Слайд 1Учебный модуль 1. Теория организации
Модульная единица 1. Теоретические основы организации
как системы
Рассматриваемые вопросы:
1.1. Предмет, объект, задачи науки «Теория организации»,
ее место в системе научных знаний
1.2. Характеристики, виды и свойства систем. Социальная организация как система
1.3. Законы организации
1.4. Эволюция теории и модели теории организации
Слайд 2Лекция 1
Тема 1.1. Предмет, объект, задачи науки «Теория организации», ее
место в системе научных знаний
Рассматриваемые вопросы:
1.1.1. Предмет и объект науки
«Теория организации»
1.1.2. Место науки в системе научных знаний
1.1.3. Задачи науки
Слайд 3Структурное представление термина «организация»
Организация
Организация
Как явление
(упорядоченное
состояние элементов
целого)
Как процесс
(действие
по упорядочиванию)
Статика
Динамика
В природе
В обществе
Слайд 4Стадии научного познания:
постановка проблемы (определения предмета исследования);
накопление фактов, их оценка,
теоретическое обобщение;
выдвижение предположений (научных идей), определение гипотезы или гипотез (отбор
научно обоснованных предположений);
выявление закономерностей;
проверка на практике (убеждение, что при исследовании приняты во внимание все причинно-следственные связи и выявленные закономерности подтверждены);
формулирование законов;
построение теории (теорий).
Слайд 5Циклический процесс формирования научной теории
Научная
теория
Этап I
Наблюдение за данными
предметной области
науки и их анализ
Этап II
Формализация
и систематизация
данных
Этап III
Формирование
простых методик
анализа и оценки
Этап IV
Разработка прикладных
научных основ для анализа
и синтеза процессов
Этап V
Обобщение знаний и
создание теоретических
основ науки
Этап VI
Создание методологии
исследования процессов
научной теории
Этап VII
Практическое применение
разработанных методик
Этап VIII
Накопление
статистических данных
Слайд 6Предмет и объект науки «Теория организации»
Организация как общее понятие –
упорядочение устройство, приведение в систему.
Организация как явление – физическое объединение
реальных элементов для выполнения определенной программы или цели (например, состав какой-либо фирмы, предприятия).
Организация как процесс - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между элементами (частями) целого (например, процесс создания работоспособного коллектива).
Организация как хозяйствующий субъект (предприятие, фирма и др.) – экономически обособленное формирование, созданное для производства коллективным трудом продукции (оказания услуг).
Организация как деятельность – целесообразная форма отношений, направленных на приведение в действие элементов производственного процесса (в сельском хозяйстве – земли, рабочей силы, средств и предметов труда).
Организация производства - совокупность форм, методов, отношений согласования коллективных действий работников, направленных на лучшее использование ресурсов, обеспечение конкурентоспособности в рыночной среде.
Предмет науки – организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда.
Объект науки – социальные организации, т.е. организации объединяющие людей.
Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития социальной организации как единого целого.
Слайд 7Важность организаций
Организации существуют для того,
чтобы:
объединить ресурсы для достижения желаемых целей и результатов;
эффективно производить продукцию
и оказывать услуги;
содействовать инновациям;
использовать современные производственные и информационные технологии;
адаптироваться к изменениям среды и влиять на нее;
приносить пользу владельцам, потребителям, работникам;
- приспосабливаться к новым требованиям по разнообразию рабочей силы и этических норм, по мотивированию работников и координации их деятельности
Слайд 8Место теории организации в системе управленческих наук
Основы
экономических
учений
Социология
и
психология
Политология
Другие
Управление
Теория управления
Планирование
Организация
Координация
Активизация
Контроль
Информирование
Стратегический менеджмент
Разработка управленческих решений
Теория организации
Управление рисками
Организационное поведение
Аудит управленческой деятельности
Информационные
системы
Слайд 9Связь теории организации с другими науками
Организация как система
Социальные организации
Законы организации
Модели
теории организации
Структура организации
Строение организации
Организация и управление
Организационные изменения
Организационная культура
Проектирование
организационных систем
Гражданский
кодекс РФ
Менеджмент. Исследование систем управления
Теория управления
Законодательство РФ, указы Президента РФ и т.д.
Менеджмент
Социология и психология
Разработка управленческих решений
Положение об отделах и службах,
должностные инструкции
Организационное поведение
Исследование систем управления
Аудит системы управления
Теория организации
Используемые материалы
Слайд 10 Лекция 2
Тема 1.2. Характеристика, виды и свойства систем.
Социальная организация как система
Рассматриваемые вопросы:
1.2.1. Характеристика системы
1.2.2. Классификация систем
1.2.3. Социальная
организация как система
Слайд 11Понятие и виды систем
Система – организованное сложное целое; совокупность элементов
(комбинация предметов или частей), находящихся во взаимодействии и образующих комплексное,
единое целое.
Виды социальных систем:
открытые – характеризуются широкой связью с окружающей внешней средой и значительной зависимостью от нее;
закрытые – отличаются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей.
Окружающая внешняя среда - совокупность всех объектов , изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Любая система может быть разделена на подсистемы (например, в сельскохозяйственной организации- на растениеводство и животноводство). Объекты одной подсистемы могут рассматриваться как часть окружающей среды другой.
Слайд 12Свойства систем
Свойство связности – элементы системы могут действовать только вместе
друг с другом, иначе их деятельность резко снижается.
Свойство эмерджентности (целостности)
– потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов.
Свойство самосохранения – система стремится сохранить структуру неизменной и использует для этого все свои возможности.
Свойство адаптации – способность реагировать на окружающую среду так, чтобы получить благоприятные последствия для деятельности системы
Свойство обратной связи – часть выходов (результатов поведения) вновь воздействует на вход системы, чтобы вызвать последующие выходы:
вход выход
Система
Вход 2 Выход Внешняя среда
Вход 1
Обратная связь
Свойство организационной целостности – система имеет потребность в организации и управлении.
Система
Обработка входного
воздействия
Слайд 13Внешняя среда организации
Организация
Политическая:
конституционные основы,
формы собственности,
особенности законодательства,
политическая стабильность
Экономическая:
уровень жизни,
капитал,
поставщики,
потребители,
конъюнктура,
цены
Технологическая:
развитие науки,
развитие технологий
Ресурсная:
рабочая сила,
природные ресурсы,
инфраструктура,
территориальное положение
Социальная:
социальные нормы,
социальные
воззрения,
этические нормы
Слайд 14Открытая система и ее подсистемы
ВНЕШНЯЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Сырье
Люди
Информация
Финансы
Товары и услуги
Слайд 15Управляемые системы
Управляемые – системы, обладающие свойством изменять свое поведение, переходить
в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий.
В управляемых системах
есть орган, осуществляющий функции управления, т.е. субъект управления (управляющая часть), и объект управления (управляемая часть):
Управляющие воздействия внешней среды – величины, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и изменять их с целью осуществления движения в желаемом направлении
Возмущающие воздействия – оказывают влияние на движение системы, их в процессе управления невозможно изменить, но надо учитывать при выработке управляющих воздействий.
Субъект управления
Объект управления
Слайд 16Производственная социальная организация как система
Производственная организация – совокупность людей, механизмов,
материалов и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую
целью деятельности производство материальных благ.
Слайд 17Лекция 3
Тема 1.3. Законы организации
Рассматриваемые вопросы:
1.3.1. Закон синергии
1.3.2. Закон самосохранения
1.3.3.
Закон развития
1.3.4. Закон информированности-упорядоченности
Слайд 18Закон синергии
Формулировка закона: «Для любой системы существует такой набор ресурсов,
при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой
суммы потенциала входящих в нее ресурсов, либо существенно меньше».
Задача организации – обеспечить сбалансированность видов ресурсов, при котором они оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.
Некоторые типовые ситуации, характеризующие приближение деятельности организации к синергическому эффекту:
длительная и качественная работа техники и оборудования без поломок;
использование замороженных ресурсов;
соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений;
поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;
уменьшение объема услуг сторонних организаций;
рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;
стимулирование интереса работников к повышению профессионального образования;
выработка и поддержание традиций организации;
усиление технологической и организационной дисциплины;
устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;
постоянный спрос на продукцию;
усиление лояльности работников к своей организации и руководству;
сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических.
Руководитель должен стремится усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие
Слайд 19Закон самосохранения организации
Формулировка закона: «Каждая организация стремится сохранить себя (выжить)
и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс)»
Слайд 20Закон развития
Формулировка закона: «Каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала
при прохождении всех этапов жизненного цикла»
Принципы закона развития:
инерции – изменение
потенциала системы должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов организации и продолжаться некоторое время после их выбытия;
эластичности – каждая организация пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий;
самозависимости – на ход развития организации (повышение ее потенциала) влияет потенциал самой организации;
непрерывности – процесс изменения потенциала организации идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;
стабильности - организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.
Слайд 21Закон информированности-упорядоченности
Формулировка закона: «Каждая система стремится получить как можно больше
достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде
для устойчивого функционирования (самосохранения)»
В зависимости от характера подготавливаемого решения информация классифицируется по следующим группам:
областям применения: управленческая, техническая, биологическая;
функциональной направленности: планирующая, организующая, активизирующая, координирующая, контролирующая, информирующая;
времени действия: стратегическая, тактическая и оперативная;
характеру разработки и реализации: уравновешенная, импульсивная, инертная, рискованная, осторожная;
уровню неопределенности: низкая, средняя, высокая и сверхвысокая;
масштабам воздействия: общая и частная;
направлению воздействия: внутренняя и внешняя.
Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Она подчиняется действию закона информационности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния).
Слайд 22Лекция 4
Тема 1.4. Эволюция теории и модели теории организации
Рассматриваемые вопросы:
1.4.1.
Границы теории организации
1.4.2. Этапы развития теории организации
1.4.3. Модели теории организации
Слайд 23Этапы развития теории организации
Слайд 24Классическая модель теории организации
Основные черты модели:
организационные цели – получение заданных
экономических результатов;
структуры и процессы – рационально построенные иерархические структуры,
четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций;
характер организационного поведения – выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение;
тип системы управления – механистический, т.е. совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.
развитие – сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям;
главные направления совершенствования – рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.
Слайд 25Бюрократическая модель теории организации
Основные черты модели:
разделение труда на основе функциональной
специализации;
четкая иерархия власти;
система правил, определяющих права и обязанности каждого члена
организации;
система процедур, определяющих порядок действий во всех ситуациях, возникающих в процессе функционирования организации;
отбор и выдвижение работников по их квалификации.
Слайд 26Неоклассическая модель теории организации
Основные черты модели:
организационные цели – выживание системы,
поддержание равновесия со средой, удовлетворение интересов и потребностей групп и
индивидуумов;
структуры и процессы – децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроизвольно под влиянием эволюции и адаптации организации исходя из потребностей ее членов;
характер организационного поведения – действия, вызываемые ценностями, нормами, особенностями групп и личностей, организационной культурой и климатом, трудно поддающиеся регулированию;
типы системы управления – органический – самонастраивающаяся совокупность личностей и групп, функционирующая в условиях слабо регламентируемых отношений;
развитие – спонтанно назревающие изменения из-за нарушения баланса между организацией и средой, из-за обострения внутренних проблем;
направление совершенствования – воздействия на групповые и индивидуальные нормы, убеждения, организационный климат, стимулирование членов организации.
Слайд 27Системная модель теории организации
Основные черты модели:
организационные цели – обеспечение множества
как внешних, так и внутренних результатов, находящихся во взаимосвязи и
определяемых состояниями выходов системы в целом и ее подсистем;
структуры и процессы – взаимосвязанные формальные и неформальные характеристики организации, установленные как под влиянием централизованных предписаний, так и на основе неформального приспособления организации к решению возникающих проблем;
характер организационного поведения – действия, обусловленные комплексом влияний со стороны внешних факторов системы управления, групповых и личностных отношений и регулируемые лишь частично;
тип системы управления – блочный, т.е. сочетание механистических и органических подсистем в зависимости от требования ситуации (среды, целей, кадров, технологии);
развитие – организационные нововведения и перестройки, возникающие как сознательно, так и самопроизвольно по мере выявления организационных проблем, поиска путей их решения, внедрения результатов;
главные направления совершенствования – осуществление поэтапных, взаимосвязанных мероприятий по перестройке формальных и неформальных характеристик организации на основе обратной связи.
Слайд 28Схема развития теории организации
Создание локальной
области исследования
и доведение теории
организации до уровня развития
экономики, психологии и других
сопутствующих наук
Объединение
усилий
сопутствующих
наук по системному
развитию теории
организации
Выделение
из сопутствующих
наук и развитие
своего собственного
предмета
исследования
Слайд 29Резюме
Из материалов лекции студенты получают знания об организационных отношениях, складывающихся
в процессе совместного труда людей, как объекте науки «Теория организации».
Уясняют понятие, виды и свойства систем, получают представление о социальной организации как системе. Знакомятся с законами и моделями теории организации.
Освоение рассматриваемых вопросов позволяет овладеть начальными знаниями о теории организации, необходимыми для последующего изучения дисциплины, а в дальнейшем – приобрести навыки применения их в производственной деятельности.