Слайд 1Командообразование как программа мероприятий
Эффективный тимбилдинг
Чижов Георгий, 2017
Слайд 2Командообразование
Командообразование - специализированные программы по построению эффективного коллектива. Главное отличие
- динамичность и направленность на достижение цели усилиями команды.
Слайд 3Цели командообразования:
формирование оперативных команд — ограниченная по времени работа отобранного
состава на достижение поставленных целей;
сплочение топ-менеджеров с целью более результативного
обмена информацией, усиления креативности и объединения усилий для достижения целей предприятия в целом;
сплочение внутри группы с целью более эффективной организации управления подчиненными и повышения работоспособности подразделения в системе всего предприятия;
сплочение с целью улучшения психологического климата и соотнесения собственных целей с общими целями предприятия;
Слайд 4Задачи командообразования
1. Сформировать единое понимание общих целей и задач процесса.
2.
Установить баланс личных целей и задач с целями и задачами
коллектива.
3. Стимулировать осознание взаимозависимости в достижении целей и задач предприятия и удовлетворения личных потребностей.
4. Усилить креативность.
5. Проявить и разрешить межличностные конфликты.
6. Улучшить психологический климат.
7. Повысить работоспособность и дисциплину.
8. Устранить барьеры при прохождении информационных потоков, уменьшить искажения информации.
9. Улучшить личные взаимоотношения.
10. Создать мотивацию к обучению и развитию применительно к целям и задачам предприятия.
Слайд 5Элементы, которые присутствуют на протяжении всей программы, развивают поведенческую гибкость,
умение быстро и адекватно реагировать на нетиповые ситуации, а также
целый ряд коммуникативных навыков для работы в команде. Программы повышают общий жизненный тонус и настроение.
Слайд 6Формат программ позволяет повысить лояльность сотрудников, транслировать корпоративную культуру фирмы
или ее изменение, проверить команду на "прочность", создать единое информационное
и эмоциональное пространство, которое создает баланс между командным духом и индивидуальностью каждого сотрудника.
Слайд 7Игровые упражнения и задания позволяют развить:
доверие (к лидеру, к друг
другу),
навыки согласованных действий друг с другом,
умение делегировать полномочия,
умение анализировать и
оценивать ситуацию, принимать решение исходя из сложившихся обстоятельств,
умение совместно решать задачи в рамках ограниченного времени и средств.
Слайд 8Тренинги и представленные идеи предназначаются, только как отдельные техники по
начальной помощи в формировании команды, и не являются некоей законченной
методикой.
Слайд 9Для упешной и продуктивной дальнейшей работы сотрудников надо раскрепостить и
используются для этого игры на снятие барьеров, например
психосексуальные
тактильные
разновозрастные (очень
актуальны для крупных производственных коллективов где есть сотрудники с большой разницей в возрасте)
Слайд 10Не плохо было бы провести в начале еще и игры
на создание дружественной, теплой обстановки! И только после предыдущих игр
можно переходить к играм на взаимодействие и сплочение, а после к играм на формирование команды и командного духа.
Слайд 11Формы работы:
Игры
Дискуссия
Упражнение
Дело или проект.
Квест
Поход
Слайд 12Технология проведения игр:
Техника безопасности
Возраст принимающих участие в игре
Место проведение игры
(транспорт, пляж, открытая местность, большое или маленькое помещение и рассчитывать
какая игра больше подойдет)
Состояние команды (если устали то лучше не проводить сильно подвижных игр)
Четкий инструктаж
Подготовка реквизита
Отслеживание потенциала группы
Анализ. рефлексия, обратная связь.
Слайд 13Формирование группы
и диагностика её развития.
Отряд – формальная группа с
установленными ролями (т.е. его формируют изначально посторонние люди)
Задачи и цели
– сформировать из отряда команду для работы (рабочую группу)
Структура группы
понятие ролей, статуса
размер и состав группы
нормы и правила
Слайд 14Динамическое развитие – 5 стадий развития:
1- знакомства => 2 -разочарование
=> 3-сплоченности => 4-активной работы => 5-завершения
Условия развития:
возможности членов
группы->эмоции->познавательная деятельность-> деятельность.
Слайд 15Лидерство
Лидер – тот человек, которого группа наделяет ответственностью за принятие
решение. И который на себя эту ответственность принимает.
Аутсайдер – противоположность
лидеру (не путать с серым лидером), как правило, есть в каждой группе.
Задача лидера - выводить аутсайдера из аутсайдеров, путем взаимодействия его с лидером! Но при выходе на хорошие позиции аутсайдера в любом случае появится новый аутсайдер вплоть до того, что аутсайдером станет прежний лидер.
Слайд 16Цели командообразования
Первая - люди знакомятся друг с другом в неформальной
обстановке, узнают новое друг о друге.
Вторая - люди учатся
совместно решать, таким образом, попробовав в безопасной обстановке совместную деятельность.
Третья цель - это просто отдых и разгрузка, которая осуществляется посредством этого мероприятия.
Слайд 17Процесс создания команды
Первым этапом является проработка целей командообразования.
Второй
этап - серия тренингов для выявления ролей, которые присущи членам
команды, и тех ролей, которые необходимы этой команде.
Третий этап - создание мотивации членов команды на более сплоченную деятельность. Важной целью этого этапа является более близкое знакомство и понимание общих ресурсов.
Слайд 18Процесс создания команды
Четвертый - основной этап, который является закрепляющим,
это какое-либо мероприятие (например, организация командного "выживания в лесу«). Это
тот момент, когда команда может показать то, чему они смогли научится в процессе предыдущих этапов. Для этого мероприятия будет необходима сплоченная работа коллектива, четко распределенные роли, и внятная цель.
Только такого рода сложную, поэтапную работу можно назвать командообразованием. Важным ограничением для командообразования является количество человек. Так как хорошую, эффективную команду можно построить максимум из 7 - 10 человек.
Слайд 19Очень важно отметить разницу между командообразованием, и просто мероприятием, забавой,
праздником. Классическое мероприятие - это загрузка, разгрузка или развлечение сотрудников,
в которой нет места активности самих сотрудников.
Важным отличием командообразования является то, что подопечные занимают активную позицию в мероприятии, а не только наблюдают его. Таким образом, главное отличие командообразования заключаются в уровне активности участников.
Слайд 20Таким образом, можно сделать вывод, что технология тимбилдинга – форма
результативной групповой деятельности, способствующая стабилизации микроклимата, активизации поиска рациональных идей,
развитию инициативы и творческого потенциала и повышению деятельности организации в целом.