сущность субъекта, нравственную позицию, назначение, характер

взаимоотношений между людьми. Они касаются общих вопросов, вопросов смысложизненной ориентации.

С помощью моральных принципов субъект оценивает моральные нормы.

Моральные принципы не дают готовой модели конкретного поведения, а лишь задают критерий. К моральным принципам относятся такие принципы, как гуманизм, альтруизм эвдемонизм, эвдемонизм, коллективизм, патриотизм и т.д.


Эвдемони́зм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
Моральные принципы отражают нравственную сущность субъекта, нравственную позицию, назначение, характер взаимоотношений между людьми. Они касаются общих вопросов,

Слайд 36Моральные принципы задают направление нравственной деятельности, поэтому они связаны с

идеалом - образом нравственного поведения, представляющим собой некую конечную цель, к

которой должно быть направлено нравственное развитие личности. Например, в христианстве нравственный идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, любовью к ближним и воплощен в образе Иисуса Христа. Моральный идеал можно сравнить с бесконечно отодвигающимся горизонтом, эта линия поведения, процесс достижения, воплощение которого в действительности быть не может, но стремиться к нему надо.
Таким образом, мораль с ее нормами, функциями, принципами и качествами выступает важными регулятором и ориентиром в нравственной жизни человека.
Моральные принципы задают направление нравственной деятельности, поэтому они связаны с идеалом - образом нравственного поведения, представляющим собой некую

Слайд 37Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека,

с человеческой личностью.
Этот объект работы требует соблюдения особых принципов

и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. Этот объект работы требует

Слайд 38    Профессиональная этика психолога сопряжена с реализацией в своей деятельности

специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с

коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью
    Профессиональная этика психолога сопряжена с реализацией в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как

Слайд 39ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Слайд 40I. Принцип профессиональной компетентности

Психологу важно знать свои права и обязанности,

возможности и ограничения.
Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности

и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.
При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
I. Принцип профессиональной компетентностиПсихологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать

Слайд 41Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь

устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями

смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.
Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности.
Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы.
Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы.
В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.
Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с

Слайд 42II. Принцип ненанесения ущерба человеку

Психолог осуществляет свою деятельность исходя

прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться

принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу.
Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога
Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.
Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы.
Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика.
Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.
II. Принцип ненанесения ущерба человеку Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при

Слайд 43Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической

психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия

других лиц, представляющих интересы клиента.
Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только по согласованию с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.
Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача

Слайд 44Принцип объективности

Психолог не должен допускать предвзятого отношения к

любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного

мнения или требований третьих лиц.
Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому.
Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого.
Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание.
Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.


Валидность — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.
Принцип объективности Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую

Слайд 45В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной

жизни.
Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы

на профессиональную деятельность.
Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом.
Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.
В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные

Слайд 46V.Принцип уважения клиента

Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и

проявлять честность в общении с ним.
В процессе психологической работы

психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.
При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.
V.Принцип уважения клиента Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В

Слайд 47Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на

равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога.
Одна из распространенных

ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно".
Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.
Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность.
Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения.
Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.
Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером

Слайд 48При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не

должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения.
Недопустим

профессиональный снобизм. Помощь психолога должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.
При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона

Слайд 49Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов.

Например, профессиональный такт

психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика

и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию.

Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления.

Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся.

Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности.

Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.
Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы

Слайд 50V. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических

методик.
Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в

руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации.
При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.
V. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не

Слайд 51Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему

кодирования.

При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов

и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв.

Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.
Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах,

Слайд 52Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и

пользователю.
Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных

сведений, полученных в процессе исследования.
Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий.
Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого.
Это -профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику

Слайд 53В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического

обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц.
При этом

важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных

Слайд 54В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости

и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию,

которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности.
Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение.
Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому.


Осознать меру вреда - профессиональный
долг психолога
В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять

Слайд 55При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до

сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное

сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.
Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.
Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы.
В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке.
Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."
При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить

Слайд 56В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в

последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной

психологической деятельности.
Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики.
В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов.
Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах.
В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.
В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются

Слайд 57 Главный принцип профессиональной

этики психолога Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии, психологов, 2006г.
  

Главный принцип врачебной практики - "Не навреди" - в точности применим к практике оказания психологической и психотерапевтической помощи.
К сожалению, нередки случаи нарушения этого правила, и тогда некорректное поведение специалиста становится еще одним источником страданий пациента. Теряется изначальное доверие ко всякому психологу и психотерапевту. Надежды на исцеление тают.
Чтобы избежать этих или иных неблагоприятных последствий, следует убедиться, что избранный вами специалист следует принципам профессиональной этики психолога.
Главный принцип профессиональной этики психолога  Этический кодекс Общества

Слайд 58Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности
Практическая этика является

неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую

реальность человека.
Современная жизнь человека в обществе протекает так, что по существу любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие.
Похоже на то, что психической становится вся жизненная среда человека, так как она несет в явной или превращенной форме следы воздействия человека на человека (через предметы потребления, орудия и средства производства, через измененный ландшафт, через меняющие свой состав природные воды и воздух и т. п.).
Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности Практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей

Слайд 59В своей деятельности психологи - специалисты обязаны руководствоваться этическими стандартами,

которые предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности

в психологии во всех ее формах.
Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов. Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности.
В своей профессиональной деятельности психологи должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психолога.
Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом.
В своей деятельности психологи - специалисты обязаны руководствоваться этическими стандартами, которые предназначены для использования в качестве руководства

Слайд 60Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
Кодекс профессиональной этики не

является изобретением сегодняшнего дня.
Сегодня принято говорить о профессиональной этике

врача, педагога, журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и в рамках других международных профессиональных объединений.
В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.
Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.
Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значениеКодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. Сегодня принято говорить

Слайд 61В настоящее время в России и других государствах многими профессиональными

сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики.
Данные кодексы своими предписаниями

дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий.
Об этом прямо указывается в некоторых актах. Например, ст.2 Кодекса профессиональной этики адвоката (принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г) предписывает, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
В настоящее время в России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Данные

Слайд 62Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат нравственно-этические нормы, которые

регулируют ту или иную профессиональную деятельность, постольку данные нормативные акты

и именуются следующим образом: "кодекс профессиональной этики", "этический кодекс", "кодекс чести", "декларация этических норм", "хартия профессиональных принципов", "деонтологический кодекс" и т.п.
Причины принятия этических кодексов следующие.
Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила.
Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность, постольку

Слайд 63Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь

отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, постольку

и законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями.
В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества.

Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет

Слайд 64 ПРИХОДИТЕ

ПРИХОДИТЕ

Слайд 65СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика