Разделы презентаций


Классификация уровней понимания презентация, доклад

Содержание

В существующих ИС можно выделить пять основных уровней понимания и два уровня метапонимания.Первый уровень характеризуется схемой, показывающей, что любые ответы на вопросы система формирует только на основе прямого содержания, введенного из

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Классификация уровней понимания

Классификация уровней понимания

Слайд 2В существующих ИС можно выделить пять основных уровней понимания и

два уровня метапонимания.
Первый уровень характеризуется схемой, показывающей, что любые ответы

на вопросы система формирует только на основе прямого содержания, введенного из текста. Если, например, в систему введен текст: "В восемь утра, после завтрака, Петя ушел в школу. В два часа он вернулся домой. После обеда он ушел гулять", то на первом уровне понимания система обязана уметь отвечать правильно на вопросы типа: "Когда Петя ушел в школу?" или "Что сделал Петя после обеда?". В лингвистическом процессоре происходит морфологический, синтаксический и семантический анализ текста и вопросов, относящихся к нему. На выходе лингвистического процессора получается внутреннее представление текста и вопросов, с которыми может работать блок вывода. Используя специальные процедуры, этот блок формирует ответы. Другими словами, уже понимание на первом уровне требует от ИС определенных средств представления данных и вывода на этих данных.
В существующих ИС можно выделить пять основных уровней понимания и два уровня метапонимания.Первый уровень характеризуется схемой, показывающей,

Слайд 3Второй уровень: На втором уровне добавляются средства логического вывода, основанные

на информации, содержащейся в тексте. Это разнообразные логики текста (временная,

пространственная, каузальная и т. п., которые способны породить информацию, явно отсутствующую в тексте. Для нашего примера на втором уровне возможно формирование правильных ответов на вопросы типа: "Что было раньше: уход Пети в школу или его обед?" или "Гулял Петя после возвращения из школы?" Только построив временную структуру текста, ИС сможет ответить на подобные вопросы.
Схема ИС, с помощью которой может быть реализован второй уровень понимания, имеет еще одну базу знаний. В ней хранятся закономерности, относящиеся к временной структуре событий, возможной их пространственной организации, каузальной зависимости и т. п., а логический блок обладает всеми необходимыми средствами для работы с псевдофизическими логиками.
Второй уровень: На втором уровне добавляются средства логического вывода, основанные на информации, содержащейся в тексте. Это разнообразные

Слайд 4Третий уровень: К средствам второго уровня добавляются правила пополнения текста

знаниями системы о среде. Эти знания в ИС, как правило,

носят логический характер и фиксируются в виде сценариев или процедур иного типа. На третьем уровне понимания ИС должна дать правильные ответы на вопросы типа: "Где был Петя в десять утра?" или "Откуда Петя вернулся в два часа дня?" Для этого надо знать, что означает процесс "пребывание в школе" и, в частности, что этот процесс является непрерывным и что субъект, участвующий в нем, все время находится "в школе".
Схема ИС, в которой реализуется понимание третьего уровня, внешне не отличается от схемы второго уровня. Однако в логическом блоке должны быть предусмотрены средства не только для чисто дедуктивного вывода, но и для вывода по сценариям.
Третий уровень: К средствам второго уровня добавляются правила пополнения текста знаниями системы о среде. Эти знания в

Слайд 5Три перечисленных уровня понимания реализованы во всех практически работающих ИС.

Первый уровень и частично второй входят в разнообразные системы общения

на естественном языке.
Следующие два уровня понимания реализованы в существующих ИС лишь частично.
Три перечисленных уровня понимания реализованы во всех практически работающих ИС. Первый уровень и частично второй входят в

Слайд 6Четвертый уровень: Вместо текста в ней используется расширенный текст, который

порождается лишь при наличии двух каналов получения информации. По одному

в систему передается текст, по другому-дополнительная информация, отсутствующая в тексте. При человеческой коммуникации роль второго канала, как правило, играет зрение. Более одного канала коммуникации имеют интеллектуальные роботы, обладающие зрением.
Зрительный канал коммуникации позволяет фиксировать состояние среды "здесь и сейчас" и вводить в текст наблюдаемую информацию. Система становится способной к пониманию текстов, в которые введены слова, прямо связанные с той ситуацией, в которой порождается текст.
Четвертый уровень: Вместо текста в ней используется расширенный текст, который порождается лишь при наличии двух каналов получения

Слайд 7Пример
На более низких уровнях понимания нельзя понять, например, текст: "Посмотрите,

что сделал Петя! Он не должен был брать это!" При

наличии зрительного канала процесс понимания становится возможным.
При наличии четвертого уровня понимания ИС способна отвечать на вопросы типа: "Почему Петя не должен был брать это?" или "Что сделал Петя?" Если вопрос, поступивший в систему, соответствует третьему уровню, то система выдает нужный ответ. Если для ответа необходимо привлечь дополнительную информацию, то внутреннее представление текста и вопроса передается в блок, который осуществляет соотнесение текста с той реальной ситуацией его порождения, которая доступна ИС по зрительному или какому-нибудь иному каналу фиксации ситуации внешнего мира.

ПримерНа более низких уровнях понимания нельзя понять, например, текст:

Слайд 8Пятый уровень: Для ответа на этом уровне ИС кроме текста

использует информацию о конкретном субъекте, являющемся источником текста, и хранящуюся

в памяти системы общую информацию, относящуюся к коммуникации (знания об организации общения, о целях участников общения, о нормах участия в общении). Теория, соответствующая пятому уровню,-это так называемая теория речевых актов.
Пятый уровень: Для ответа на этом уровне ИС кроме текста использует информацию о конкретном субъекте, являющемся источником

Слайд 9Было обращено внимание на то, что любая фраза не только

обозначает некое явление действительности, но и объединяет в себе три

действия: локуцию, иллокуцию и перлокуцию. Локуция-это говорение как таковое, т. е. те действия, которые говорящий произвел, чтобы высказать свою мысль. Иллокуция - это действие при помощи говорения: вопрос, побуждение (приказ или просьба) и утверждение. Перлокуция - это действие, которым говорящий пытается осуществить некоторое воздействие на слушающего: "льстить", "удивлять", "уговаривать" и т. д. Речевой акт можно определить как минимальную осмысленную (или целесообразную) единицу речевого поведения. Каждый речевой акт состоит из локутивного, иллокутивного и перлокутивного акта.
Было обращено внимание на то, что любая фраза не только обозначает некое явление действительности, но и объединяет

Слайд 10Пример
Siri
Алиса
OK Google

ПримерSiriАлисаOK Google

Слайд 11Первый метауровень: На этом уровне происходит изменение содержимого базы знаний.

Она пополняется фактами, известными системе и содержащимися в тех текстах,

которые в систему введены. Разные ИС отличаются друг от друга характером правил порождения фактов из знаний. Например, в системах, предназначенных для экспертизы в области фармакологии, эти правила опираются на методы индуктивного вывода и распознавания образов. Правила могут быть основаны на принципах вероятностей, размытых выводов и т. п. Но во всех случаях база знаний оказывается априорно неполной и в таких ИС возникают трудности с поиском ответов на запросы. В частности, в базах знаний становится необходимым немонотонный вывод.
Первый метауровень: На этом уровне происходит изменение содержимого базы знаний. Она пополняется фактами, известными системе и содержащимися

Слайд 12Второй метауровень: На этом уровне происходит порождение метафорического знания. Правила

порождения знаний метафорического уровня, используемые для этих целей, представляют собой

специальные процедуры, опирающиеся на вывод по аналогии и ассоциации. Известные в настоящее время схемы вывода по аналогии используют, как правило, диаграмму Лейбница, которая отражает лишь частный случай рассуждений по аналогии. Еще более бедны схемы ассоциативных рассуждений.
Второй метауровень: На этом уровне происходит порождение метафорического знания. Правила порождения знаний метафорического уровня, используемые для этих

Слайд 13Если рассматривать уровни и метауровни понимания с точки зрения архитектуры

ИС, то можно наблюдать последовательное наращивание новых блоков и усложнение

реализуемых ими процедур.
На первом уровне достаточно лингвистического процессора с базой знаний, относящихся только к самому тексту.
На втором уровне в этом процессоре возникает процедура логического вывода.
На третьем уровне необходима база знаний.
Если рассматривать уровни и метауровни понимания с точки зрения архитектуры ИС, то можно наблюдать последовательное наращивание новых

Слайд 14Появление нового канала информации, который работает независимо от исходного, характеризует

четвертый уровень. Кроме процедур, связанных с работой этого канала, появляются

процедуры, увязывающие между собой результаты работы двух каналов, интегрирующие информацию, получаемую по каждому из них.
На пятом уровне развитие получают разнообразные способы вывода на знаниях и данных. На этом уровне становятся важными модели индивидуального и группового поведения.

Появление нового канала информации, который работает независимо от исходного, характеризует четвертый уровень. Кроме процедур, связанных с работой

Слайд 15На метауровнях возникают новые процедуры для манипулирования знаниями, которых не

было на более низких уровнях понимания. И этот процесс носит

открытый характер. Понимание в полном объеме - некоторая, по-видимому, недостижимая мечта. Но понимание на уровне "бытового понимания" людей в ИС вполне достижимо.
На метауровнях возникают новые процедуры для манипулирования знаниями, которых не было на более низких уровнях понимания. И

Слайд 16Существуют и другие интерпретации феномена понимания. Можно, например, оценивать уровень

понимания по способности системы к объяснению полученного результата. Здесь возможен

не только уровень объяснения, когда система объясняет, что она сделала, например, на основе введенного в нее текста, но и уровень обоснования (аргументации), когда система обосновывает свой результат, показывая, что он не противоречит той системе знаний и данных, которыми она располагает. В отличие от объяснения обоснование всегда связано с суммой фактов и знаний, которые определяются текущим моментом существования системы. И вводимый для понимания текст в одних состояниях может быть воспринят системой как истинный, а в других-как ложный.
Существуют и другие интерпретации феномена понимания. Можно, например, оценивать уровень понимания по способности системы к объяснению полученного

Слайд 17Кроме объяснения и обоснования возможна еще одна функция, связанная с

пониманием текстов,- оправдание. Оправдать нечто означает, что выводимые утверждения не

противоречат той системе норм и ценностей, которые заложены в ИС. Существующие ИС типа экспертных систем, как правило, способны давать объяснения и лишь частично обоснования. В полном объеме процедуры обоснования и оправдания еще не реализованы.
Кроме объяснения и обоснования возможна еще одна функция, связанная с пониманием текстов,- оправдание. Оправдать нечто означает, что

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика