Слайд 1Колористика
Учебный курс для студентов факультета РиСО
Разработка доцента кафедры ИИиМеП ФХИМО
ЧГПУ им. И.Я.Яковлева Гайнутдиновой С.И.
Чебоксары 2019
Слайд 2Значение цвета в нашей жизни неоценимо. Цвет – это энергия,
которую создает жизнь .
Цвету придается особое значение, так как
в окружающей среде его замечают первым.
Также - это отражение эмоций
Цвет имеет более древнее происхождение, чем текст, его не нужно переводить на конкретный язык, он мгновенно воспринимается человеком и создает яркое впечатление.
Слайд 3Волновая характеристика цвета
По длине волн электромагнитных излучений спектр можно
разделить на диапазоны, представляющие оттенки наиболее значимых цветов (длина волн
дается в нм):
380–436 фиолетовый; 566–589 — желтый; 436–495 — синий; 589–627 оранжевый;
495–566 — зеленый; 627–780 — красный.
Слайд 5Двенадцатичастный цветовой круг Иттена
Основные (первичные) цвета
Составные (вторичные цвета)
Оттенки
Слайд 6Цветовая система Манселла
Цветовое тело Манселла в последней редакции (1915 год)
похоже на дерево, крона которого вписывается в ассиметричный овоид. Ствол
(вертикальная ось) представляет равноступенную логарифмическую шкалу из 11 ахроматических тонов от белого (10) вверху до черного (0) внизу. Крона делится в вертикальном направлении на 5 основных цветов (красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый) и 5 промежуточных тонов между ними. Каждый из этих 10 тонов делится на 10 оттенков. Таким образом система имеет 100 делений по оттенкам цветовых тонов. Также крона делится на горизонтальные уровни, соответствующие делениям ствола. Светлота всех цветов, находящихся на одном уровне, определяется светлотой делений ствола.
Слайд 8Аддитивное смешение цветов — является сложением световых потоков, имеющих разную
окрашенность. Его примером может служить смешение на экране света, направленного
из двух источников, перед которыми поставлены разные по цвету фильтры.
Различные типы смешения цветов
Субтрактивное смешение цветов — характеризуется в отличие от первого поглощением (вычитанием) отдельных цветов общего светового потока
Слайд 9Диаграмма цветового пространства CIE XYZ 1931. На внешней линии, ограничивающей
цветовое пространство, указаны длины волн спектральных цветов в нм
Система определения
цвета МКО в качестве международного стандарта
Слайд 10Свойства цвета: тон, светлота, насыщенность
Основные субъективные характеристики цвета:
– цветовой
тон — свойство цвета, указывающее на его сходство с каким-
либо спектральным цветом или оттенком пурпурного цвета;
– насыщенность — качество цвета, характеризуемое ощущением доли чистого хроматического цвета, определяющего цветовой тон в наблюдаемом цвете;
– светлота — качество наблюдаемого цвета, определяемое ощущением бóльшей или меньшей относительной яркости сравнительно с другими цветами при одинаковых условиях наблюдения (светлоту также можно определить как близость наблюдаемого цвета к белому или черному).
Слайд 11Многообразие цветовых оттенков и их названия
Слайд 12Психо-физиологическое восприятие цвета
Цвета по психо-физиологическому восприятию условно можно делить на:
• теплые
– холодные;
• светлые – темные;
• близкие – далекие;
• уменьшающие – увеличивающие;
• легкие – тяжелые;
• влажные
– сухие;
• раздражающие – успокаивающие.
Слайд 13Классификация цветов по психологическому воздействию на человека.
Стимулирующие (тёплые) цвета,
способствующие возбуждению и действующие как раздражители: красный — волевой, жизнеутверждающий;
кармин — повелевающий, требующий; киноварь — подавляющий; оранжевый — тёплый, уютный; жёлтый — контактирующий, лучезарный.
Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: фиолетовый — углублённый, тяжелый; синий — подчеркивает дистанцию; светло-синий — уводит в пространство, направляющий; сине-зелёный — подчеркивает движение, изменчивость.
Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: розовый — нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; лиловый — замкнутый, изолированный; пастельно-зелёный — ласковый, мягкий; серовато-голубоватый — сдержанный.
Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих: чисто-зелёный — требовательный, освежающий; оливковый — успокаивающий, смягчающий; желто-зелёный — обновляющий, раскрепощающий; пурпурный — изысканный, претенциозный.
К цветам ахроматических и глухих тонов, которые не вызывают раздражения, относят три группы цветов, приведенных ниже.
5. Ахроматические: серые — успокаивают; белый — гасит раздражение; черный — помогает сосредоточиться.
Тёплые тёмные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: охра — смягчает рост раздражения; коричневый, землистый — стабилизирующий; тёмно-коричневый — смягчающий возбудимость.
Холодные тёмные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: тёмно-серые, черно-синие, тёмные зелёно-синие.
Слайд 29Варианты гармонических сочетаний цветов
Слайд 32Колорит
Колорит – это система цветов.
Совокупность цветов, находящихся в определенных
соотношениях друг с другом, наделенных определенным предметным смыслом, образует конкретный,
чувственно воспринимаемый строй, способный выразить содержание.
Слайд 35Восприятие цвета на физиологическом, культурном и ассоциативном уровнях в
При восприятии
люди воспринимают цвет на трех уровнях: физиологическом, культурном и ассоциативном.
Физиологический уровень
– непроизвольный и общий для всех, культурный зависит от визуальных традиций каждого народа, ассоциативный связан с цветовыми вариациями на упаковках, которые становятся принадлежностью особой продуктовой категории. Учет культурных традиций страны особенно важен при выборе цвета упаковки для экспортируемого товара.
Слайд 36Феномен цветовой культуры. Символика цвета.
Огромное значение восприятия цвета для
целей идентификации предметов и явлений окружающего мира, сильное ассоциативное и
эмоциональное воздействие цвета способствовали тому, что уже на ранних этапах общественного развития возник феномен цветовой культуры — сумма знаний и представлений о цвете, содержащих смысловую, эстетическую и эмоциональную информацию, имеющих основу в психофизиологическом воздействии цвета. Цветовая культура характеризуется определенной системой цветовых традиций и является частью всей духовной и материальной культуры народа, нации, отдельной социальной группы. Специфика цветового воздействия позволяет использовать цвет не только как отдельный знак-символ, но и как целую систему языкового характера. Становление цветовых знаковых систем — языка цвета неразрывно связано с цветовой культурой, поэтому понять символическое значение языка цвета можно только в контексте истории и культуры отдельной страны или региона в определенный исторический период
Слайд 37Синестезия
Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый
взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают
в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия.
Цветной слух.
Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
Слуховая синестезия.
Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
Вкусовая синестезия.
Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек
ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
Слайд 38Кластерный анализ различения вкусов в пространстве цветов
Соответствие цвета и вкуса,
согласно китайской «Теории о пяти элементах»
Слайд 41Возрастная динамика восприятия цвета
Дети младшего возраста чаще всего обращают внимание
на красный цвет. Первые три цвета предпочтения у детей располагаются
в такой последовательности: красный, синий, желтый, а блеклые цвета категорически отвергаются. Молодежь в возрасте до 20 лет на восьмицветовой таблице ставит красный цвет, как на первое, так и на второе место на 6% чаще, чем взрослые. Люди в возрасте от 20 до 30 лет красный ставят на первое место на 4% чаще, чем люди среднего возраста. Люди от 60 до 70 лет ставят красный цвет на первое место на 6% реже. Одновременно они на 3% чаще отдают предпочтение синему (стремление к покою) и на 5% чаще отвергают, прежде всего, желтый (озабоченность)..
Слайд 42Гендерные различия в восприятии цвета
Исследователи заметили, что синий цвет по
характеру скорее женский, а красный – мужской. В этой связи
можно вспомнить случай из истории рекламы. Крепкие, мужские сигареты «Мальборо» первоначально появились в магазинах в упаковке белого цвета. Затем, когда выяснилось, что их сбыт сложился неблагоприятно, был изменен цвет пачки. Новый цвет упаковки этих сигарет в виде комбинации красно-белого цвета известен во всем мире. В результате появления нового оформления спрос на сигареты резко повысился.
Слайд 43Влияние географических факторов на восприятие цвета
Важную роль играет географическое положение
страны, в которой живет потребитель. Холодный цвет упаковки «интеллектуальных» товаров
будет вполне гармоничен для стран Балтии и Скандинавии, однако в Африке, Латинской Америке или Океании больше подойдут комбинации с теплыми цветами. В странах, где значительную часть территории занимает, например, пустыня (преобладают красно-желтые оттенки ландшафта), любят зелено-голубой (бирюзовый) цвет. Даже небольшие его вкрапления в дизайн упаковки любого товара могут сыграть решающую роль при покупке. А желтый цвет песков бесконечной пустыни особенно нежелателен здесь для упаковки пищевых продуктов, поскольку для египтян, например, это цвет смерти. Напротив, в странах с большими лесными массивами и водоемами может наблюдаться неудовлетворенная, даже порой неосознанная, потребность в красном.
Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Это исследование крайне важно для тех производителей, которые хотели бы открыть новый рынок сбыта для своего товара. Жители разных стран имеют разные особенности и разные вкусы. И цвет упаковки товара вызовет у них совершенно различные ассоциации, что, разумеется, повлияет на процесс покупки.
Слайд 44Использование цвета в торговле
Основное значение влияния на потребителя имеет цвет
упаковки, он выполняет две основные функции:
1) привлекает внимание;
2) участвует в
формировании образа товара.
Воздействие цвета может быть эффективным только при взаимодействии этих двух функций, то есть упаковка должна быть «моментально заметной».
Учитывая все особенности каждого цвета, для любого товара можно подобрать необходимую комбинацию цветов, которая обеспечит выразительность и привлекательность товара для потребителя.
В результате проводимых исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания потребителя.
Слайд 45 1. Следует отдавать предпочтения чистым, то есть основным цветам, а
не смешанным;
2. Быстрее обращают на себя внимание светлые, чистые цвета.
По силе привлечения внимания цвета можно подразделить на следующий ряд: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;
3. При естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (синий, фиолетовый);
4. Светлые оттенки увеличивают предмет, а темные уменьшают;
5. Наиболее поддаются идентификации красные, зеленые, желтые и белые цвета, наиболее трудными в распознавании являются синие и фиолетовые цвета;
6. Цвет надписей должен соответствовать всей комбинации цветов на упаковке, но не ухудшать возможность прочтения. Наиболее удачными будут надписи красного цвета на желтом и белом фоне и зеленый, синий, черный цвета на белом фоне. Красный считается наиболее агрессивным среди других цветов. Белый используют, как правило, как фон, он усиливает чистоту и выразительность других цветов, хотя сам по себе не выразителен и не привлекает внимания;
7. При формировании желаемого воздействия цветов необходимо также учитывать их ассоциативное влияние на потребителя .
Слайд 46Источники
- youtu.be/QvbAlVh0UIc
-https://colorscheme.ru/#2221Tw0w0w0w0
-Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 4-е издание;
предисловие Л. Монаховой. – М. : Изд. Д. Аронов, 2010.
– 96 с.
-Денисов, В. С., Глазова, М. В. / Восприятие цвета / В. С. Денисов, М. В. Глазова. – Часть 1. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с.
Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. – М. : Искусство, 1965. – 216 с.
Зернов, В. А. Цветоведение / В. А. Зернов. – М. : Книга, 1982. – 239 с.
Миронова, Л. Н. Цветоведение: Учеб. Пособие / Л. Н. Миронова. – М. : Высш. школа, 1984. – 286 с.
Агонсон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.
Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). Иоганн Вольфганг Гете. Избранные сочинения по естествознанию. – Л.: АН СССР, 1957.
Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск: Беларусь, 2003.
Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение. Учеб. Пособие. М.: Изда- тельский центр «Академия», 2002.
Психология цвета. – М.: «Рефл-бук», «Воплер», 1996.
Tsvet_uspekha_Tsvetovye_reshenia_vashego_stilya_i_vashego_biznesa.pdf