Слайд 1Когнитивно-поведенческая терапия перфекционизма
Слайд 2Почему важна эта тема?
• Распространенный трансдиагностический симптом
– БДР
(большое депрессивное расстройство), тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, ОКР, дисморфофобия,
ОКРЛ (Egan et al., 2011)
• Клинические примеры:
– Потребность иметь идеальное лицо, идеальный вес, идеальные знания, идеальную семью, производить идеальное впечатление на окружающих,
– Какие расстройства?
Слайд 3Перфекционизм – многоплановый концепт (Flett, Hewitt, 2002)
Ориентированный на себя
Ориентированный на
других
«Социально предписанный»
Слайд 4Перфекционизм:
• Снижает эффективность КБТ при:
–БДР (Blatt, 1995)
–ОКР (Foa
et al., 2011)
–Клинический опыт
Слайд 5Патологический перфекционизм
• Нереалистичные завышенные цели и требования к себе
• Ориентация на самых успешных
• Неспособность признавать промежуточные результаты
и этапность достижений
• Черно-белая оценка результатов
• Селектирование информации о собственных результатах
• Моральный и эмоциональный перфекционизм (метакогниции!!!)
• Прокрастинация
Слайд 6Развитие перфекционизма как промежуточного убеждения («правила жизни»)
Упражнение
позитивное подкрепление?
наказание?
следование правилам?
обучение по
моделям?
Слайд 7Цикл перфекционизма
Глубинное убеждение «Я бесполезен/ плохой/некомпетентный)
Положительный результат
Нереалистичные стандарты –
«Я должен написать идеальный реферат»
Отрицательный результат
«Надо было больше стараться»
Условные правила
«Я должен делать все на 100%»
«Перфекционизм помогает»
(отсутствует другой, корректирующий опыт)
Слайд 8Методы изменения схем/убеждений
• Когнитивные
• Поведенческие
• Отношения в
терапии
• Экспириенциальные (основанные на проживании, работа с воображением)
Слайд 9Подготовительный этап: нужно ли модифицировать это убеждение?
Как формулируется убеждение (форма
«если …, то…»)?
Насколько сильно пациент в него верит (%)?
Насколько это
затрагивает его жизнь?
Если влияет сильно – нужно ли работать с ним прямо сейчас? Велика ли вероятность, что пациент сможет оценить его достачточно объективно? Хватит ли времени до конца сессии?
Какое убеждение принесло бы больше пользы (модифицированное правило)?
Слайд 10Когнитивные стратегии работы с промежуточными убеждениями
• Исследование валидности убеждения, изучение
плюсов и минусов условного правила, когнитивный континуум, сократический диалог для
модификации убеждений
• Психообразование о природе убеждений (контекст истории жизни)
• Построение диалога между убеждением и рациональной частью (рационально-эмотивная игра, техника двух стульев)
• Использование совладающих карточек, аудиоинструкций
• Поведенческие эксперименты для проверки убеждений
• Переоценка фактов, поддерживающих убеждение, техники реатрибуции
• Ведение дневника убеждений\схем
• Письмо родителям
Слайд 11Плюсы и минусы перфекционизма (пример)
Слайд 12Рационально-эмотивная игра
(в классической КБТ)
• Ролевой диалог между эмоциональной частью,
представляющей старое убеждение и рациональной частью, представляющей новую точку зрения.
• Пациент пересаживается со стула на стул
• Пациент высказывает точку зрения старого убеждения, затем с новой точки зрения конфронтирует с этим взглядом.
• Терапевт стимулирует выражение эмоций, поощряет ассертивность рациональной части
Слайд 13Ответ старому убеждению
1) Высказывание чувств
2) Описание последствий в текущей
жизни
3) Ассертивный ответ (противостояние)
4) (необязательно) можно включить информацию
об источниках убеждений.
Мне надоело слушать тебя. Из-за тебя я все время испытываю тревогу, это мне очень мешает работать и жить. Я хочу чтобы ты заткнулся и оставил меня в покое.
Метафора двух попутчиков
Слайд 14Техника двух стульев
Если рациональная часть («Здоровый взрослый» в схема-терапии) пациента
недостаточно сильна:
• Терапевт выступает в роли тренера для здорового
взрослого
• Терапевт включается в разговор вместе с ним или противостоит дисфункциональному убеждению
Слайд 15Использование совладающих карточек (копинг-карт) и аудиоинструкций
Содержание:
1. Описание текущего состояния
2. Описание схемы, вызывающей состояние
3. Перечисление причин, вызвавших появление
и запуск схемы
4. Здоровый ответ
5. Адаптивное поведение
6. Самоподдержка
В случае аудиоинструкции – от второго лица. Могут быть записаны с голосом терапевта (в случае расстройств личности)
Слайд 16Пример копинг-карты
«Сейчас мне очень плохо и одиноко, и кажется, что
это никогда не закончится. Это включилась схема брошенности. Эта схема
появилась в детстве и из-за этого я часто вижу преувеличенную угрозу одиночества. Я знаю, что я не одна. Что я могу сделать – позвонить подругам, поговорить по скайпу с молодым человеком, побыть в одиночестве без избегания(экспозиция). Я могу это выдержать»
Слайд 17Пример копинг-карты для убеждения
«Я все должна делать на 100%, иначе
я ничтожество»
«Сейчас я снова приказываю себе быть совершенной. Это правило,
выработанное в детстве, потому что я решила быть безупречной из-за родителей. Тогда это помогло, хотя я и была очень тревожна, но сейчас мне мало пользы от этих требований. Мне стоит не применять правило автоматически, а присмотреться повнимательней, скорее всего в этой ситуации не требуется достигать идеала, и нервничать, если что-то не получается. Я ничего не потеряю, если сделаю всё на 80%, а не на 100. Я все равно останусь добросовестнее большинства людей и этого вполне достаточно»
Слайд 18Другие когнитивные техники:
«Взгляд антрополога», опросы;
«Совет другу, ребенку»
Альтернативный личный опыт
Обнаружение новых
ролевых моделей
Самораскрытие
Метафоры и притчи
Соотнесение с более широким контекстом, работа с
ценностями
Слайд 19Реатрибуция фактов, поддерживающих убеждение (пример: «Я ущербная»)
Слайд 20Бланк работы с глубинными убеждениями
Старое убеждение________________________________ Насколько вы уверены в
истинности глубинного убеждения? (%) Какова была ваша самая сильная уверенность
в его истинности на прошлой неделе? (%) Какова была ваша самая слабая уверенность в его истинности на прошлой неделе? (%) Новое убеждение___________________________________________ Насколько вы уверены сейчас в истинности нового убеждения?
Слайд 21Поведенческие эксперименты для работы с убеждениями
• Ставятся для проверки убеждений
• Опровергают идею о полезности дисфункциональных убеждений • Пациенту предлагается
поведение, идущее вразрез со схемами
• Планируются вместе с пациентом, не делаются спонтанно
• Результат должен быть реалистичным, понятным, с четкими критериями выполнения
• Должны быть по силам пациенту, но вызывать дистресс
• Идея беспроигрышности: при «неудаче» можно понять как убеждения привели к «отрицательному» результату
Слайд 22Пример поведенческих экспериментов
- Схема высоких стандартов/перфекционизм
Лист градуированных экспериментов предполагает
действие со снижением чрезмерных стандартов, делегирование
• «Я должен скрывать
негативные эмоции» – поведенческие эксперименты, связанные с постепенным проявлением ассертивности
Слайд 23Действия «как если бы»
• Поведенческая техника
• Пациент пробует повести
себя так, как если бы у него было другое убеждение,
или как другой человек
• Задание пациенту: «Понаблюдайте, как в такой ситуации ведут себя другие люди (коллеги, друзья). Выберите одного человека и тщательно изучите его поведение»
• Репетиция на сеансе
• Пациент пробует поведенческий эксперимент в реальной жизни • Те же ограничения, что и для всех поведенческих экспериментов
Слайд 24Работа с убеждениями при наличии расстройства личности
• В случае когда
работа с убеждениями ведется с пациентами без расстройств личности –
можно начинать с когнитивных и поведенческих техник
• В случае расстройств личности – с экспериенциальных техник: рескриптинга (Пациенты с РЛ не способны в начале работы изменить мышление)
• Терапевтические отношения важны всегда
Слайд 25Прокрастинация
- откладывание важных дел или замена их другими, малозначимыми
делами.
Одна из главных причин прокрастинации - высокие требования к
себе и к окружающей действительности, выражающиеся в так называемых бесполезных правилах:
"Я могу работать только с вдохновением"
"Я должен делать все без перерывов"
"Я могу работать только с ясной головой и находясь в хорошей форме"
"Нельзя сделать ни одной ошибки"
"Я должен понимать все, что я делаю и не должен просить о помощи"
"Все должно получаться сразу"
"Моя деятельность должна приносить мне постоянное удовольствие"
"Можно работать, только если создана подходящая обстановка (полный порядок, мне никто не мешает)"
Слайд 26Пример поддерживающего цикла прокрастинации
Триггер: нужно написать текст
Реализация стратегии (дожидаемся идеальных
условий)
Откладывание
Немедленное вознаграждение (снятие напряжения, приятная активность)
«Я могу действовать, только
когда созданы идеальные условия (тишина, хорошее самочувствие)»
Идея подтвержается, отсутствует корректирующий опыт
Слайд 27Упражнение:
В тройках: выявить правило прокрастинации, разработать поведенческий эксперимент, проверяющий правило.
Слайд 28Спасибо за внимание!
mburdin@list.ru