Слайд 1Учитель-логопед
МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска
Кравцов Леонид Викторович
Предмет и задачи логопедии
Слайд 2Логопедия
— это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения,
выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает
причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Слайд 3Термин «логопедия»
происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в
переводе означает «воспитание правильной речи».
Слайд 4Предметом логопедии
как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц
с расстройством речевой деятельности.
Слайд 5Объект изучения
— человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Слайд 6Структуру
современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия
и логопедия подростков и взрослых.
Слайд 7Основной целью логопедии
является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания
лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Слайд 8Задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2.
Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики
спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
Слайд 9Задачи:
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей
с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения
и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
Слайд 10Задачи:
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов,
дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Слайд 11В указанных задачах логопедии
определяется как теоретическая, так и практическая ее
направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их
профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Слайд 12Для решения поставленных задач необходимо:
• использование межпредметных связей и привлечение
к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов,
нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);
• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
Слайд 13Для решения поставленных задач необходимо:
• осуществление принципа раннего выявления и
преодоления речевых нарушений;
• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики
нарушений речи.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Слайд 14Основным направлением логопедического воздействия
является развитие речи, коррекция и профилактика ее
нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие
моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
Слайд 15Организация логопедического процесса
позволяет устранить или смягчить как речевые, так и
психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию
человека.
Слайд 16Логопедическое воздействие
должно быть направлено как на внешние, так и на
внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический
процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Слайд 17Использованная литература
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Картинка «логопедия»:
http://cv01.twirpx.net/0760/0760569.jpg
Изображение женщины и двух детей:
http://4.bp.blogspot.com/-faoJOoLVoME/T9I488G41yI/AAAAAAAAABE/MWyQNLvxJfQ/s760/image002.gif
Картинка «будем говорить правильно»:
http://simptomed.ru/upload/content/5350ff84a0b96.jpg
Слайд 18Использованная литература
Изображение женщины и девочки с завязанным языком:
http://2.bp.blogspot.com/-Yz9RBbAzQLI/T8p0zTTrK_I/AAAAAAAAA0Y/jpJkAGg4Hz8/s400/Pacient.gifКа
Изображение человека со
схемой:
http://kopiraiting5.ru/wp-content/uploads/2012/11/0000043.jpg
Изображение пазла:
http://rjob.ru/upload/iblock/a81/a81b5261059e3675796ce73001a7f78f.jpg
Слайд 19Использованная литература
Изображение думающего мальчика в кресле:
http://chudostrana.com/files/clever_games.jpg
Изображение мальчика с карандашом:
http://18school.ucoz.ru/distsnc/1322887509_homework.gif
Изображение листка
с ручкой на планшетке:
http://reserv.gov39.ru/upload/iblock/8e1/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4.%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0.png
Слайд 20Использованная литература
Изображение молнии:
http://cdns2.freepik.com/free-photo/spite-lightning-clip-art_416249.jpg
Изображение человека с восклицательным знаком:
http://vision2you.ru/img/i34.jpg
Изображение стрелок:
http://seleznevo.ru/565656/35eb41f36291.png
Слайд 21Использованная литература
Изображение эволюции человека:
http://facepla.net/images/stories2/443/5_traits_human_evolution/5_traits_human_evolution_1.jpg
Изображение кукловодов:
http://put-k-sebe.com/file/images/389_trening-15.09-1.jpg