Слайд 1Кобец Е.А., к.э.н., доцент кафедры Экономики предприятия
Экономика труда
2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
http://incampus.ru/campus.aspx?module=material¶m=16964354
Слайд 2
ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ТРУДА.
Слайд 3Объектом изучения экономики труда
является труд,
то есть целесообразная деятельность
людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
Слайд 4Социально-трудовые отношения как предмет экономики труда
Предметом изучения ЭТ являются
не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения возникающие
в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда.
Слайд 6Предмет ЭТ на различных уровнях хозяйствования:
на микроуровне - изучение развития
и использования трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и
доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации и стимулирования персонала;
Слайд 7Предмет ЭТ на различных уровнях хозяйствования:
на мезоуровне – исследование и
решение проблем занятости, рынков труда, социальной защиты работников на территориальном
уровне, формирования эффективной системы управления социально-трудовыми отношениями в конкретном регионе;
Слайд 8Предмет ЭТ на различных уровнях хозяйствования:
на макроуровне – выработка стратегии
развития социально- трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики,
формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности, национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.
Слайд 9Взаимосвязь экономики труда с другими науками
Экономические науки
(трудовая теория)
Психология труда
Трудовое
право и другие правовые науки
Социология (социальная теория),
Социология труда
Физиология труда
ЭКОНОМИКА
ТРУДА
Педагогика труда
Теория менеджмента
Экономико-математические науки
Этика
Другие науки
Статистика труда
Технология и организация
Демография
Медицинские науки
Эргономика
Слайд 10Целью ЭТ является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и
практического опыта в области управления человеческими ресурсами - формирования и
рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при создании новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Слайд 11Задачи дисциплины ЭТ:
Изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере
труда в контексте жизнедеятельности человека и общества;
Слайд 12Задачи дисциплины ЭТ:
Изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и
рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда;
Слайд 13Задачи дисциплины ЭТ:
Выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и
процессами, наблюдающимися в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное
развитие;
Слайд 14Задачи дисциплины ЭТ:
Выявление взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала,
фондовыми рынками;
Слайд 15Задачи дисциплины ЭТ:
Исследование изменения стоимости рабочей силы, формирования трудовых затрат
на всех стадиях воспроизводственного цикла.
Слайд 17Логика изучения основ ЭТ:
Изучение начинается с фундаментальных положений теории о
сущности труда и трансформации социально-трудовых отношений в России;
Слайд 18Логика изучения основ ЭТ:
Уточняются социально-экономические характеристики и сущность основных понятий;
Слайд 19Логика изучения основ ЭТ:
Рассматриваются важнейшие методологические положения в основных областях;
Слайд 20Логика изучения основ ЭТ:
Обращается внимание на необходимый учет закономерностей во
взаимосвязях экономических и социальных процессов;
Слайд 21Логика изучения основ ЭТ:
Изучаются проблемы организации, нормирования и условий труда;
Слайд 22Логика изучения основ ЭТ:
Последовательно рассматриваются социально-технические аспекты;
Слайд 23Логика изучения основ ЭТ:
Завершается изложение изучением вопросов, связанных с управлением
и регулированием труда в системе рыночных отношений.
Слайд 24ТРУД КАК ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА.
Слайд 25Труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой,
в которой человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует
обмен веществ между собой и природой.
Слайд 26С экономической точки зрения труд – это любая общественно полезная
деятельность человека;
Слайд 27
С физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за
счет накопления в организме потенциальной энергии.
Слайд 28Ограничения определения «ТРУД»
1. Трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность
человека.
Слайд 29Ограничения определения «ТРУД»
2. Трудом мы называем лишь деятельность человека;
Слайд 30Взаимодействие человека с элементами трудового процесса и окружающей средой
Окружающая среда
ЧЕЛОВЕК-субъект
труда
Предметы труда
Технология изготовления
Средства труда
Продукт труда
Слайд 31Элементы трудового процесса
К предметам труда относится земля и ее недра,
флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия,
объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки;
Слайд 32Элементы трудового процесса
Средства труда- это машины, приборы и оборудование, инструменты,
приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная
оснастка рабочих мест;
Слайд 33Элементы трудового процесса
Окружающая среда и ее состояние рассматривается с точки
зрения микроэкологии труда, то есть обеспечения безопасности труда и соблюдение
психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетически требований к условиям труда, а также с учетом социально-экономических отношений в организации.
Слайд 34Созданный в процессе труда продукт как товар имеет:
Физическую (натуральную)
форму;
Стоимостную (денежную) форму.
Человек как субъект труда может реализовать свой трудовой
потенциал двояко:
Либо на основе самозанятости;
Либо как наемный работник.
Слайд 35В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости
вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и
природной средой, но и друг с другом.
Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.
Слайд 36Общественные отношения различаются по:
характеру (классовые, национальные, региональные);
содержанию (экономические, социальные,
трудовые);
форме (межличностные, межгрупповые).
Отношения между людьми по поводу производства и распределения
продукции
Процесс труда
Созданный продукт
Распределение (пропорция, доля каждого участника в произведенном продукте, доход, зарплата)
Обмен (количество товаров и услуг, приобретенное каждым на свою долю)
Потребление (индивидуальное присвоение продуктов)
Слайд 37Характер и содержание труда
Характер труда позволяет рассматривать труд с точки
зрения общественных условий производства;
его определяют формы и методы
привлечения членов общества к труду; тип общественной формации труда; отношение работников к труду.
Слайд 38Характер и содержание труда
Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций
(исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций.
Слайд 39Классификация видов труда по группам признаков
Классификационные признаки
По характеру
и содержанию
труда
По предмету
и продукту труда
По средствам
и способам труда
По условиям
труда с
различной степенью
регламентации
Труд наемный и частичный; индивидуальный и коллективный;
по желанию, необходимости и принуждению; физический и
умственный; репродуктивный и творческий; разной степени
сложности.
ВИДЫ ТРУДА
Труд научный, инженерный, управленческий, производственный, предпринимательский, инновационный, промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и коммуникационный.
Труд ручной (технически не вооруженный), механизированный и
автоматизированный (компьютеризированный), низко-, средне-
и высокотехнологичный; с различной степенью участия человека.
Труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; свободный и регламентированный.
Слайд 40УСЛОВИЯ ТРУДА И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
Условия труда представляют
собой совокупность элементов производственного процесса, окружающей (производственной) среды, внешнего оформления
рабочего места и отношения работника к выполняемой работе.
Слайд 41Условия труда как объективное общественное явление формируются под воздействием совокупности
взаимосвязанных факторов - социально-экономических,технико-организационных и естественно природных.
К социально-экономическим относятся
социально-политические, экономические, нормативно-правовые,социально-психологические факторы;
Слайд 42Условия труда как объективное общественное явление формируются под воздействием совокупности
взаимосвязанных факторов - социально-экономических,технико-организационных и естественно природных.
Технико-организационные факторы- это
средства труда, предметы труда, технологические процессы, организация производства и труда, способы транспортировки сырья;
Слайд 43Условия труда как объективное общественное явление формируются под воздействием совокупности
взаимосвязанных факторов - социально-экономических,технико-организационных и естественно природных.
К естественно-природным относятся
географические, климатические, биологические факторы.
Слайд 44Воспроизводство трудовых ресурсов
Фаза формирования трудовых ресурсов включает естественное воспроизводство населения
(носителей рабочей силы); приобретение самой способности к труду посредством системы
общего, специального и высшего образования, профессиональной подготовки; восстановление и развитие способностей к труду.
Слайд 45Воспроизводство трудовых ресурсов
Фаза распределения трудовых ресурсов включает распределение и перераспределение
совокупной рабочей силы по сферам приложения труда, видам занятости, отраслям
народного хозяйства и регионам в соответствии со спросом и предложением региональных и внутренних рынков труда.
Слайд 46Воспроизводство трудовых ресурсов
Фаза использования трудовых ресурсов включает трудовую деятельность, в
процессе которой непосредственно реализуется рабочая сила как совокупность интеллектуальных и
физических способностей к труду.
Слайд 47Воспроизводство трудовых ресурсов
Процесс воспроизводства трудовых ресурсов является постоянным и непрерывным
и обусловлен воспроизводством населения.
Слайд 48Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике
Социальный состав трудовых ресурсов в
России по классификации МОТ
Трудовые ресурсы
(трудоспособное население)-
90,2 млн
чел.
Экономически активное
население- 73,8 млн чел.
Экономически неактивное
население- 16,4 млн чел.
Не занятые трудовой
деятельностью
Не ищут работу
и прекратившие
ее поиск
Ищут работу и
безработные-
5,3 млн чел.
Неработающие
пенсионеры и
инвалиды
Занятые общественно
полезной деятельностью-
68,5 млн чел.
Учащиеся,студенты,слушатели,
курсанты дневных
учебных заведений
Другие категории незанятых
Наемная рабочая сила
Работодатели
Самозанятые
Другие виды занятости
Слайд 49Классификация состава населения по методологии МОТ
Слайд 50Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов
Население- это совокупность людей,
живущих на вполне определенной территории (в районе, городе, регионе, стране).
Воспроизводство
населения обусловлено демографической ситуацией, которая определяется структурой населения, характером его движения, видами, типами и режимом воспроизводства.
Слайд 51Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов
Воспроизводство населения обусловлено демографической
ситуацией, которая определяется структурой населения, характером его движения, видами, типами
и режимом воспроизводства.
Слайд 52Виды и типы воспроизводства
Виды воспроизводства:
Естественное движение;
Миграционное движение;
Социальное движение.
Воспроизводство населения осуществляется
в 3 режимах – расширенном, простом и суженном.
Слайд 53Виды и типы воспроизводства
Воспроизводство населения осуществляется в 3 режимах –
расширенном, простом и суженном.
Типы воспроизводства:
Экстенсивный тип;
Интенсивный тип.
Слайд 54Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества
Структура- показатель о распределении трудовых
ресурсов.
Структура трудовых ресурсов по групповым признакам.
Слайд 55Количественные изменения в составе численности трудовых ресурсов характеризуются следующими показателями:
Абсолютный
прирост трудовых ресурсов определяется по формуле:
Тпр=Rn-Ro
Слайд 56Количественные изменения в составе численности трудовых ресурсов характеризуются следующими показателями:
Темп
роста- отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного
периода к их величине в начале периода;
Слайд 57Количественные изменения в составе численности трудовых ресурсов характеризуются следующими показателями:
Темп
прироста можно рассчитать по формуле
Tпс=Rn/Ro-1
Слайд 58Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах
деятельности предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Появление большого количества предпринимательских структур, либеризация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний – всё это способствовало становлению нормальных рыночных отношений. Увеличение предложения товаров и услуг с одной стороны и уменьшение платежеспособности спроса – с другой стороны создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
Слайд 59Но большинство российских предприятий машиностроительной отрасли не готово к введению
конкурентной борьбы с зарубежными фирмами, поставляющими аналогичные по назначению товары.
Это связано с неспособностью привлекать инвестиции для развития производства и модернизации в большинстве своем устаревшего и изношенного оборудования, отсутствием инновационных процессов, в связи с недостаточностью средств, низким уровнем организации и управления производственными системами, неумением представить продукт в выгодном тоне, неблагоприятной макроэкономической политикой государства.
Слайд 60И выход из этой ситуации может быть лишь на пути
создания условий конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. В этом
случае конкуренция будет условием выживания в рыночных условиях, а необходимость адаптации в условиях конкуренции товаров является насущной задачей всей системы управления предприятий.
Слайд 61Адаптация должна проходить в ходе работы по всестороннему анализу деятельности
конкурентов, разработки стратегии конкурентного поведения на рынке, реализацией разрабатываемых мероприятий
по развитию предприятия.
Слайд 62Конкурентная стратегия фирмы представляет собой планы активности для достижения рыночного
успеха и получения конкурентного преимущества. Выбор конкурентной стратегии на основе
анализа исследований, проведённых Майклом Портером, определяет два главных момента. Первый момент – структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях различается, так как вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова. Второй главный момент – это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Существенное изменение положения в конкурентной гонке влечёт за собой перемены в структуре отрасли или появление новых основ для конкурентного преимущества.
Слайд 63Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли в
процессе её изменения. В любой отрасли экономики суть стратегии конкуренции
может быть определена пятью силами, предложенными М. Портером
Слайд 64Фирмы должны не только реагировать на изменение структуры отрасли, но
и выбирать позицию в пределах отрасли. Позиция в отрасли -
подход фирмы в целом к конкуренции, и не только её продукция или то, на кого она рассчитана, определяют конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество включает более низкие издержки и дифференциацию товаров. Низкие издержки помогают фирмам разрабатывать, выпускать и реализовывать продукцию с меньшими затратами, чем конкуренты, и получать больше прибыли.
Слайд 65Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной большей ценностью в
виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Она позволяет фирме диктовать высокие цены и увеличить прибыль по сравнению с конкурентами.
Слайд 66Вышеперечисленные силы конкуренции влияют на прибыльность конкуренции отрасли, потому что
они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы,
которые им приходится нести, и на размер капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.
Слайд 67Появление новых конкурентов снижает прибыльность фирм, так как они привносят
в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка
сбыта. Покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли.
Слайд 68Соперничество между конкурентами было и остается умеренным и больше всего
зависит не от снижения цен, а от других факторов и,
прежде всего от инновации, которая способствует увеличению объема производства.
Слайд 69При выборе конкурентной стратегии фирмы должны уделять внимание обоим типам
конкурентного преимущества, хотя и строго придерживаться одного из них. Фирма,
сосредоточившаяся на низких издержках, должна, тем не менее, обеспечивать приемлемое качество и обслуживание. Товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товара конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме.
Слайд 70Поэтому фирма должна решать для себя, сколько разновидностей продукции она
будет выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать,
в каких отраслях она будет конкурировать с учетом сегментации рынка. В разных секторах рынка требуется разные стратегии и разные способности.
Слайд 71М. Портер, тем не менее, разработал концепцию универсальных стратегий, которая позволяет
отличать стратегические позиции на простейшем и более сложном уровнях. Базовые
стратегии конкуренции требуют адаптации к конкретным условиям работы предприятия. Одним из важнейших направлений конкретизации стратегии является её привязка к конкурентному статусу предприятия и, в первую очередь, к степени его доминирования на рынке. В этой связи заслуживают внимания несколько стандартных ситуаций:
Слайд 72Цель проектирования стратегии – обнаружить источники кризисной ситуации и предложить
методы их ликвидации в кратчайшее время [25]. Первая задача –
постановка диагноза; что лежит в основе кризисного ухудшения ситуации? Может ли бизнес быть сохранён? Что необходимо изменить? Можно предложить несколько направлений поиска методов возращения бизнеса в нормальное состояние:
Слайд 73Многое зависит от условий, преобладающих в отрасли, прошлых действий предприятия
и состояния конкурентов. Это определяет необходимость осуществления интенсивного анализа ситуации
на рынке в отношении большинства конкурентов, исследования собственной конкурентной позиции предприятия, его опыта и ресурсов. Обычно успешная реорганизация базируется:
Слайд 74- на переходе к новым методам конкуренции и, таким образом, перепозиционировании
бизнеса на рынке;
- на ревизии внутренней среды предприятия для изыскания резервов
поддержки используемой стратегии конкуренции;
- на слиянии с другой фирмой;
- на сокращении ассортимента товаров до наиболее соответствующего профилю предприятия.
Слайд 75Увеличение дохода за счет повышения цен и расходов на маркетинг [36].
Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулированию
сбыта позволяют увеличить долю предприятия на рынке. Попытки увеличения дохода с помощью данных средств рискованны.
Слайд 76Они имеют смысл, когда: спрос характеризуется низкой эластичностью по цене;
покупатели в своей массе не осведомлены о товаре, а те,
кто знают о товаре, не стоит за ценой; нет оперативных средств для снижения издержек производства и, в то же время, необходимо находиться в равновесном положении, исключающим большие убытки. Основной источник увеличения рентабельности – усиленное использование существующих производственных мощностей.
Слайд 77Акцент на снижение издержек наиболее эффективен, когда структура издержек является
гибкой и быстро корректируемой, а бизнес в целом близок к
точке рыночного равновесия. Организационным сопровождением к снижению издержек может быть усиление контроля за используемыми средствами; исключение найма новых работников; модернизация существующих производств для достижения большей производительности; перенесение капитальных вложений на более поздние периоды
Слайд 78Сокращение активов становится основой для спасения предприятия, когда быстрый приток
финансовых ресурсов является последним средством. В этом случае наиболее полезным
для изыскания наличности может стать:
- продажа некоторых активов предприятия (производств и оборудования, земель, патентов, инвентаря, прибыльных проектов и т.п.);
- исключение из производства ненужных товаров, закрытие или продажа старых производств, сокращение работающих, уход с некоторых рынков сбыта, сокращение предлагаемых услуг и т.д.
Слайд 79Продажа активов должна осуществляться не столько для избавления от них
и получения денежных ресурсов, сколько ради пополнения оборотных средств или
иных фондов для осуществления намеченных операций по выходу из сложившейся кризисной ситуации.
5. Комбинирование различных методов.
Слайд 80Комбинирование перечисленных методов необходимо, когда требуются быстрые действия на широком
фронте или спасательные усилия влекут за собой привлечение нового управленческого
персонала и наделение его свободой в осуществлении любых перемен, которые, по их мнению, подходят для восстановления эффективного бизнеса. На практике попытки экономии, реорганизации, сокращения активов почти всегда подкрепляются комбинированными подходами, нежели основываются на каком-то одном из них.
Слайд 81В реальной действительности большинство спасательных усилий по выходу из кризисной
ситуации оказываются безуспешными. Существующие исследования 64 компаний, относящихся к 8
базовым отраслям, проведенные М. Портером, показывают, что ни в одной из них не произошло успешного восстановления бизнеса.
Слайд 82Многие компании слишком долго ожидали перед тем, как начать действовать;
другие не находили необходимых средств и предпринимательского опыта, чтобы конкурировать
в тех отраслях, которые отличаются жестокой конкурентной борьбой; часто конкуренты оказывались слишком сильными, чтобы их можно было победить в борьбе за долю рынка, которую необходимо удержать. Поэтому быстрый и полный выход из бизнеса также должен рассматриваться как реальная альтернатива.
Слайд 83Предприятие, имеющее слабую конкурентную позицию, располагает, по существу, тремя основными
выходами из такой ситуации. Ему предстоит проанализировать возможности использования стратегий
конкуренции, базирующихся:
- на работе с дешевой продукцией, либо на использовании новых методов дифференциации,
- на сохранении и удержании объемов продаж, доли рынка, рентабельности и конкурентной позиции на существующих уровнях,
- на реинвестициях в бизнес на уровне едва достаточного минимума с целью получить краткосрочные прибыли и максимилизации краткосрочного притока средств.
Слайд 84Анализ первых трех возможностей не представляет особых трудностей, четвертая заслуживает
более детального рассмотрения.
· стратегия получения краткосрочных прибылей.
Направляет усилия предприятия по среднему
пути между сохранением существующей позиции и самоликвидацией. Ф. Котлер предлагает 7 индикаторов того, когда компания должна обратить внимание на эту стратегию [78]:
Слайд 851. предприятие работает на насыщенном или застойном рынке и долгосрочные перспективы
его развития не привлекательны;
2. бизнес занимает небольшую долю рынка, и ее
расширение будет слишком дорогим или недостаточно выгодным; у предприятия имеется достаточная доля рынка, которую становится дорого поддерживать;
3. плохие перспективы получения прибыли из-за внутренних особенностей и условий работы предприятия;
Слайд 864. снижение конкурентных усилий не сразу приводит к снижению эффективности сбыта
и общему ухудшению рыночных позиций;
5. предприятие имеет возможность переместить ресурсы в
сферы с более привлекательными перспективами;
6. бизнес не является основным для организации;
7. основное направление деятельности предприятия не способствует развитию его отличительного имиджа.
Слайд 87В ходе анализа необходимо учесть, что чем больше перечисленных условий
выполняется для конкретного бизнеса, тем более он подходит для стратегии
получения краткосрочных прибылей.
Последовательность реализации данной стратегии может быть определена следующим образом: оборотные средства сокращаются до минимального уровня, предпринимаются жесткие шаги по снижению издержек, капитальные вложения в новое оборудование сокращаются, цена на продукцию незначительно поднимается при одновременном сокращении издержек на продвижение товаров.
Слайд 88Цель – максимизировать поступления средств за счет краткосрочных источников и
использовать их на производство других товаров в порядке диверсификации.
В такой
ситуации объем продаж почти наверняка упадет до некоторого базисного уровня спроса, но вместе с тем сокращение издержек вызовет медленное падение прибыли. В идеале объем продаж и доля рынка не должны сократиться, хотя бы на первое время.
Слайд 89Если бизнес не может быть прибыльным и генерировать приток средств,
то когда он достигает базисного уровня спроса, его ликвидируют. Стратегия
получения краткосрочных прибылей, таким образом, направляет и ведет бизнес к ликвидации. Она более характерна для малых и средних предприятий, способных в короткие сроки переориентировать свою деятельность.
Слайд 90· Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию.
Практически каждая отрасль включает в себя
фирмы, стремящиеся резко улучшить свою конкурентную позицию [42]. Попытка стать
лидером по себестоимости для таких предприятий обычно возможна только в том случае, когда один из лидеров на рынке уже не применяет данную стратегию. В случаях, когда экономия на масштабе невелика, и контроль над большой долей рынка не дает ценовых преимуществ, практический выбор стратегии конкуренции для таких фирм сокращается до 6 методов, которые и должны стать предметом тщательного анализа.
Слайд 911. Поиск незанятой ниши – предприятие могло бы искать «своих» потребителей
и культивировать для них особую политику, которую обходят стороной конкуренты.
Принцип, лежащий в основе этого подхода – концентрация усилий на том, чем не интересуются лидеры отрасли. Поэтому результатом анализа должно быть определение грани рыночной ниши, которая имеет достаточный размер и возможности для получения прибыли, определенный потенциал роста, подходит предприятию по его возможностям и опыту и, в то же время, остается вне сферы интересов лидирующих компаний.
Слайд 922. Приспособление к конкретной группе потребителей. В этом случае усилия нацеливаются
только на поиск нескольких тщательно отобранных сегментов рынка по схеме
«товар-потребитель». В отличие от попыток бороться за все группы потребителей с производством широкого ассортимента продукции, обращенного к разным нуждам и выполняющим различные функции, упор делается на тех областях рынка, где предприятие имеет или может развивать специальные виды деятельности, которые были бы высоко оценены потребителями.
Слайд 93Результаты аналитических процедур во многом зависят от правильно подобранных подходов
к сегментированию рынка (сегментирование по характеристикам товара, цене, скорости сбыта,
географическим факторам, по типу предполагаемого сервиса и т.п.).
Слайд 943. Создание лучшего товара. Необходимо найти такое сочетание стратегий дифференциации и
сегментирования, которое позволило бы создать товар высокого качества для конкретных
групп покупателей. При этом усилия по анализу сбыта и маркетинга должны фокусироваться на потребителях, ценящих качество и внешний вид. Отличное мастерство, престижное качество, постоянные усовершенствования и работа в тесном контакте с потребителями с целью создания «идеального» товара – все это должно подкреплять данный подход.
Слайд 954. Следование за лидером. Поскольку фирма не претендует на переманивание покупателей
у лидирующих предприятий и захват большей доли рынка, основное внимание
в анализе уделяется использованию внутренних ресурсов и управленческого опыта с целью имитации действий лидеров, которая не вызывает агрессивной ответной реакции со стороны конкурентов.
Слайд 965. Захват небольших фирм – агрессивная политика роста за счет своих
мелких конкурентов – требует выявления путей прямого поглощения (приобретения) небольших
фирм для организации производства с более конкурентоспособным масштабом или увеличения объёма продаж за счёт ослабления конкурентов. И тот, и другой подход требует аккумуляции средств и подготовки специальных приёмов противодействия ответной реакции конкурентов.
Слайд 976. Создание отличительного имиджа направлено на развитие преимуществ стратегии дифференциации продукции
путём создания у потребителей хорошо запоминающегося, привлекательного образа предприятия. Предметом
анализа должны стать возможности предприятия в области снижения цен за счёт сокращения издержек, создания престижного качества в сочетании с невысокой ценой, лучшего обслуживания, проектирования уникальных признаков товара, улучшения работы каналов сбыта, лидерства в нововведениях или в необычной рекламе.
Слайд 98Динамика рынка является мощным дестабилизирующим фактором при формировании стратегии конкуренции.
Поэтому её учёт является необходимым условием адаптации стратегии к особенностям
развития рынка.
Конкурентная среда нового рынка имеет несколько отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при разработке стратегии:
1. Не существует «правил игры», и вопрос о том, как будет функционировать рынок, открыт.
Слайд 992. Большинство ноу-хау находятся в частной собственности предприятий-пионеров отрасли.
3. Существует неопределённость относительно
того, какая технология окажется наиболее эффективной, и атрибуты товара, какого
предприятия будут предпочтительны для покупателей. Результатом этой неопределённости является неустойчивое качество товара, отсутствие стандартов на продукцию и технологии.
Слайд 1004. Предприятия лишены целостной информации о конкурентах, потребителях, состоянии отрасли и
поэтому заняты поиском собственных стратегий, технологии производства и характеристик привлекательности
продукции.
5. Существуют хорошие возможности для снижения издержек производства и реализации продукции за счёт новых идей по организации производства и управления, совершенствования условий труда и повышения его производительности.
Слайд 1016. Для вновь созданных предприятий отсутствуют проблемы «входа» в новую отрасль,
так как «входные» барьеры незначительны за исключением ситуаций, когда необходимы
значительные инвестиции в новые технологии.
Слайд 1027. Превалирует ситуация, при которой группы потребителей еще только формируются, и
задачи маркетинга находятся в стадии формулирования. В них особо выделяются
задачи стимулирования сбыта и предотвращения претензий со стороны потребителей и конкурентов. Это связано с тем, что технологии второго или третьего поколения могут быстро превратить существующие товары в морально устаревшие. Следовательно, в такой ситуации потребителям целесообразно откладывать покупки до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие между дизайном, технологией и ценой нового товара.
Слайд 1038. Возможны трудности с используемым сырьём и материалами, которые могут иметь
место до тех пор, пока поставщики не приспособятся к потребностям
новой отрасли.
Слайд 1049. В соответствии с условиями, перечисленными выше, предприятия, работающие на новом
рынке, поставлены перед фактом значительно более высоких издержек на первом
этапе деятельности по сравнению с теми, которые будут появляться по мере роста объёма рынка. В связи с этим предприятия нуждаются в значительной финансовой поддержке для того, чтобы преодолеть стартовые трудности и получить первую прибыль.
Слайд 105Конкурентная стратегия напрямую зависит от той конкурентной среды, в которой
осуществляет свою деятельность предприятие [25].
Конкурентная среда предприятия в условиях различных
моделей конкуренции формируется в результате воздействия на товарный рынок множества разнородных факторов, характеризующихся отдельной сферой действия, временным периодом, интенсивностью. Если сгруппировать их в рамках субъектов рынка, деятельность которых создаёт условия для конкуренции, можно выделить 6 основных факторов конкурентной среды рынка [19]:
Слайд 106государство и его политика в области регулирования конкуренции;
предприятие, вступающее на
рынок и обостряющее конкурентную борьбу;
потребители продукции, оказывающие давление на предприятия
отрасли;
поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий на отраслевой рынок;
производители товаров-заменителей, занимающих часть отраслевого рынка;
непосредственно предприятия-производители (продавцы) продукции.
Слайд 107Изучение представленных факторов является важной предпосылкой формирования системного видения конкурентной
среды предприятия, без которого невозможна практическая работа на рынке.
Оценка состояния
конкурентной среды состоит в анализе ключевых характеристик представленных факторов и включает ряд взаимосвязанных процедур.
Характеристика государственной политики в области регулирования конкуренции.
Слайд 108При оценке государственной политики, регулирующей конкуренцию на конкретном товарном рынке,
необходимо рассмотреть во взаимосвязи воздействие государства как непосредственно на субъекты
исследуемого товарного сегмента, так и их взаимосвязи. В качестве анализируемых факторов, определяющих характер государственного регулирования конкуренции, необходимо выделить ряд важнейших элементов государственной политики [66]:
Слайд 1091. Антимонопольная политика, определяющая средства и методы контроля и ограничения, существующих
естественных и государственных монополий; условия квалификации доминирующего положения на рынке
и существующие санкции государства (вплоть до принудительного разукрупнения предприятий - монополистов); порядок контроля за слияниями и поглощениями предприятий, а также за ходом приватизации в целях предупреждения появления новых монопольных структур; границы государственного вмешательства во внешнюю торговлю; условия прямого контроля над ценами и заработной платой (в экстренных случаях); системы поощрения создания и функционирования конкурирующих производств и предприятий; квотирование и лицензирование определённых видов деятельности; меры по стимулированию малого бизнеса путём предоставления налоговых льгот, дотаций и льготных кредитов; упрощение условий организации бизнеса в данной отрасли.
Слайд 1102. Финансовая политика стимулирования конкуренции, проводимая Министерством финансов, Центральным банком РФ,
Министерством экономики и включающая: регулирование объёмов и условий предоставления кредитов,
депозитные ставки, систему налогообложения, динамику и размеры доходов субъектов рынка, нормы рентабельности производства и реализации продукции.
Слайд 1113. Регулирование экспорта и импорта продукции на основе лицензирования и квотирования,
изменения таможенной политики, проводимые Министерством внешних экономических связей РФ и
другими специальными ведомствами.
Слайд 1124. Участие государства в производстве и реализации продукции за счёт поддержания
определённых долей государственной собственности в отраслевых предприятиях (госсектор), государственных капитальных
вложений, государственных заказов, льготных государственных кредитов и ссуд.
Слайд 1135. Государственная стандартизация продукции, технологий, условий безопасности и экологичности производства, охрана
окружающей среды.
6. Регулирование добычи полезных ископаемых, цен на сырьё, материалы, энергию,
воду, землю.
7. Патентно-лицензионная политика, законодательно закрепляющая исключительные права на открытия изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность.
Слайд 1148. Социальная защита потребителей с помощью законодательно закреплённых прав потребителей, организации
союзов потребителей, системы дотаций и льгот и другие средства создания
неравных условий хозяйствования.
Слайд 115Оценка возможности появления новых конкурентов.
Появление новых конкурентов на рынке приводит
к перераспределению долей рынка, принадлежавших ранее работающим предприятиям. Ввод новых
производственных мощностей влечёт за собой обострение конкуренции и, как следствие, - уменьшение цен и снижение рентабельности [56]. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входного барьера» на рынок и реакции действующих предприятий на появление новых конкурентов.
Слайд 116Уровень «входного барьера», то есть совокупность экономических, технических и организационных
условий для создания нового производства, определяется рядом факторов, среди которых
необходимо выделить и оценить [18]:
Преимущественный тип производства в отрасли и связанный с ним уровень отраслевой себестоимости.
Слайд 117Масштабность производства и наличие крупных производителей является препятствием для достижения
преимуществ над конкурентами в себестоимости производимой продукции. Низкий уровень отраслевой
себестоимости, связанный с крупным масштабом производства, может стать существенной защитой обновления новых конкурентов.
Слайд 118Вместе с тем крупномасштабное производство в некоторых случаях способствует снижению
уровня «входного барьера»: за счет высокой степени стандартизации продукции, препятствующей
удовлетворению специфических потребностей покупателей; часто большой объём выпуска отрицательно сказывается на имидже товаров и их привлекательности; радикальные технологические новшества иногда парализуют крупномасштабное производство (в отличие от небольших гибких производств).
Слайд 119Степень дифференцированности продукции.
Наличие большого разнообразия моделей, модификаций, типоразмеров одной и
той же продукции, то есть высокая степень её дифференциации, означает
глубокую сегментированность рынка и высокую степень его занятости. В такой ситуации различные группы потребителей продукции имеют устоявшиеся предпочтения, и задача вновь образующихся предприятий усложняется необходимостью поиска незанятого сегмента рынка (что весьма затруднительно при высокой степени дифференцированности производимой продукции) или изменения сложившихся предпочтений потребителей. И то, и другое требует дополнительных материальных затрат.
Слайд 120Доступность каналов распределения продукции.
Освоенность рынка, как правило, означает, что сеть
оптовой и розничной продажи, а также другие формы каналов распределения
продукции заняты конкурентами. На практике это заставляет кооперироваться с существующими предприятиями по сбыту продукции или создавать новые, собственные каналы распределения. И то, и другое уменьшает рентабельность продаж в период становления предприятия и, следовательно, облегчает задачу отраслевых конкурентов по выживанию новичков [18].
Слайд 121Потребность в дополнительных капитальных вложениях.
Необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для
создания нового производства часто является критическим фактором, ограничивающим доступ новых
предприятий в отрасль. Финансовое истощение вновь образованного предприятия на начальных этапах его деятельности, с одной стороны, и необходимость наращивания оборотных средств, осуществления расчётов с банками по кредитам, погашения возможных убытков от организации нового бизнеса и т.п. обстоятельства, с другой, существенно ограничивают возможности вхождения в отрасль.
Слайд 122Консерватизм существующей системы поставок.
Характер и устойчивость связей поставщик-потребитель и общее
количество поставщиков определяют «цену переключения», которую должно оплатить новое предприятие
по переориентации существующей системы поставок на себя. На практике это означает создание более благоприятных условий для поставки (снижение требований входного контроля; увеличение цен на поставляемое сырьё, запасные части, полуфабрикаты, узлы и агрегаты; ориентация на удобный поставщику график, транспорт, кратность поставки и т.п.), что увеличивает себестоимость и цену конечной продукции.
Слайд 123Факторы, определяющие высокий уровень себестоимости у предприятий, входящих в отрасль,
и не связанные с масштабом производства.
К таким факторам можно отнести:
высокую
защищённость современных технологий, используемых в отрасли, патентами, лицензиями и другими исключительными правами;
затруднённый доступ к используемому сырью;
занятость наиболее выгодных, с точки зрения рыночной конъюнктуры, географических регионов страны;
высокие профессиональные навыки и квалификация, требуемые для производства отраслевой продукции.
Слайд 124При определении характера влияния потребителей продукции на интенсивность конкуренции [43]
потребители сталкивают интересы конкурирующих предприятий с помощью специальных средств воздействия
на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увеличению количества и качества потребляемых услуг. Сила воздействия различных групп потребителей на интенсивность конкуренции значительна при наличии следующих условий [56]:
Слайд 1251. Потребители приобретают большую часть продукции, производимую предприятием, и за счёт
этого оказывают давление на него пол угрозой уменьшения объёма закупок.
2. Приобретаемая
продукция составляет значительную часть бюджета потребителя, что делает его более чувствительным к изменению цен, качества и других коммерческих характеристик изделий.
Слайд 1263. Высокая степень стандартизации продукции обуславливает ситуацию, в которой существует большой
выбор производителей одного и того же (аналогичного) товара, а значит,
и отсутствуют существенные препятствия для переключения потребителя на другого производителя данного товара.
4. Потребители представляют собой низко рентабельные производства, имеющие небольшие доходы. Небольшая прибыль является причиной малых закупок. Она формирует высокую чувствительность к изменению цен, повышает эластичность спроса и ограничивает производителей в повышении цен.
Слайд 1275. Высокая степень вертикальной интеграции производства у потребителя. В ситуации, когда
приобретаемый товар параллельно производится самим потребителем, последний имеет возможность оказывать
давление на производителя под угрозой прекращения закупок и перехода на самообеспечение.
Слайд 1286. Приобретаемая продукция не оказывает существенного влияния на качество конечной продукции,
производимой потребителем. В этом случае потребитель более чувствителен к цене
и стремится не допускать её повышения.
Слайд 1297. Потребитель имеет обширную информацию о продукции, производимой в отрасли. Полная
информация об объёмах, ценах, типах, себестоимости производимой в отрасли продукции
увеличивает возможный выбор и за счёт этого способствует обострению конкуренции в отрасли.
Слайд 1308. Высокая степень организации потребителей, наличие союзов потребителей, специальной прессы, законов
о правах потребителей и т.п.
Эти и другие условия, усиливающие
позицию потребителей и обостряющие конкуренцию на товарном рынке, не являются абсолютными. Производители борются за изменение обстоятельств, порождающих эти условия. В частности, за счёт поиска таких потребителей, которые в меньшей степени отвечают перечисленным выше характеристикам.
Слайд 131Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу в отрасли с помощью двух
средств – цены и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.
Условия, при которых это влияние ощутимо повышает интенсивность конкуренции в отрасли, сводятся к следующим обстоятельствам:
Слайд 1321. Небольшое количество поставщиков, которые могут определять политику поставок, выбирать наиболее
выгодные предложения по поставкам, отказывать (в необходимых случаях) нежелательным клиентам.
2. Отрасль
потребляет незначительную часть продукции, производимой поставщиками и поэтому изменение цен на данную продукцию, несущественно сказывается на себестоимости и цене конечных изделий, производимых в отрасли.
Слайд 1333. Поставляемая продукция играет важную роль в конечном изделии, выпускаемом потребителем.
Это обстоятельство укрепляет зависимость потребителя от поставщика.
4. Отсутствие эффективных заменителей поставляемой
продукции уменьшает возможности выбора и снижает уровень требований к характеристикам поставляемых изделий.
Слайд 1345. Высокая степень дифференцированности поставляемой продукции является следствием высокого уровня специализации
поставщиков на выпуске конкретных изделий, что осложняет для потребителя поиск
других поставщиков аналогичной продукции.
Слайд 1356. Низкий уровень вертикальной интеграции производства у потребителя, при котором потребитель
не в состоянии производить на своих мощностях закупаемую продукцию и,
следовательно, полностью зависит от поставок извне.
Слайд 136Изделия, способные в той или иной степени заменить реализуемые товары,
представляют собой важный фактор, влияющий на интенсивность конкуренции. В отношении
подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена за один из товаров возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем [54]. В результате происходит переориентация покупателей на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешёвым способом. Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше:
Слайд 137количество эффективных заменителей производимого товара;
объём производства товаров-заменителей;
разница в ценах между
изделием-оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних.
Слайд 138Кроме того, необходимо отметить, что помимо легального производства товаров-заменителей, практика
бизнеса изобилует примерами противозаконной имитации и дублирования известных товаров, марок,
марочных названий, товарных знаков. Подобные заменители также обостряют конкуренцию, так как отвлекают основного производителя на создание ненужных потребителю атрибутов товара, которые повышают цену изделия, но не дают возможность нелегальному производителю качественно копировать (имитировать) характеристики товара-оригинала.
Слайд 139Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что конкуренция предприятий по существу сводится
к созданию благоприятных условий относительно перечисленных элементов конкурентной среды. Активные
средства адаптации к внешним обстоятельствам, включают:
такое позиционирования предприятия на рынке, которое даёт наилучшую защиту от факторов, определяющих высокую интенсивность конкуренции в отрасли;
Слайд 140изменение существующего равновесия конкурентной среды за счёт разработки и проведения
специальных стратегических инициатив;
использование объективных изменений на рынке для упреждающих действий,
меняющих расстановку сил в конкурентной борьбе в пользу предприятия;
диверсификацию и постепенный уход с рынка при высокой агрессивности конкурентной среды.
Слайд 141Представленные элементы конкурентной среды не являются изолированными друг от друга.
Их совокупное действие, проявляющееся в конкретных рыночных ситуациях, трудно расчленить
на отдельные составляющие, что вызывает отдельные сложности при оценке взаимодействия данных элементов. В то же время именно уровень активности конкурентной среды является определяющим моментом в построении конкурентной стратегии предприятия, в выборе средств и моментов ведения конкурентной борьбы. Выбор же предпринимателем той или иной конкурентной стратегии напрямую зависит от уровня конкурентоспособности выпускаемой им продукции.
Слайд 142Производитель не может успешно выжить в конкурентной среде внутреннего или
внешнего рынка, если он не имеет целей, указаний, направлений со
стороны менеджмента, которые определяют, к чему производитель стремится, чего он хочет добиться своей деятельностью.
История развития менеджмента в XX в. показывает, что представления о целях фирм-производителей в мировой экономике в течение столетия существенно изменились под влиянием множества внешних и внутренних факторов (рис. 2.1).
Слайд 143Рис. 2.1 интересен тем, что вместо абстрактных законов, принципов и
этапов развития чистой науки здесь концентрируется внимание на том, что
в течение XX столетия выполнялись и совершенствовались основные функции аппарата управления (на всех уровнях), дополнялись представления руководителей о целеполагании в связи с событиями, происходившими в мире.
Слайд 144Целеполагание — это фундамент системы управления, первый шаг на пути
развития фирмы и ее продукции. В связи с тем, что
обязательным современным требованием к системе управления является ее гибкость и способность к быстрой функциональной и структурной перестройке, общие и конкретные цели фирмы должны быть объектами постоянного стратегического контроллинга с позиций их соответствия последним достижениям научно-технического прогресса и возможностям фирмы.
Слайд 145В начале XX в. в период подготовки и в ходе
Первой мировой войны, пролетарских движений под влиянием марксистской идеологии, а
также быстрого обогащения фирм, поставляющих вооружение, при одновременных разрушениях инфраструктуры производства на театрах военных действий, условия конкурентной среды ужесточились. Главной задачей фирм было выживание.
Слайд 146В дальнейшем кроме этой задачи в связи с нарастанием экономических
катастроф на земле и появлением реальных угроз и разрушительных последствий
производственной деятельности перед предпринимателями встала задача сохранения не только своих фирм, но и человечества в целом.
С начала 20-х гг. и до конца XX в. главной целью фирм оставалось обеспечение прибыли как основного показателя конкурентоспособности.
Слайд 147После окончания Первой мировой войны, в период нарастания противостояния двух
мировых экономических и политических систем, социализма и капитализма, мир стал
хрупок и уже тогда среди главных целей руководителей бизнеса важное место заняло обеспечение устойчивого существования фирм как условия их конкурентоспособности.
В определении целей фирм с начала 50-х гг. стало важным указание на то, что они должны иметь право на существование и что их деятельность способствует прогрессу человечества.
Слайд 148Ускорение темпов научно-технического прогресса в сферах информационной техники и компьютерных
технологий управления привело в конце XX в. к быстрому развитию
тенденций глобализации. Информационные технологии и системы, спутниковые средства связи, система Internet и т.д. позволяют на совершенно новом уровне выполнять традиционные функции управления, такие как организация труда, учет, контроль, координация действий, исследование рынков, планирование и др. Повысилось значение структуризации целей.
Слайд 149Фирмы, первыми освоившие и применившие в управлении новые компьютерные технологии
и систему Internet получили существенный выигрыш в конкурентоспособности на глобальном
рынке, так как не только объемы и качество необходимой информации, но и быстрота принятия и доведения до подчиненных управленческих решений, в том числе по информационным направлениям деятельности, позволяла им существенно обогнать конкурентов.
Слайд 150Таким образом, процессы глобализации экономики привели к усилению конкуренции на
уровнях продуктовой, отраслевой и межотраслевой конкуренции. Теперь каждый производитель благодаря
системе Internet имеет самую подробную информацию, в том числе через прямой контакт с конкурентом, об интересующей его продукции и состоянии рынка сбыта в любой точке мира.
Слайд 151Поэтому среди целей производственных и коммерческих фирм на первое место
выдвинулась необходимость инновационного соответствия технологии управления современным требованиям глобализации. Тем
более что благодаря доступности сети Internet неиспользование ее для целей маркетинга и менеджмента напрямую указывает на низкий профессионализм управленческого аппарата.
Слайд 152Работа по определению направленности и формулировке цели такого ответственного вида
деятельности, как прогнозирование хозяйственного управления на уровне макроэкономики страны и
на уровне текущих и стратегических направлений деятельности предприятия, требует специальных знаний и аналитических навыков.
Слайд 153Соотношение понятий «конкурентоспособность» и «менеджмент» носит двойственный характер. С одной
стороны, уровень конкурентоспособности, например, фирмы является совокупным интегральным показателем уровня
профессионализма и качества управления фирмой. С другой — поведение фирмы в конкурентной среде и все процессы, связанные с достижением предпочтения продукции фирмы покупателями на рынках сбыта, и борьба с конкурентами в целом должны быть управляемыми.
Слайд 154Маркетинговые исследования, разработка и производство нового продукта, продажа и послепродажное
обслуживание и дальнейшие этапы производственно-хозяйственной деятельности и качество управления фирмой
оцениваются топ-менеджментом только по конечному результату — конкурентоспособности продукта. На уровнях микро- и макроэкономики действуют различные группы факторов. Природа их специфична, но источник возникновения, как правило, связан с недостатками в управлении.
Слайд 155Как говорилось выше, профессор Р. Фатхутдинов считает проблему повышения конкурентоспособности
национальной идеей России. Шесть из восьми главных задач по ее
решению он относит к области менеджмента:
— проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами;
Слайд 156применение к менеджменту и разработке управленческих решений 13 научных подходов
(системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др.);
применение к менеджменту вместо
административных, экономических и социально-психологических методов принуждения, побуждения и убеждения, при рациональном их соотношении;
Слайд 157переработка международных стандартов ИСО серии 9000 по системам качества для
их увязки с конкурентоспособностью и дополнения такими научными подходами, как
маркетинговый, функциональный, воспроизводственный и др., охватывающими большинство аспектов управления;
Слайд 158рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ по стратегическому
маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию;
ориентация развития
экономики России преимущественно на инновационный путь развития. Использование природных факторов и инвестиций в целях повышения конкурентоспособности России на основе инноваций.
Слайд 159Такая ранжировка соотношения двух взаимосвязанных понятий «конкурентоспособность» и «менеджмент» вполне
правомерна. Тем более правомерно утверждение о том, что повышение конкурентоспособности
России может быть достигнуто в основном путем резкого улучшения качества управления экономикой и страной в целом.
Слайд 160Принимая во внимание изложенные выше понятия конкурентоспособности продукции, можно констатировать,
что конкурентоспособность – это обобщённая экономическая категория, характеризующая экономическую ситуацию
в определённой конкурентной среде, включающая проектные, производственные, распределительные и потребительские этапы реализации.
Слайд 161При выборе стратегии реализации продукции предприятие, прежде всего, должно руководствоваться
её конкурентоспособностью на рынке (приложение 2). Именно поэтому анализ и
оценка конкурентоспособности становится основным фактором для разработки маркетинговой политики предприятия.
Слайд 162Формирование уровня конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями, зависит от многих факторов,
основными из которых являются (рис.2):
патенты, лицензии, товарные знаки.
От имеющихся на
предприятии патентов зависят уровни новизны проектируемой и производимой продукции и тип конкурентной среды, в которой она будет реализовываться. Лицензии определяют границы номенклатуры и объема производимой и реализуемой продукции. Товарные знаки позволяют реализовать стратегию продвижения продукции на рынке.
Слайд 163деловая репутация предприятия.
Уровень конкурентоспособности продукции даже без ее оценки зависит
от этого фактора, основными составляющими которого являются – имидж предприятия
в глазах потребителей и партнеров, открытость информации, высокие и стабильные показатели хозяйственной деятельности, высокий уровень капитализации активов и т.д.
здания, машины, оборудование.
Слайд 164От их физического и морального состояния зависит качество выпускаемой продукции,
издержки на ее производство.
сырье, материалы и другие аналогичные ценности.
Качество этих
компонентов, а также деловая репутация их поставщиков также оказывают влияние на уровень конкурентоспособности продукции.
персонал предприятия.
Его квалификация, количество и уровень мотивации влияет на качество, объем и издержки выпускаемой продукции.
Слайд 165Сила влияния каждого из этих факторов на конкурентоспособность продукции специфична
для различных предприятий, а объединяет их непосредственная значимость в достижении
определенного уровня конкурентоспособности реализуемой продукции предприятием. В то же время уровень конкурентоспособности продукции весьма существенно влияет на выполнение запланированных предприятием показателей его финансово-хозяйственной деятельности.
Слайд 166Следует отметить, что наряду с оценкой конкурентоспособности продукции немаловажным фактором
является анализ и оценка конкурентоспособности непосредственно и самого производителя данной
продукции. Её определяют как относительную характеристику, отображающую отличие продукции производителя и конкурента, как с точки зрения степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и эффективности производственной деятельности. Это характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Слайд 167Конкурентоспособность продукции – это авторитет предприятия, увеличение прибыли и его
процветание, и поэтому работа в этом направлении является важнейшим видом
деятельности всего персонала, от руководителя до непосредственного исполнителя.
Слайд 168Но предприятие в силу рыночных отношений не может длительное время
занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии
только на показатели конкурентоспособности товара, то есть не учитывать издержки на его проектирование, производство и реализацию. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, обновлением основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей, финансовой и маркетинговой политикой.
Слайд 169Рыночные отношения диктуют предприятию необходимые конечные цели для успеха в
конкурентной борьбе, направленные на максимальное удовлетворение запросов потребителей и высокий
уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Реализация этих целей состоит в поиске и использовании конкретных преимуществ, обеспечивающих достижение прочных конкурентных позиций на рынке.
Слайд 170Формирование конкурентоспособности предприятия по своей сути является гораздо более сложным
и объемным процессом, чем формирование продукции, которую оно выпускает. Основные
факторы, влияющие на решение этой проблемы, представлены на рисунке 3.
Слайд 171Сравнивая факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и его продукции, можно
отметить, что ряд из них, такие как патенты, лицензии, товарные
знаки, деловая репутация, здания, сооружения, персонал, присутствуют в обоих процессах, но их влияние имеет как общие, так и различные позиции.
Слайд 172Наличие таких факторов, как патенты на изготавливаемую продукцию, лицензии на
необходимые виды деятельности, зарегистрированные товарные знаки, деловая репутация среди партнеров
и потребителей, использование в деятельности современных зданий, машин и оборудования, возможности для долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений в текущей и перспективной деятельности, значительная величина собственного капитала, высококвалифицированный персонал, а также достигнутые финансовые результаты, все это формирует определенный рейтинг предприятия среди ему подобных и определяет уровень его конкурентоспособности.
Слайд 173Особое и главное место в достижении конкурентоспособности предприятия отведено конкурентоспособности,
выпускаемой им продукции, так как именно этот фактор является результатирующим
в достижении предприятием запланированных результатов своей деятельности, и текущее состояние и развитие всех других факторов зависит от него.
Слайд 174О значимости конкурентоспособности продукции в деятельности предприятия в значительной мере
можно судить по показателю нормы прибыли или отношению величины прибыли
к сумме затрат. В случаях, когда показатель нормы прибыли недостаточно высок для эффективной деятельности предприятия, следует провести факторный анализ с целью выявления количественной оценки влияния различных показателей хозяйственных процессов на финансовый результат. В этих условиях предприятие может пойти двумя путями: либо повысить цену реализации в пределах платежеспособного спроса покупателей, либо переориентировать производство.
Слайд 175В случае если норма прибыли продукции предприятия превышает среднюю отраслевую,
то можно говорить о высокой эффективности производства или о получении
сверхприбыли. Этот результат свидетельствует о наличии резервов конкурентоспособности предприятия, так как позволяет снизить цену на реализуемую продукцию с одновременным увеличением объёма продаж, повышая, таким образом, абсолютную прибыль.
Слайд 176Этот резерв позволяет повысить уровень качества продукции, что также является
одним из главных показателей её конкурентоспособности, за счёт повышения её
себестоимости, без повышения цены реализации. Сверхприбыль позволяет направить больше средств на инновационные мероприятия в пределах, сокращающих норму прибыли до среднего уровня среди конкурентов (или по отрасли), тем самым обойти конкурентов с новым изделием на рынке и повысить абсолютную норму прибыли.
Слайд 177Достижения оптимальной нормы прибыли, является целью для предприятия, как с
величиной её ниже среднего уровня, так и превышающей его.
Уровень конкурентоспособности
предприятия зависит от результатов деятельности всех подразделений, входящих в его структуру, влияния факторов внешней и внутренней среды, а также методов оценки этого показателя.
Слайд 178Оценка конкурентоспособности предприятия носит сложный и мало формализованный характер. Это
связано с тем, что каждый из факторов, влияющий на конкурентоспособность
предприятия имеет свою специфику и методы оценки. Даже определив уровень конкурентоспособности каждого из этих факторов, не ясно как связать показатели полученных разными методами для одного объекта в один результирующий показатель с объективной его достоверностью.
Слайд 179Основные критерии показателей конкурентоспособности предприятий приведены в приложении 3. Это
фондоотдача, рентабельность, производительность туда, коэффициенты ликвидности, покрытия, оборачиваемости оборотных средств,
капитала, платежеспособности, автономии, затоваренности продукции, загрузки производственной мощности, продвижения продукта, а также качество и цена.
Слайд 180В условиях переходного периода к развитой рыночной экономике, в стране
всё большее значение приобретает конкурентоспособность продукции, производимой в машиностроительной отрасли
промышленности, как основы формирования внутреннего валового дохода.
Преобразование большинства машиностроительных предприятий страны в акционерные общества, на первоначальном этапе привело к снижению объёмов выпуска продукции, её качественного уровня, несоответствию цены и спроса. Причинами этого послужили устаревшая материальная база (до 70% износа оборудования) [63], несовершенное законодательство, кризис неплатежей и другие факторы.
Слайд 181Незаполненную рыночную нишу стала заполнять аналогичная по назначению, но более
конкурентоспособная продукция зарубежных предприятий. Особенно это сказалось на традиционных рынках
сбыта машиностроительной продукции в ближнем и дальнем зарубежье.
Поэтому исследуемая проблема конкурентоспособности продукции комплекса является весьма актуальной. Необходим тщательный анализ причин потери рынков сбыта в каждом конкретном случае, возвращение и расширение их.
Слайд 182И одним из главных направлений в решении этих задач является
комплекс мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, её оценка и
воплощение в реальные эффективные результаты деятельности предприятий.
Слайд 183При конкурентном планировании вырабатывается направление (бизнес - миссия), отражающее перспективы
развития и обеспечивающее достижение желаемого уровня конкурентного преимущества в определённой
сфере бизнеса. Сфера бизнеса может определяться ориентацией на продукт или ориентацией на рынок и его потребности, то есть, исходя или из вида производимой продукции, её назначения, используемой фирмой технологии или ориентацией на группы потребителей и на удовлетворение их потребностей.
Слайд 184Конкурентное планирование основывается на сложившемся рыночном положении и возможностях предприятия.
Бизнес - миссия и тесно связанные с ней стратегии дифференцирований
и позиционирования, имеют, как правило, долговременный характер, и являются результатом определения фирмы в рыночном качестве продукта и удовлетворении потребностей /рынка. Они как бы заявляют о позиции фирмы как о носителе определённого рыночного качества и заявленного конкурентного преимущества. В то же время это не только не отрицает проведение фирмой определённой конкретной конкурентной стратегии, в том числе и связанной с конкуренцией по качеству, но и напротив, предполагает обязательную разработку конкурентной программы, задаваемой видами соперничества (конкуренции) между конкурирующими фирмами.
Слайд 185Конкурентные цели перехлёстываются с финансовыми целями предприятия. Создание
продукта повышенного качества, новых каналов
распределения, нахождение новых рыночных посредников, создание новых каналов коммуникаций, так же как и снижение рыночной цены на продукт объединены единой целью - увеличения количества производства продукта. Они напрямую связанны с объёмом продаж, долей рынка - целями, по существу определяющими финансовые результаты работы предприятия.
Слайд 186Конкурентное планирование показывает какой вид конкуренции следует проводить, чтобы достичь
намеченных результатов, как повысить объём продаж, каким образом расширить долю
рынка, какую -ценовую политику следует проводить. Например, расширить объём продаж можно, выпустив новую рыночную модель (осуществляется качественная конкуренция).
Конкурентное планирование связано с наличием на рынке конкурентов. Это означает, что любое изменение рынка происходит в столкновении с интересами конкурентов. Для достижения конкурентных целей необходимо представлять, какие факторы воздействия на потребителей позволят превзойти конкурентов.
Слайд 187Конкурентное планирование связывает в единое целое рыночные возможности и ограничения
с возможностями и ограничениями фирмы по производству и реализации, наличием
ресурсов предприятия, способностью увеличения оборотного капитала при существующем основном капитале или возможностей и ограничений, связанных с наращиванием основного капитала.
Слайд 188Конкурентное планирование предусматривает проведение определённого перечня расчётов по использованию того
или иного (или всех вместе) видов конкуренции и расчёта возникающих
издержек, связанных с производственными затратами и реализацией вида конкуренции. Эти расчёты направлены на изменение или качественного фактора - качества товара или услуги, (и) или на изменение количественного фактора изменение объёмов производства. Целью конкурентного планирования является увеличение прибыли предприятия.
Слайд 189Исходя из сказанного, конкурентное планирование должно включать ряд этапов, таких
как анализ состояния на рынке, анализ возможностей и ограничений рынка,
бизнеса и самого предприятия. Естественно, основным разделом конкурентного планирования является конкретная конкурентная программа, разработанная на основании конкретного вида конкуренции. Обязательным этапом является согласование конкурентной программы с производственной программой и программой сбыта, при этом рост объёмов производства и реализации базируется на более полном использовании оборотного и расширении основного капитала (производственного и сбытового).
Слайд 190Конкурентные программы фирм строятся на создании конкуренции по цене, продукту
повышенного качества или более совершенному сервису, расширении целевого рынка путём
подключения дополнительных каналов сбыта, воздействии на потребителя через инструменты продвижения (рекламу, стимулирование сбыта и пр.).
Слайд 191Возможности посредника могут оцениваться на основании анализа следующих факторов, характеризующих
его деятельность: региона, обслуживаемого посредником; имиджа посредника; размеров наценки на
товар; размеров и качества сети распределения; возможности оплаты товаров; наличие складов и транспортных средств; возможности послепродажного обслуживания; возможности рекламирования товара; возможности контроля за деятельность посредника; доли товаров конкурентов; важности товаров предприятия - производителя по отношению к другим товарам посредника.
Слайд 192Продавать ли товар через торговца или заняться фирме его реализацией
(с соответствующими затратами на покупку оборудования, на закупку материалов и
использованию рабочей силы) - одна из задач, возникающих перед предприятием. Основополагающим принципом для такого решения является расчет выгодности того или иного решения.
Выбор предприятием вида распределения целесообразно осуществлять, используя график безубыточности производства, в котором по оси абсцисс отложено количество реализуемого продукта, а по оси ординат - затраты, связанные с издержками реализации.
Слайд 193Если сбыт признается одним из основных видов деятельности, то намечается
развитие предприятия в этом направлении. Например, реализуется прямой сбыт при
строительстве нефтеперерабатывающими заводами автозаправочных станций.
Если сбыт определяется как вспомогательный, то выбирается в соответствии с производимым товаром и покупателем наиболее подходящий вид сбыта, например, продажа вина через овощные магазины.
Выбор канала распределения обуславливается следующими факторами: требованиями потребителя, целями канала распределения, наиболее подходящим видом канала распределения, приемлемым типом распределения.
Слайд 194Требования потребителя к уровню услуг, предоставляемых в каналах распределения. Это
удобство расположения торговой точки; время ожидания, определяемое временем, в течение
которого покупатель ожидает получения товара; размером покупки, то-есть, количеством товара, которое купил покупатель за один раз, разнообразием товаров, показывающим ширину товарного ассортимента канала распределения.
Свою роль играют вспомогательные услуги, оказываемые в канале распределения: доставка, установка, ремонт, предоставление кредита и пр.
Слайд 195Увеличение сбыта товаров зависит от учета при продаже выбора потребителя.
На потребителя при покупке, в основном, влияют следующие факторы:
готовность потратить
время на покупку и использовать сервис; выбор варианта покупки (через прилавок, на основе самообслуживания, по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам, по почте); выбор способа платежа (наличными деньгами, электронными деньгами, оплатой в кредит, взятием в аренду); местоположение торговой точки; приверженностью торговой марке.
Слайд 196Цели канала распределения определяются целями участников канала распределения и характеристиками
товара.
Цель участника канала - минимизация затрат при прохождении товара через
канал. Одним из определяющих факторов, на основании которого делается выбор как посредника, так и решается вопрос об организации собственного канала сбыта, является рентабельность данного канала, при этом издержки каналов сбыта сопоставляются с товарооборотом и его рентабельностью.
Характеристики товара то же оказывают большое влияние на канал. Продукты требуют минимизации хранения и быстрого прохождения через канал.
Слайд 197Большегабаритные товары, такие как мебель, стройматериалы, должны иметь канал минимальной
длины и минимальное число посредников.,
Структура сбыта фирмы определяется числом вертикальных
посредников (прямолинейностью) и числом торговых точек (интенсивностью), отражающих масштаб сбыта.
Выделяют два вида сбыта по прямолинейности:
прямой сбыт – продажа товаров непосредственно от производителя к покупателю;
косвенный сбыт – продажа товаров через торговые предприятия – посредников (оптовых и розничных). При косвенном сбыте посредники выполняют определенную согласно договоренности с производителем или другими посредниками часть работы по сбыту товара.
Слайд 198Число посредников задаёт тип распределения, который может быть
эксклюзивным – продажа
товаров через одного (или нескольких посредников), который
получает исключительное право продажи товара производителя, а сам, как правило, обязуется исключить из своего ассортимента товары конкурентов (право эксклюзивной торговли), высокопрофессиональные посредники работают с товаром производителя путём заключения с ним эксклюзивного договора;
селективным – продажа через ограниченное количество торговых предприятий, удовлетворяющих специальные потребности, и как правило, требующих сервисного обслуживания, число посредников
ограничено, но позволяет производителю более широко, чем при эксклюзивном распределении, представить свой товар на рынке;
Слайд 199- интенсивным – продажа товаров через достаточно большое количество торговых
предприятий с использованием любых торговых посредников, когда производитель обеспечивает
наличие товара в максимально возможном числе торговых точек.
Эксклюзивное распределение возможно как при получении посредником исключительного право продажи товара производителя, так и при получении посредником исключительного право обслуживания конкретной территории, при котором посредник отказывается от сотрудничества с другими посредниками или ограничивает свою продажу границами территории.
Слайд 200Организация прямого вида сбыта требует высоких расходов на свое создание,
поэтому решению этого вопроса придается особое внимание. Следует использовать определенные
правила, которыми следует руководствоваться при выборе прямого канала сбыта. Так, прямой канал, обычно используется, если выполняются следующие требования к товару и рынку данного товара: количество товара велико; количество потребителей невелико; товар создается по .индивидуальному заказу; характеристики товара (параметры потребительских функций) изменяются; цена на товар изменяется, что требует оперативного решения' вопроса; товар требует сервисного обслуживания; товар транспортабелен (объем упаковки соответствует транзитной норме).