Разделы презентаций


Когнитивно-поведенческая терапия перфекциониз ма

Содержание

Почему важна эта тема? • Распространенный трансдиагностический симптом – БДР (большое депрессивное расстройство), тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, ОКР, дисморфофобия, ОКРЛ (Egan et al., 2011) • Клинические примеры: – Потребность иметь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Когнитивно-поведенческая терапия перфекционизма

Когнитивно-поведенческая терапия перфекционизма

Слайд 2Почему важна эта тема?
• Распространенный трансдиагностический симптом
– БДР

(большое депрессивное расстройство), тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, ОКР, дисморфофобия,

ОКРЛ (Egan et al., 2011)
• Клинические примеры:
– Потребность иметь идеальное лицо, идеальный вес, идеальные знания, идеальную семью, производить идеальное впечатление на окружающих,
– Какие расстройства?
Почему важна эта тема? • Распространенный трансдиагностический симптом – БДР (большое депрессивное расстройство), тревожные расстройства, расстройства пищевого

Слайд 3Перфекционизм – многоплановый концепт (Flett, Hewitt, 2002)
Ориентированный на себя

Ориентированный на

других

«Социально предписанный»

Перфекционизм – многоплановый концепт (Flett, Hewitt, 2002)Ориентированный на себяОриентированный на других«Социально предписанный»

Слайд 4Перфекционизм:
• Снижает эффективность КБТ при:
–БДР (Blatt, 1995)
–ОКР (Foa

et al., 2011)
–Клинический опыт

Перфекционизм:• Снижает эффективность КБТ при: –БДР (Blatt, 1995) –ОКР (Foa et al., 2011) –Клинический опыт

Слайд 5Патологический перфекционизм
• Нереалистичные завышенные цели и требования к себе


• Ориентация на самых успешных
• Неспособность признавать промежуточные результаты

и этапность достижений
• Черно-белая оценка результатов
• Селектирование информации о собственных результатах
• Моральный и эмоциональный перфекционизм (метакогниции!!!)
• Прокрастинация
Патологический перфекционизм • Нереалистичные завышенные цели и требования к себе • Ориентация на самых успешных • Неспособность

Слайд 6Развитие перфекционизма как промежуточного убеждения («правила жизни»)
Упражнение

позитивное подкрепление?
наказание?
следование правилам?
обучение по

моделям?

Развитие перфекционизма как промежуточного убеждения («правила жизни»)Упражнениепозитивное подкрепление?наказание?следование правилам?обучение по моделям?

Слайд 7Цикл перфекционизма
Глубинное убеждение «Я бесполезен/ плохой/некомпетентный)
Положительный результат
Нереалистичные стандарты –

«Я должен написать идеальный реферат»
Отрицательный результат
«Надо было больше стараться»
Условные правила

«Я должен делать все на 100%»

«Перфекционизм помогает»
(отсутствует другой, корректирующий опыт)

Цикл перфекционизмаГлубинное убеждение «Я бесполезен/ плохой/некомпетентный)Положительный результат Нереалистичные стандарты – «Я должен написать идеальный реферат»Отрицательный результат«Надо было

Слайд 8Методы изменения схем/убеждений
• Когнитивные
• Поведенческие
• Отношения в

терапии
• Экспириенциальные (основанные на проживании, работа с воображением)

Методы изменения схем/убеждений • Когнитивные • Поведенческие • Отношения в терапии • Экспириенциальные (основанные на проживании, работа

Слайд 9Подготовительный этап: нужно ли модифицировать это убеждение?
Как формулируется убеждение (форма

«если …, то…»)?
Насколько сильно пациент в него верит (%)?
Насколько это

затрагивает его жизнь?
Если влияет сильно – нужно ли работать с ним прямо сейчас? Велика ли вероятность, что пациент сможет оценить его достачточно объективно? Хватит ли времени до конца сессии?

Какое убеждение принесло бы больше пользы (модифицированное правило)?
Подготовительный этап: нужно ли модифицировать это убеждение?Как формулируется убеждение (форма «если …, то…»)?Насколько сильно пациент в него

Слайд 10Когнитивные стратегии работы с промежуточными убеждениями
• Исследование валидности убеждения, изучение

плюсов и минусов условного правила, когнитивный континуум, сократический диалог для

модификации убеждений
• Психообразование о природе убеждений (контекст истории жизни)
• Построение диалога между убеждением и рациональной частью (рационально-эмотивная игра, техника двух стульев)
• Использование совладающих карточек, аудиоинструкций
• Поведенческие эксперименты для проверки убеждений
• Переоценка фактов, поддерживающих убеждение, техники реатрибуции
• Ведение дневника убеждений\схем
• Письмо родителям
Когнитивные стратегии работы с промежуточными убеждениями• Исследование валидности убеждения, изучение плюсов и минусов условного правила, когнитивный континуум,

Слайд 11Плюсы и минусы перфекционизма (пример)

Плюсы и минусы перфекционизма (пример)

Слайд 12Рационально-эмотивная игра (в классической КБТ)
• Ролевой диалог между эмоциональной частью,

представляющей старое убеждение и рациональной частью, представляющей новую точку зрения.


• Пациент пересаживается со стула на стул
• Пациент высказывает точку зрения старого убеждения, затем с новой точки зрения конфронтирует с этим взглядом.
• Терапевт стимулирует выражение эмоций, поощряет ассертивность рациональной части
Рационально-эмотивная игра  (в классической КБТ)• Ролевой диалог между эмоциональной частью, представляющей старое убеждение и рациональной частью,

Слайд 13Ответ старому убеждению
1) Высказывание чувств
2) Описание последствий в текущей

жизни
3) Ассертивный ответ (противостояние)
4) (необязательно) можно включить информацию

об источниках убеждений.
Мне надоело слушать тебя. Из-за тебя я все время испытываю тревогу, это мне очень мешает работать и жить. Я хочу чтобы ты заткнулся и оставил меня в покое.
Метафора двух попутчиков
Ответ старому убеждению1) Высказывание чувств 2) Описание последствий в текущей жизни 3) Ассертивный ответ (противостояние) 4) (необязательно)

Слайд 14Техника двух стульев
Если рациональная часть («Здоровый взрослый» в схема-терапии) пациента

недостаточно сильна:

• Терапевт выступает в роли тренера для здорового

взрослого
• Терапевт включается в разговор вместе с ним или противостоит дисфункциональному убеждению
Техника двух стульевЕсли рациональная часть («Здоровый взрослый» в схема-терапии) пациента недостаточно сильна: • Терапевт выступает в роли

Слайд 15Использование совладающих карточек (копинг-карт) и аудиоинструкций
Содержание:
1. Описание текущего состояния


2. Описание схемы, вызывающей состояние
3. Перечисление причин, вызвавших появление

и запуск схемы
4. Здоровый ответ
5. Адаптивное поведение
6. Самоподдержка
В случае аудиоинструкции – от второго лица. Могут быть записаны с голосом терапевта (в случае расстройств личности)
Использование совладающих карточек (копинг-карт) и аудиоинструкцийСодержание: 1. Описание текущего состояния 2. Описание схемы, вызывающей состояние 3. Перечисление

Слайд 16Пример копинг-карты
«Сейчас мне очень плохо и одиноко, и кажется, что

это никогда не закончится. Это включилась схема брошенности. Эта схема

появилась в детстве и из-за этого я часто вижу преувеличенную угрозу одиночества. Я знаю, что я не одна. Что я могу сделать – позвонить подругам, поговорить по скайпу с молодым человеком, побыть в одиночестве без избегания(экспозиция). Я могу это выдержать»
Пример копинг-карты«Сейчас мне очень плохо и одиноко, и кажется, что это никогда не закончится. Это включилась схема

Слайд 17Пример копинг-карты для убеждения «Я все должна делать на 100%, иначе

я ничтожество»
«Сейчас я снова приказываю себе быть совершенной. Это правило,

выработанное в детстве, потому что я решила быть безупречной из-за родителей. Тогда это помогло, хотя я и была очень тревожна, но сейчас мне мало пользы от этих требований. Мне стоит не применять правило автоматически, а присмотреться повнимательней, скорее всего в этой ситуации не требуется достигать идеала, и нервничать, если что-то не получается. Я ничего не потеряю, если сделаю всё на 80%, а не на 100. Я все равно останусь добросовестнее большинства людей и этого вполне достаточно»
Пример копинг-карты для убеждения «Я все должна делать на 100%, иначе я ничтожество»«Сейчас я снова приказываю себе

Слайд 18Другие когнитивные техники:
«Взгляд антрополога», опросы;
«Совет другу, ребенку»
Альтернативный личный опыт
Обнаружение новых

ролевых моделей
Самораскрытие
Метафоры и притчи

Соотнесение с более широким контекстом, работа с

ценностями
Другие когнитивные техники:«Взгляд антрополога», опросы;«Совет другу, ребенку»Альтернативный личный опытОбнаружение новых ролевых моделейСамораскрытиеМетафоры и притчиСоотнесение с более широким

Слайд 19Реатрибуция фактов, поддерживающих убеждение (пример: «Я ущербная»)

Реатрибуция фактов, поддерживающих убеждение (пример: «Я ущербная»)

Слайд 20Бланк работы с глубинными убеждениями
Старое убеждение________________________________ Насколько вы уверены в

истинности глубинного убеждения? (%) Какова была ваша самая сильная уверенность

в его истинности на прошлой неделе? (%) Какова была ваша самая слабая уверенность в его истинности на прошлой неделе? (%) Новое убеждение___________________________________________ Насколько вы уверены сейчас в истинности нового убеждения?

Бланк работы с глубинными убеждениямиСтарое убеждение________________________________ Насколько вы уверены в истинности глубинного убеждения? (%) Какова была ваша

Слайд 21Поведенческие эксперименты для работы с убеждениями
• Ставятся для проверки убеждений


• Опровергают идею о полезности дисфункциональных убеждений • Пациенту предлагается

поведение, идущее вразрез со схемами
• Планируются вместе с пациентом, не делаются спонтанно
• Результат должен быть реалистичным, понятным, с четкими критериями выполнения
• Должны быть по силам пациенту, но вызывать дистресс
• Идея беспроигрышности: при «неудаче» можно понять как убеждения привели к «отрицательному» результату
Поведенческие эксперименты для работы с убеждениями• Ставятся для проверки убеждений • Опровергают идею о полезности дисфункциональных убеждений

Слайд 22Пример поведенческих экспериментов
- Схема высоких стандартов/перфекционизм
Лист градуированных экспериментов предполагает

действие со снижением чрезмерных стандартов, делегирование
• «Я должен скрывать

негативные эмоции» – поведенческие эксперименты, связанные с постепенным проявлением ассертивности
Пример поведенческих экспериментов- Схема высоких стандартов/перфекционизм Лист градуированных экспериментов предполагает действие со снижением чрезмерных стандартов, делегирование •

Слайд 23Действия «как если бы»
• Поведенческая техника
• Пациент пробует повести

себя так, как если бы у него было другое убеждение,

или как другой человек
• Задание пациенту: «Понаблюдайте, как в такой ситуации ведут себя другие люди (коллеги, друзья). Выберите одного человека и тщательно изучите его поведение»
• Репетиция на сеансе
• Пациент пробует поведенческий эксперимент в реальной жизни • Те же ограничения, что и для всех поведенческих экспериментов
Действия «как если бы»• Поведенческая техника • Пациент пробует повести себя так, как если бы у него

Слайд 24Работа с убеждениями при наличии расстройства личности
• В случае когда

работа с убеждениями ведется с пациентами без расстройств личности –

можно начинать с когнитивных и поведенческих техник
• В случае расстройств личности – с экспериенциальных техник: рескриптинга (Пациенты с РЛ не способны в начале работы изменить мышление)
• Терапевтические отношения важны всегда
Работа с убеждениями при наличии расстройства личности• В случае когда работа с убеждениями ведется с пациентами без

Слайд 25Прокрастинация
- откладывание важных дел или замена их другими, малозначимыми

делами.
Одна из главных причин прокрастинации - высокие требования к

себе и к окружающей действительности, выражающиеся в так называемых бесполезных правилах:        "Я могу работать только с вдохновением"
"Я должен делать все без перерывов"

   "Я могу работать только с ясной головой и находясь в хорошей форме"       "Нельзя сделать ни одной ошибки"       "Я должен понимать все, что я делаю и не должен просить о помощи"       "Все должно получаться сразу"       "Моя деятельность должна приносить мне постоянное удовольствие"       "Можно работать, только если создана подходящая обстановка (полный порядок, мне никто не мешает)"

Прокрастинация - откладывание важных дел или замена их другими, малозначимыми делами. Одна из главных причин прокрастинации -

Слайд 26Пример поддерживающего цикла прокрастинации
Триггер: нужно написать текст
Реализация стратегии (дожидаемся идеальных

условий)
Откладывание
Немедленное вознаграждение (снятие напряжения, приятная активность)
«Я могу действовать, только

когда созданы идеальные условия (тишина, хорошее самочувствие)»

Идея подтвержается, отсутствует корректирующий опыт

Пример поддерживающего цикла прокрастинацииТриггер: нужно написать текстРеализация стратегии (дожидаемся идеальных условий)ОткладываниеНемедленное вознаграждение (снятие напряжения, приятная активность) «Я

Слайд 27Упражнение:
В тройках: выявить правило прокрастинации, разработать поведенческий эксперимент, проверяющий правило.

Упражнение:В тройках: выявить правило прокрастинации, разработать поведенческий эксперимент, проверяющий правило.

Слайд 28Спасибо за внимание!
mburdin@list.ru

Спасибо за внимание!mburdin@list.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика